Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.






Главная задача эмпирического уровня описание предметов и явлений, а основная форма – научный факт.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой изучение отдельных предметов и явлений. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание.

Эксперимент – это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определённых условиях. Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законом науки и правилам логики.

Из других методов можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование предположений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, объясняющих явление окружающего мира.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.

Ученые не останавливаются на наблюдении и установлении фактов. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
· Главной задачей является описание предметов и явлений · Основная форма получения знания – эмпирический (научный) факт · Основные методы – наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент · Методы: гипотеза, а также формулирование научной теории · Гипотеза – выдвижение и обоснование предложений · Цель проверки гипотезы – формирование законов, принципов или теорий · Экзистенциальные гипотезы – предположение о существовании явлений еще не известных науке. · На основе проверки гипотез происходит построение научной теории.
Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую  

Наиболее известными, классическими теоретическими метэодами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод – это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Индуктивный метод – это движение от частного к общему, от фактов к закону.

Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некоторый общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия. Дедукция, например, широко применяется в математике при доказательстве теорем из общих аксиом.

Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.

В противовес научном выступает ненаучное познание. Это мифы, житейский опыт, искусство.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности были мифы.

1. МИФЫ – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с повседневной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремиться объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменят объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений.

2. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. В отличии от науки, где знания являются самоцелью, а процесс познания организован специально, в жизненной практике процесс получения знаний и сами знания представляют из себя побочный продукт. Практическому знанию, возникающие в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть – чуть», «щепотка» и пр. Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

3. Возрастание объёма и усложнения деятельности людей, направленной на удовлетворения их потребностей, приводила к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причём такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщённые практические знания составили основу народной мудрости. Народная мудрость тоже имеет свой специфический словарный лексикон. Из обобщённого опыта возникли своеобразные афоризмы: «Куй железо, пока горячо» и пр. Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддаётся воздействию. Оно означает призыв делать что – либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действие, не связанное с кузнечным ремеслом. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью.. Отличительной чертой народной мудрости является её неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируются отношения разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня» и рядом – «Утро вечера мудренее»

4. Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность, самих себя, причём эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Прежде всего, здравый смысл включает в себя сведения, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Эти сведения усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Здесь здравый смысл составляет т.н. природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе. Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связан с опытом многих людей, опутан предубеждениями, заблуждениями, устойчивыми стереотипами, представлениями, принимаемые людьми определённой эпохи в качестве абсолютных истин. Здравый смысл явление достаточно консервативное и меняется очень медленно.

5. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Предметом искусства является человек

Специфика искусства:

6. Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Паранаука отличается претензией на универсальность, исключительность. Она не стремиться к ответам на злободневные вопросы жизни, она безаппеляционно использует свою формулу, объясняя с её помощью причины проблем человека. Хотя паранаука иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым методам.

7. Социальное познание- познание общества и протекающих в нём социальных процессов.Здесь объект и субъект познания совпадают – общество познаёт самоё себя и объектом и субъектом познания является ОБЩЕСТВО. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю. Включённость человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же и изучает, не может не сказываться на процессе познания.

Главный источник знаний это окружающая нас социальная действительность, исторический опыт, разносторонняя общественная практика.

Особенности:

· Совпадение объекта и субъекта познания – общество. Совпадение объекта и субъекта социального познания приводит к появлению различных несовпадающих выводов и оценок, возникающих при изучении одного и того же общественного явления.

· Субъективность. В рамках социального познания человек может проникнуть в самую суть процесса. Но, с другой стороны, будучи участником социального процесса, он не может быть безучастным. Одни социальные явления вызывают у него положительные чувства, другие – отрицательные. И это субъективное мнения откладывает отпечаток на процесс познания. Точные науки в своих выводах, как правило, не затрагивают положения социальных сил, а вот социальное познание – да. В этом отличие естественно – научного и социального познания. Чем больше исследователь в социальную или социально – политическую борьбу, тем сильнее будут складываться его субъективные позиции, его пристрастия, потребности настроения на процессе познания социального объекта.

· Сложность изучаемого объекта. Сложность познания социальных связей в том, что здесьприходится разбиратьсяв отношениях людей, наделённых сознанием, чьи стремления, желания, цели зачастую скрыты, завуалированы заявлениями, обещаниями, саморекламой. Каждое событие в социальной жизни по своему «рисунку» неповторимо. В жизни общества события и явления не похожи друг на друга. Даже аналогичные по характеру процессу отличаются друг от друга. Поэтому в общественной жизни обнаружить закономерности нелегко, труднее, чем в природных процессах.

· В социальном познании возможности эксперимента и наблюдения ограничены.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия социальных фактов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.