Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтический феномен А.Рембо.






· Феноменальный, по определению словаря, - исключительный, редкий, необычный.

· Рембо-подросток поражал своей необычайной, феноменальной зрелостью.

· Всегда, до самой своей смерти, он будет устремлен куда-то, к чему-то, будет непрестанно перемещаться, чего-то искать. Есть прямая аналогия между образом жизни и его поэтическим мышлением, пафосом которого был поиск, обновление, непрестанное движение.

· Краткая поэтическая деятельность Рембо пришлась на историческую границу. Франция на рубеже 60-70-х годов пережила большие потрясения - франко-прусская война, буржуазная революция в 1870 году, Коммуна - в 1871-м. Это была среда, которая питала Рембо, поощряла и провоцировала его непоседливость, нетерпеливость, нетерпимость.

· Одно из проявлений феноменальной зрелости Рембо - его самокритичность. Он был агрессивен к самому себе, по отношению к своему призванию. Его развитие сопровождалось нетерпеливым желанием уничтожить только что пройденный этап.

· Рембо перестал учиться, несмотря на свои успехи. Он вообще избегает всякой постоянной деятельности, способной приобщить его к обществу. Отказ Рембо представлял собой демонстрацию асоциальности, бунтарских настроений.

· Он живет в обществе, но пытается быть свободным от него, не связывает себя даже фактом присутствия, пребывания на одном месте.

· Рембо не сочинял - он переживал.

 

Стихи, которые он написал в возрасте с 15 до 19 лет, спровоцировали появление символизма и отчасти футуризма. Жар юности заставлял его бежать, искать, создавать и разрушать с немыслимой стремительностью. в 17 лет Рембо поставил себе задачу стать поэтом-пророком. И принялся рьяно экспериментировать над собой.

Его имя включено в энциклопедию мирового культурного наследия. все свои произведения – от неумело юношеских до настоящих шедевров, он создал всего лишь за 3 года. А после даже презирал то, чем когда-то занимался.

Писать стихи он начал в 8 лет. К 15 годам эти стихи оформились в произведения строгой романтической манеры, соблюдает традиции и образность. Создаёт нежные и тонкие стихи о греческих богах, лилиях, голубках и тому подобном. «Киприда шествует, немыслимо прекрасна»; «Селена белая роняет покрывало / К ногам прекрасного Эндимиона вдруг!». Самое приметное стихотворение первой, " литературной" фазы творчества Рембо (до 16) – «Кузнец". Рембо здесь зависим от Гюго, от прогрессивно-романтической идеологии. Подобно гюго он республиканец и демократ.

В крайне изящном стихотворении «Солнце и плоть» Рембо объявляет себя язычником, который поклоняется Афродите и природе: «Она, как женщина, сотворена из плоти, / Как бог полна любви; и соками полна».

Патетика уступает место сарказму - от достойного восхищения прошлого поэт переходит к недостойному настоящему. Образы величественного и возвышенного сменялись образами низменного, образами карикатурными.

Но всего через несколько месяцев богиня любви кардинально меняет свой облик! Рембо рушит нежную архитектуру романтизма, впуская в свои стихи «безобразные» метафоры. Он пишет стихотворение «Венера Анадиомеда». Его новая богиня ужасна. «Венера» выколото тушью на крестце... / Всё тело движется, являя круп в конце, / Где язва ануса чудовищно прекрасна». Безжалостность, откровенность, циничность создателя этого стихотворения поражают - и кажутся совершенно невозможными для 15-летнего мальчишки! Низводя носительницу любви - женщину и символ любви - Венеру до уровня карикатурного образа проститутки, Рембо посягнул и на самую любовь.

Эти два стихотворения написаны в течение одного 1870 года. Для тех внутренних чувственных перерождений, на которые другим поэтам требовалось несколько лет, у Рембо уходит всего несколько месяцев.

Стихотворение о боге Рембо называет «Зло». Он ненавидит христианство, которому был вынужден посвящать каждое воскресенье, сопровождаемый тенью матери.

Фривольная тема отмечена атмосферой иронии (" Первое свидание", " Ответ Нины").

Сонет " Блестящая победа под Саарбрюккеном, одержанная под возгласы " Да здравствует Император! " - образец открытой сатиры, образец карикатуры; не сдерживал своего негодования и своей язвительности. подчеркнутое, афишированное выражение своего, личного отношения к миру, жесткий, саркастический тон, стремительный, синкопический ритм, близкая к разговорной поэтическая речь. Сонет Рембо парадоксален на фоне традиции, которая считала признаками сонета сдержанность, строгость в отборе тем и тропов. Традиционный сонет предпочитал возвышенные сюжеты - Рембо самым решительным образом вернул сонет на землю. Он даже предпочитал парадоксальное сочетание сонетной формы и " земного", " низменного", или же сатирического сюжета.

