Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла.






Многие исследователи Нов. Завета задавали вопрос: действительно ли фрагмент из Послания к римлянам (Рим. 2: 14-15 “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах") указывает на учение о естественном нравств. законе?

Нек-рые протестант. ученые ставят под сомнение ценность этого текста в качестве библейского основания учения о естеств. нравств. законе. Вот почему надо тщательно исследовать содержание этого фрагмента.

Здесь возникает вопрос о влиянии стоической философии на мысль ап. Павла. Использовал ли ап. Павел стоическое учение, чтобы доказать содержащееся в данном фрагменте свое положение? Или учение о естеств. нравств. законе явл-ся настолько существенным моментом в благовестии ап. Павла, что оно все равно было бы преподано, если бы даже и не существовало о нем никакого философского учения?

Итак, мы должны приблизиться к пониманию этого фрагмента. Прежде всего следует иметь в виду, что основной темой Послания к римлянам явл-ся абсолютная необходимость веры для оправдания человека перед Богом.

1-й важный тезис, к-рый ап. Павел стремится установить, - это то, что все люди, независимо от их убеждений, имеют нужду в оправдании через Иисуса Христа. Ап. Павел говорит о всех людях вообще, о гневе Божием за совершенную людьми несправедливость, о всеобщей виновности людей перед Богом, ибо никто не может оправдаться тем, что не знал, как поступать в своей жизни, и тем, что не знал о будущем Божеств. воздаянии и наказании за совершенные дела, поскольку Бог через Свое творение явил Свое могущество и присутствие в мире. Нечестивые остаются без оправдания, т.к., несмотря на возможность познать Бога и поступать в соответствии с этим знанием, прославляя и благодаря Бога, они отвратились от знания о Боге и с омраченным разумом добровольно вверглись во мрак неверия. Результатом этого отвержения естеств. знания о Боге явилось то, что они лишились Его Божеств. помощи и присутствия, сделались неспособными выполнить свое предназначение в жизни и подверглись нравств. падению. Их вина за отвержение Бога усугубляется тем фактом, что они знают о том, что Бог определил наказание за беззакония и что они рано или поздно понесут за них достойное возмездие.

В учении ап. Павла о естеств. нравств. законе можно выделить следующие основные положения.

Естеств. нравств. закон дан Богом и явл-ся общим достоянием всех людей.

Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу.

Все люди ответственны за нарушение требований нравств. закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие.

Предположение о том, что идея естеств. нравств. закона пришла к ап. Павлу из философской культуры его времени через посредство стоической школы, не может быть принято как вполне несомненное и общепризнанное. Следует указать на существенное различие в учении о естеств. нравств. законе в стоической философии и в благовестии ап. Павла. Это различие определяется тем огромным расхождением, какое существует между пантеизмом стоиков, для к-рых Бог и Божеств. закон неотделимы от природы, и монотеизмом св. ап. Павла, для к-рого Бог явл-ся Творцом и Законодателем. Поэтому можно утверждать, что учение ап. Павла о естеств. нравств. законе явл-ся выводом из его богослов. умозрения, представляет собой один из аспектов его благовестия и не зависит от стоической философии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.