Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №14. Вопрос 14. 1)Екатерина Великая






Вопрос 14. 1)Екатерина Великая. 2)»Просвещённый абсолютизм». 3)Реформы.

1) Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. И еще одно принципиальное отличие от петровских и ее преобразований: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».

Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттине (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. В 1727 г. он, в 42 года, женился на 16-летней Голштейн-Готторпской принцессе Иоганне-Елизавете.

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, именно в Германии в нее прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость. И это, по мнению историков, оказало плодотворное влияние на русское высшее общество. В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Она сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстерше: полно ее учить, она и без того умна».

Летом 1762 г., опираясь на гвардейские полки и деятельное участие своих друзей братьев Орловых, Екатерина совершила бескровный государственный переворот и, свергнув своего мужа Петра III, стала самодержавной императрицей.

Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление (1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.

После вступления на престол она сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе для нее поздно – в 7 часов утра.

С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну. Она развивала систему образования и призывала иностранцев, особенно немцев, переселяться в Россию. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ее руководством «Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения» – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положение политической, судейской и финансовой бюрократии. Жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которого донской казак Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, изменило направление ее мыслей: императрица начала привлекать на свою сторону дворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службы согласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права и вольности дворянства.

Екатерина уделяла большое внимание строительству в городах, особенно в Санкт-Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма. Императрица увлекалась литературой – ее перу принадлежат многочисленные беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, мемуары.

Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли.

В период ее правления территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144 новых города (более 4 городов в год на протяжении всего царствования). Было издано более 200 законодательных актов. В Россию хлынул поток эмигрантов из Европы. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.

Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы. В стремлении угадывать желание подданных у Екатерины нет аналогов в русской истории. Ни до, ни после нее не было в России реформатора, который бы так отчетливо понимал важность обратной связи между верхами и низами общества.

Но даже при своем некотором тщеславии, она никогда не преувеличивала свое значение в истории страны: «Что бы я ни делала для России, это будет капля в море!» – писала она. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении и деликатность. Ее правилом, по свидетельству графа Сегюра, было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».

Но лучше всего о себе сказала сама Екатерина в эпитафии, которую задолго до смерти написала для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

2) В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Ее основные идеи:

  1. человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства;
  2. все люди равны в своих человеческих правах, невзирая на сословные различия;
  3. общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука, просвещение, законотворчество.

Популярной становится идея " философа на троне", правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа. Этой идее следовали некоторые монархи Европы (Пруссии, Швеции, Австрии), стремившиеся таким путем ослабить в своих странах остроту социальных противоречий и приспособиться к новым социально- экономическим реалиям.

В России политика " просвещенного абсолютизма" связана с именем Екатерины II (1762-1796).

Самым крупным мероприятием " просвещенного абсолютизма" должна была стать работа Комиссии по подготовке нового кодекса законов (Уложения), созванной в 1767 г. Екатерина обратилась к Комиссии с " Наказом", в котором изложила программу своего царствования. В качестве исходных положений в " Наказе" торжественно декларировались идеи прав человека и общего блага; объявлялось, что задача государства не отнять у людей их вольности, а направить их деятельность к получению наибольшего добра.

Вместе с тем в " Наказе" обосновывалась неограниченная монархия, как единственно возможная в России власть. Однако монархия не должна вырождаться в деспотизм, для чего императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности и установить равенство всех перед законом. Законы, писала она, должны основываться на разуме и соответствовать " вольности" граждан. " Наказ" намечал также направление экономической политики - Екатерина выступала за свободу торговли и промышленности.

Автор " Наказа" принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит " естественному закону", но требование освобождения не выдвигалось. Говорилось, что закон обязан ограждать крестьян от злоупотреблений помещиков.

Таким образом, программа Екатерины II оказывалась внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Уложенная комиссия не создала нового кодекса законов, увязнув в спорах по крестьянскому вопросу. Уже в 1768 г. она была распущена, но принципы " просвещенного абсолютизма", провозглашенные в " Наказе", нашли воплощение в законодательной деятельности Екатерины:

  • Екатерина II издала Манифест о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества, т.е. в России вводилось свободное предпринимательство;
  • частью политики " просвещенного абсолютизма" была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (секуляризация). Тем самым духовенство лишалось экономической базы и переходило на содержание государства;
  • в 1775 г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний с одинаковой численностью населения. Более мелкой единицей стал уезд. Во главе уезда стоял капитан-исправник, губернии - губернатор. Две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника - наместника или генерал- губернатора, обладавшего широкой единоличной властью и подчиненного непосредственно императрице. Закон централизовал местное управление и значительно усилил власть монарха.

Вместе с тем в Законе присутствовали и идеи Просвещения. Им был сделан крупный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Была учреждена система выборных сословных судов: особые судебные учреждения для дворян, горожан, государственных крестьян. Созданы " совестные суды" из представителей трех сословий, выполнявшие примирительные функции.