В стихотворении " Приседания" - эпическое " величание" тщательно скопированного отправления естественных потребностей.

" Сидящие" - сатирический образ " человека-стула". Можно сказать, что зачатки сюрреалистической поэтики таятся в склонности к созданию шокирующе-контрастных композиций, к соединению трудносоединимого в одном образе, вплоть до слияния разнородных элементов (" человек-стул").

 

16-летний поэт смог безошибочно ориентироваться в отнюдь не простой политической обстановке. большинство французских писателей того времени Коммуну не приняло. Рембо обнаружил поистине феноменальное политическое чутье, воспев коммунаров.

Вершина гражданской лирики Рембо - " Парижская оргия, или Столица заселяется вновь". Политическое и поэтическое мышление Рембо сравнимо с Виктором Гюго. Здесь тот же стиль обвинительной речи, адресованной прямо указанному политическому противнику. стилистическая дерзость, – сволочня, сварливая парша, дегенераты, придурки, лизоблюды.

Поражение Коммуны означало для Рембо победу " сидящих", подтверждение его ярой антибуржуазности. Стихотворение " О сердце, что нам кровь, которой изошел весь мир..." точно передает такое умонастроение Рембо, выражает его бешеный анархизм, задающий тон всему последующему творчеству, всей жизни Рембо.

 

Из стихотворения о чиновниках:

Черны от папиллом, корявые, с кругами

Зелёными у глаз, с фалангами в узлах,

С затылками, где злость топорщится буграми

И расцветает, как проказа на стенах…

 

Природа в его стихах теряет всякое романтическое сияние:

Омыл слезливый гидролат

Небес капусту,

Деревьев почки ваш наряд

Слюнявят густо.

 

· Рембо был первым человеком, который написал стихи, дёргающие за кишки. Поражение коммуны вызывает у него отчаянье, злость и запускает в нём механизм поиска новых целей.

«Первое, что должен достичь тот, кто хочет стать поэтом, — это полное самопознание; Нет, надо сделать свою душу уродливой. Представьте человека, сажающего и взращивающего у себя на лице бородавки. Я говорю, надо стать «ясновидцем», сделать себя «ясновидцем».

«Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным «приведением в расстройство всех чувств».

" Ясновидение" расшатывало основы традиционной системы стихосложения. Объективно это был процесс обогащения, расширения возможностей стиха, эпохальный процесс открытия " свободного стиха" французской поэзии. Сохраняя временами рифму, Рембо внедряет ассонансы, прибегает к укороченной строке, подчиняющейся ритмам разговорным, не соблюдает порой пунктуацию, вообще демонстрирует независимость относительно " правил".

Теория " ясновидения" была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику " ясновидцев" Рембо причислил Верлена, Лиля, Банвиля, но прежде всего Бодлера.

Рембо-" ясновидец" предварил символистскую поэтику Малларме (" рисовать не вещь, но производимый ею эффект").

" Ясновидение" - патологически заостренная способность Рембо мыслить образами, жить в мире образов, в мире иллюзий.

Рембо открывает «цветные гласные», создает «темную поэзию», смысл его стихотворений туманен, а форма произведений близка символизму. В этом же году поэт пишет свой первый верлибр – О море, которому суждено было стать первым во французской поэзии образцом свободного стиха:

Повозки серебряные и медные

Стальные и серебряные форштевни

Вздымают пену,

Взрезают пласты сорняков.

 

В этом стихотворении десять строк разной длины, отсутствуют ритм, размер, рифмы, а также в оригинале не соблюдено чередование мужских и женских окончаний.

Рембо отправился в Париж к Верлену с стихотворением «Пьяный корабль». Верлен был потрясён и гордился, что открыл гения. «Пьяный корабль» стал одним из основных корней символизма. В ней чувствуется безудержная ярость мятежника, автор пытался экзотически преобразовать омерзительный мир, представив себя кораблем, странствующим по незнакомым водам без руля, экипажа, без цели.

«Пьяный», заблудившийся, сбившийся с курса, гибнущий корабль — достаточно очевидный символ поэта, его души, пустившейся в рискованную авантюру. Корабль — образ метафорический, образ «корабля-человека», в котором воедино сливаются внешнее и внутреннее, возбуждая впечатление о возникновении какой-то третьей силы, которая не сводится ни к кораблю, ни к поэту. В этом главное отличие «ясновидения» от импрессионизма Верлена, а в этом отличии заключена суть символизма. Возникающая «тайна», некое не подлежащее логическому определению начало, влечет за собой особенную поэтическую технику, технику намека, «суггестивности».

