Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершение деяния дееспособным лицом






Однако не всякий человек может действовать разумно, т.е. осознавать значение своих действий и правильно предвидеть наступление последствий. В частности, такое состояние разума присуще детям, не достигшим установленного законом возраста (14-16 лет), и психически больным лицам. Их противоправные действия не признаются правонарушениями. За вред, причиненный действиями детей, отвечают родители или заменяющие их лица. Следовательно, субъекты правонарушений должны обладать предусмотренной нормами права способностью отвечать за совершенные противоправные деяния, т. е. деликтоспособностыо.

Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.

Таким образом, правонарушение представляет собой виновное поведение деликтоспособного индивида или организации, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет юридическую ответственность и другие меры государственного воздействия.

Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

1. Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п.

2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

a. деяние (действие или бездействие);

b. противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

c. вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

d. причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по, времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

e. место, время, способ, обстановка совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения — ее составляют вина, мотив, Цель. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица.

Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомобиля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения — резко повернуть руль.

Пример умысла. Собственники дачи, которую они оставляют на зимний период, озабоченные проблемой сохранности имущества и желающие наказать возможных похитителей, оставили недопитую бутылку спиртного, в которую всыпали яд. В случае смерти кого-либо из пожелавших «отведать» содержимое бутылки собственники дачи будут отвечать за умышленное убийство.

Кроме вины как главного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения и цель — конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние.

27. Понятие и признаки юр.ответственности.

42. Понятия «жертва» и «потерпевший» от преступления. Соотношение понятий.

Для виктимологии как общей теории жертвы, предмет которой — пострадавшие в любых ситуациях не криминального характера (эко­логических катастроф, стихийных бедствий, отказов техники и т. п.) термина «жертва» вполне достаточно, хотя он обозначает пострадав­шего, не детализируя механизма причинения вреда.

Однако такая нивелировка не подходит, когда речь идет о лице, кото­рому причинен вред непосредственно преступлением. Это тоже жертва, но ставшая таковой в совершенно ином правовом поле. Криминальной (криминологической) виктимологии необходим термин, учитывающий это обстоятельство, а именно «потерпевший».

В виктимологическом плане потерпевший — это непосредственная жертва преступления, что и оправдывает использование в криминаль­ной (криминологической) виктимологии как равнозначных обоих тер­минов, обозначающих феномен жертвы. Вместе с тем представляется логичным при обозначении жертв-носителей криминально обуслов­ленной и тем более реализованной виктимности оперировать преиму­щественно термином «потерпевший».

В соответствии со ст. 53 УПК РСФСР потерпевший в уголовном процессе — это лицо, признанное в качестве потерпевшего в установ­ленном законом порядке (субъективный критерии) в связи с причине­нием ему преступлением морального, физического или имуществен­ного вреда (объективный критерий).

Следовательно, процессуальное понятие потерпевшего представля­ет (в обязательном порядке) единство объективного (содержания) и субъективного (формы) критериев.

Понятие потерпевшего в виктимологии основывается на объек­тивном критерии, отражающем реальное событие, — наличие вреда, ущерба, причиненного преступлением. Если лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (т. е. реальная жертва), не признано потерпевшим, оно, независимо от этого, является таковым. Будучи формальным актом, процессуальное решение не может «отменить» факта Причинения вреда.

Есть две позиции относительно того, что представляет собой жертва в виктимологическом смысле.

Первая — это человек или определенная общность людей в любой, форме их интеграции, которым прямо или косвенно причинен вред преступлением; В западной виктимологии ряд ученых относят к жертвам не только физических и юридических лиц, но даже общество, государство и международный порядок в целом.

Вторая — это физическое лицо, человек, которому непосредственно преступлением причинен физический, моральный или материальный вред.

Очевидно, что эти точки зрения не следует ни противопоставлять, ни абсолютизировать. Здесь нужно исходить из понимания сущности феномена жертвы и точного представления о границах и целях ее изу­чения в рамках криминальной (криминологической) виктимологии. Кроме того, применительно к этой проблеме надо различать понятия жертвы и потерпевшего.

С нашей точки зрения, жертва — это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред. Именно физические лица являются основным предметом виктимологического изучения.

Потерпевшим от преступления может быть признано и юридиче­ское лицо, но оно не обладает качествами жертвы. Интегративная жертва появляется там, где ущерб от преступных действий, даже на­правленных против общности, материализован в причинение вреда непосредственно лицам, составляющим эту группу. В этом смысле общность людей, представляемая как жертва, — это совокупность жертв — физических лиц.

Условно говоря, у интегративной жертвы должна быть «живая душа», какой нет у организации, предприятия и т. п. Таким образом, интегративная жертва — это не любая, а лишь та­кая общность людей, которая обладает определенными признаками.

1. Все лица, составляющие общность, должны обладать хотя бы од­ним общим для них качеством, обусловливающим виктимную предрасположенность в рамках общей или специальной виктим-ности (например, при геноциде это национальность; при крими­нальной приватизации — принадлежность к группе держателей акций И т. д.).

2. Общность в целом должна обладать аддитивной (интегративной) виктимностью.

3. Внутренняя структура общности, ее ролевые составляющие долж­ны быть такими, при которых виктимизация общности невозмож­на иначе как причинением непосредственного вреда большинству или всем ее членам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.