Влияние идей Просвещения проявилось также в создании губернского Приказа общественного призрения, состоявшего из выборных представителей трех сословий и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, сиротских домов и т.п.;

  • в 80-е гг. были сделаны реальные шаги по созданию организованной системы школьного образования. В 25 губерниях были организованы " главные" (четырехклассные) и " малые" (двухклассные) народные училища. Всего было создано около 400 народных училищ.
  • стремясь создать более реальные гарантии " просвещенной монархии", Екатерина издала в 1785 г. " Жалованные грамоты" городам и дворянству. Грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться городской собственностью и доходами с нее, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская дума из депутатов от всех городских разрядов (купцы, мещане, дворяне, чиновники, духовенство).
 
 

Жалованная грамота дворянству подтверждала все прежние привилегии дворян и придавала им статус закона. Главные из них - право владеть землей на правах частной собственности и свобода в выборе занятий. Дворяне получили право местного самоуправления: выбора уездных и губернских предводителей дворянства, право дворянского общества иметь собственную казну. Местные дворянские общества избирали и состав уездной администрации. Все эти меры завершили оформление сословного стоя в России.

Екатерина приступила к разработке жалованной грамоты и государственным крестьянам. Однако не завершила работу, т.к. французская революция изменила ее отношение к идеям Просвещения. Она пришла к выводу, что они ведут только к разрушению и безумию.

Таким образом, политика " просвещенного абсолютизма" не разрешила всех тех вопросов, которые ставило общество и время. Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика " просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась также зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства. Но отдельные мероприятия этой политики были прогрессивными и выгодными для всей нации.

3) Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Вопрос 34. 1)Смутное время. 2)Самозванцы на престоле.

1) 1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

2) В начале XVII века, после пресечения правившей династии Рюриковичей, Россия вступила в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы, государство стояло на грани распада. Этот период принято называть Смутным временем. Бедствия Смутного времени порясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем многочисленных самозванцев, ставших орудием иноземного (в первую очередь, польского) вмешательства. Однако это только часть правды. Почву для самозванства подготовил глубокий социальный кризис, поразивший русское государство.

Наиболее известным и удачливым в достижении своих целей стал Лжедмитрий I (1606х), принявший имя младшего сына Ивана Грозного Дмитрия.

В правление Лжедмитрия I вольные терские казаки решили выдвинуть своего " Царевича Петра", выдав его за сына царя Федора Ивановича и Ирины Годуновой, никогда реально не существовавшего. Обосновывали это тем, что младенца Петра бояре якобы подменили девочкой, которая вскоре умерла. Весной 1606 года Лжепетр пришел с казаками с Терека в устье Волги, занял Царицын и начал упорно продвигаться вверх по Волге на север. Вскоре под знаменами " Петра" собралось до четырех тысяч человек. " Петр" и повстанцы отправили в Москву гонца с письмом к " Дмитрию". Интересна реакция Лжедмитрия на появление " племянника". По словам капитана польской дворцовой стражи Я.Маржарета Лжедмитрий с некоторой уклончивостью писал казацкому " царевичу", что если он - сын его брата Федора, то пусть будет желанным гостем; если же он не истинный, то пусть удалится прочь. К грамоте прилагалась подорожная, предписывающая выдавать " царевичу Петру" корм на всем пути в Москву. Возможно, Лжедмитрий надеялся получить в лице Лжепетра поддержку терского и яицкого казачества. Боярская знать, со своей стороны, рьяно выступила против нового претендента.

Казаки согласились отправиться в столицу, но, миновав Казань и Свияжск, получили весть об убийстве " царя Димитрия", спустились Волгой до Камышинки, а оттуда ушли за Дон. Здесь их разыскали посланцы кн. Гр. Шаховского, давно уже поднявшего восстание во имя Димитрия, но не находившего человека, согласного выдавать себя за Димитрия. По приглашению Шаховского Илейка со своим сильно возросшим отрядом, пришел к нему в Путивль. Весной 1607 г. они вместе отправились на выручку осажденного в Калуге Болотникова и заняли Тулу. Позже он примкнул в Туле к войскам Болотникова И.И., после поражения которого был казнен близ Москвы в 1607 году.

После свержения Лжедмитрия в 1606 году народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть " доброго законного" царя. Толки о том, что он спасся от " лихих" бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Некоторые из них принимали совсем уж необычные имена и ссылались на лиц, каких на свете не существовало. Так в Астрахани появился царевич Август, кто-то назвался Иваном Ивановичем, сыном Ивана Грозного, потом появился царевич Лаврентий, назвавшийся сыном убитого Грозным царевича Ивана Ивановича, и многие другие.

В 1607 году появляется Лжедмитрий II (" Тушинский вор") (? -1610х), выдававший себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I).

После свержения царя Василия Шуйского в стране распространились слухи о том, царь " Дмитрий" вторично благополучно избежал смерти от " лихих" бояр и ждет народной поддержки, однако Лжедмитрий III и последующие существенных следов в истории не оставили.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.