Рембо встаёт на путь практики ясновидения. Он с фанатичным упорством истязает себя — голодовками, алкоголем и наркотиками. Намеренно вызывает у себя бессонницу. Он агрессивен, вспыльчив, и в конце концов выясняется, что среди французской богемы его может терпеть только Верлен.

Я знаю рвущееся небо, и глубины,

И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,

И зори трепетнее стаи голубиной,

И то, что не дано увидеть никому.

 

Рембо пишет небольшую книжку «Одно лето (пора) в аду», где новаторской и надрывной поэтической прозой объясняет, почему он больше не желает быть поэтом.

За время практики ясновидения Рембо написал… цикл стихов в прозе «Озарения». Это чувства, образы, музыка с разбросанными осколками смысла и логики — «неясное о неясном». Просто чувственные зарисовки. «Я протянул струны от колокольни к колокольне; гирлянды от окна к окну; золотые цепи от звезды к звезде, — и я пляшу». И в этом произведении Рембо сохраняет свою способность «видеть»; фрагменты «Озарений» кажутся видимыми картинами, они лаконичны, компактны, составлены как будто из материалов, которые под рукой, рядом.

Ни один из составляющих цикл фрагментов не может найти адекватную интерпретацию, это образ сильной, необыкновенной личности, обуреваемой могучими страстями, создавшей целый мир своей необузданной фантазией, готовностью идти до конца.

«О пепельное лицо, эмблема волос, хрустальные руки! Жерло орудия, на которое должен я броситься — сквозь ветер и буйство деревьев».

В надежде стать сверхпоэтом, который создаст нечто, что изменит жизнь каждого и сформирует иное будущее, Рембо потерял контроль над собой. «Озарения= набор ярких образов и метафор.

«Я пробовал изобрести новые цветы, новые звёзды, новые виды плоти, новые языки. Я поверил, что обладаю сверхъестественным могуществом. И что же!.. я снова брошен на землю с обязанностью искать работу, обнять грубую действительность!»

«Я ненавижу теперь мистические порывы и стилистические выверты. Теперь я могу сказать, что искусство — это глупая выдумка... Я приветствую доброту».

· Рембо был гораздо большим мечтателем, чем любой из поэтов, потому что он был ребёнком. «Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движенье народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо в книге «Одно лето в аду».

" Пора в аду" - представляет необыкновенного человека, феноменальную личность. Часто ли встречается художник, способный отречься от себя самого, оценить и осудить свой путь? Да еще в девятнадцать лет. образ его жизни был своего рода " экспериментом", опытом.

И «Озарения» и «Сезон в аду» - не поддаются какому-либо тематическому анализу, поскольку представляют собой непрерывный поток галлюцинативных поэтических откровений, лишенных всякой логики и никак не связанных между собой.

Рембо осудил «ясновидение». Он точно определил декадентскую первооснову этого литературного эксперимента, оценил утрату идеала, вопиющую асоциальность и ее результат — разрушение личности. Рембо осознавал, что декаданс применительно к нему был даже не упадком, а падением, падением в самом прямом, унизительном смысле этого слова. И Рембо исповедуется в «свинской любви», не стесняясь показать ту грязь, в которой барахтался несколько лет.

Последний, африканский этап его пути - последний акт самоотречения, отречения от поэзии и от себя самого. Занимаясь торговлей, Рембо словно бы забыл о том, что был поэтом. Торговля была своего рода очередным экспериментом.

Творческий поиск направлял его в сторону безысходного одиночества, хотя дар поэта социален по своей природе. Рембо всегда был одинок, настоящих друзей, подлинной любви у него не было.

Рембо- гениальный поэт - умер в роли заурядного торговца. Поэта никто не знал, его не печатали, не понимали (разве что - отчасти - Верлен). Рембо вынужден был поверить в неудачу своего поэтического опыта тем более, что поэзии он назначал роль откровения, пророчества.

Цели — только великие. А если они нереальны — то не стоит и действовать. Упрямый рассерженный ребёнок бросает «игрушки».

Поэтическая техника Рембо нарушает привычные традиции. Он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности - поэт становится творцом, равным Богу, и ему открывается скрытый смысл бытия.

«Гласные»

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зелёный.

О — синий: тайну их скажу я в свой черёд.

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

уподобление гласного звука цвету знаменовало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения, значимой коммуникации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.