Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование слайд-шоу в учебном процессе






Благодаря использованию мультимедийных технологий происходит активизация познавательной деятельности студентов, возникает яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, происходит усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда педагога.

Мультимедийные презентации давно стали обычной формой представления материала на научных конференциях, но в практике работы применяются довольно редко.

Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование – мультимедийный проектор, хороший компьютер, умение общаться с техникой и др. Естественно, что презентации нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.

Использование МП обеспечивает наглядность материала, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, диаграмм, схем. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество – проигрывание аудиофайлов.

Все это обеспечивает «аффективность» восприятия информации – излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (80%) и органами слуха (15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении).

Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны студента. В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, то есть могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало.

С помощью презентации можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к лекции, практическому занятию, без усилий создать анимированный слайд, осуществить контроль знаний, обобщить основные этапы лекции. Применение презентаций позволяет отказаться почти от всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда в «движении», видео).

С помощью презентации можно быстро применить разнообразные формы обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные, оказывающие огромное воздействие на эмоциональное восприятие студентов, способствующие более глубокому усвоению материала. Так, при изучении некоторых тем курса истории педагогики и спецкурса мы сопровождаем лекции показом презентаций. На слайды выносим основные понятия и определения учебного материала, схемы, таблицы, видеозаписи сюжетов. Студенты во время такой лекции создают в тетради конспект новой темы, для закрепления знаний выполняют практические задания, используя определенный алгоритм, помещенный на слайде. Таким образом, презентации являются мини-конспектами лекций.

Далее несомненным преимуществом МП является быстрота и удобство воспроизведения материала. Кроме того МП дают возможность показать структуру занятия: в начале лекции можно раздать распечатки плана лекции, а затем с помощью заголовков на каждом слайде следить за ходом изложения материала. Возможно вынесение на слайды ключевых слов и новых терминов, педагогических категорий. Это облегчит их восприятие и запись лекции студентами.

С другой стороны, существуют и проблемные точки МП. Прежде всего, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и звуковой ряд отдельно; слишком быстрый темп чтения лекции и смены слайдов, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков и схем (в результате студенты видят итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать). Иногда бывает, что все эти недостатки сочетаются в одной презентации: каждые 10-30 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, что снижает научность преподавания.

Дело в том, что МП здесь не причем, все зависит от лектора. Практика работы с МП показывает, что необходимо при их создании:

во-первых, использовать рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), размер шрифта должен быть довольно крупный 35-60 пунктов для заголовков и 25-30 пунктов для основного текста. Иногда хорошо смотрится жирный шрифт;

во-вторых, важно подобрать правильное сочетание для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, шрифт – темный, или наоборот. Слайдов не должно быть слишком много, иначе они будут быстро меняться и времени для записи у студентов не останется. Оптимально смена слайдов каждые 2 – 1, 5 минуты и не более 60 слайдов на 90 минут;

в-третьих, слайды не следует перегружать текстом и картинками, не вставлять большие таблицы. Целесообразно использовать различное оформление слайдов (шрифты, цвета, подписи) для запоминания и для просмотра, так как студентам трудно понять, что надо делать в данный момент: слушать лектора или перерисовывать слайд;

в-четвертых, слайды должны быть синхронизированы с текстом лекции. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. Она не должна становится главной частью лекции либо дублировать материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста лекции и презентации, когда студент, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот,

увидеть на слайдах то, что он прослушал. Для этого лучше самому управлять сменой слайдов;

в-пятых, усилить эффект от использования презентации можно раздавая распечатки сложных рисунков, таблиц. Быстро появляющиеся и исчезающие надписи обычно вызывают раздражение. Анимация допустима для создания определенного настроения или атмосферы презентации

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.