Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монастыри на Пинежье






Продвижение монастырей имело большое значение для экономического развития Пинежья. За ними были закреплены земли, озера, леса, они получали государственные субсидии и финансирование служителей, имели постоянные доходы от сдачи в аренду крестьянам окрестных деревень части земельных угодий, и мест для ловли рыбы, являлись культурными и духовными центрами.

В разное время на Пинежье были основаны пять монастырей:

-Кеврольский Воскресенский (14 век)

-Красногорские Богородский (1603 год)

-Веркольский Артемия праведного (1644 год)

-Ламбасский (17 век)

-Сурский Иоанно-Богословский (1900 год)

В 16 веке появляется культ почитания сразу двух местных святых отроков – праведные Артемий и Параскева. На Пинежье была привезена в дар чудотворная православная икона Богородица Грузинская, которая находилась в Красногорском монастыре и была утрачена в 40-е годы 20 века.

В 1587 году была построена шатровая в основании крестообразная церковь, освященная в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, что являлось показателем принадлежности данной территории к Московскому государству. Название поселения Суры — село — до XIV века было показателем того, что эта земля является княжеским или боярским владением. На это указывает и название одного из околков села – погост, в древнем понимании «место сбора дани», где и стояла данная церковь.

В 1687 году по грамоте архиепископа Афонасия возводится пятиглавая церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Святитель Николай пользуется особой любовью у северян. Его в народе называют Чудотворец, Заступник, призывают как помощника в полевых работах, промыслах, пути, строительстве, родах.

 

Период конца XIX – начала XX века в развитии Суры и Пинежья неразрывно связан с именем Иоанна Кронштадтского.

Ежегодно в конце мая или начале июня отец Иоанн приезжал на родину. Это было паломничество, молитвенное шествие на гроб отца, на место первых откровений Божьих. По дороге он останавливался, его встречали толпы народа. Батюшка благословлял верующих, молился, писал дневники.

 

Рис.4. Иоанн Кронштадтский в селе Сура. 1891 го

 

В 1899 году в Суре Иоанн Кронштадтский благословил основание общины, которая с 1900 года приобрела статус Иоанно-Богословского женского монастыря. Монастырь просуществовал всего 20 лет, но сыграл огромную роль в хозяйственной и культурной жизни села и верховья реки Пинеги. За время его существования были построены: деревянный корпус с кельями для сестер, деревянная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменный корпус для игумении, каменная монастырская баня, гостиница для паломников и величественный каменный Успенский собор с тремя пределами.

В 1900 году Сурская обитель по Указу Высочайшего Императорского Величества получила в дар корабельную сосновую рощу в 18 км от Суры. Здесь был устроен Свято-Троицкий скит монастыря, который также имел храм в честь животворящей Троицы, хозяйственные и жилые постройки, пашню и угодья для выпаса скота.
Монастырь обладал современным по тем временам оборудованием и транспортом. На правом берегу реки Сура находился механический завод с каменной кочегаркой. В ней был установлен десятисильный паровой локомобиль. От него приводились в действие лесопильная рама и кирпичеделательная машина, мукомольные поставы и дроворезка. Единственному в России Сурскому монастырю принадлежал 25-тисильный пароход «Святой Николай Чудотворец» – дар отца Иоанна и несколько барж.

Монастырь занимался различными видами благотворительной деятельности: оказание помощи нуждающимся крестьянам, помощь родственникам погибших солдат, сбор средств на благотворительные цели, раздача милостыни. В монастыре была открыта читальня, для прихожан выписывали православные журналы и газеты, работали различные мастерские. В воскресения и праздники читались духовно-нравственные повествования, иногда показывались картины «при посредстве фонаря». При монастыре существовали аптека и больница, работали церковно-приходская школа для детей и воскресная школа для взрослых. Монастырь был просветительным центром, имел свою книжную лавку. В монастырской школе для девочек, организованной по типу интерната, дети обучались шитью, рукоделию, пошиву и ремонту обуви, вязанию. Программа школы была рассчитана на воспитание будущей хозяйки и матери. Монастырь имел подворья в Архангельске и Санкт-Петербурге, которое позднее было преобразовано в самостоятельный монастырь.[4]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.