Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 12






Билет№ 2

1. История нравственного богословия.

2. Античная аретология (учение о добродетели).

Билет № 3

1. Нравственное начало в становлении личности. Нравственная свобода личности.

2. Библейское и святоотеческое учение о добродетели.

Билет № 4

1. Естественный нравственный закон (учение апостола Павла и свв. отцов).

2. Детерминизм. Классификация детерминизма.

Билет № 5

1. Теории нравственной санкции.

2. Теологический детерминизм. Предопределение и нравственная
свобода.

Билет № 6

1. Автономная этика И. Канта.

2. Крайний индетерминизм («идолатрия свободы»).

Билет № 7

1. Естественный нравственный закон, Декалог и христианская этика.

2. Свобода личности и феноменология зла.

Билет № 8

1. Развитие страстного помысла.

2. Библейское и святоотеческое понимание греха

Билет № 9

1. Место потребностей в структуре личностей. Основные категории потребностей.

2. Святоотеческое учение о страстях. Основные страсти.

Билет № 10

1. Совесть, ее функции и состояния.

2. Смысл брака в Ветхом Завете и язычестве.

Билет№ 11

1. Понимание совести в античности и христианстве.

2. Источники греха, его степени и последствия.

Билет № 12

1. Христианское учение о браке.

2. Принципы христианской деонтологии.

Билет 1. Вопрос 1. Предмет и источники Нравственного богословия

Нравств. богословие (НБ) опирается на неповторимость Божеств. Откровения и учитывает ценность философского знания. НБ содержит нравств. ценности и занимается их теоретическим обоснованием и осмыслением. НБ черпает свой авторитет в Божеств. Откровении, т.е. в Божеств. воле о человеке, и поэтому является основанным на высшей и конечной действительности. НБ рассматривает христиан. нравственность как исполнение и завершение естественной нравственности, к-рая присуща опыту каждого человека и требует своего совершенствования и развития. Т.е. речь будет идти о праведном и неправедном действии человека, об угождении Богу и неугождении Ему, речь будет идти о добродетелях, к-рые ведут человека прямым путем, и о грехах, к-рые уводят человека в др. сторону.

В своем содержании НБ опирается на источники:

1. Свящ. Писание,

2. Предание Церкви и

3. источники, не связанные с Божеств. Откровением.

Основной источник НБ – Свящ. Писание Ветх. и Нов. Заветов. Главные положения христиан. нравственности изложены в 5-7 главах Евангелия от Матфея и в Посланиях св. ап. Павла. Глубокий этический характер и пламенный энтузиазм придали христиан. учению Нагорная проповедь и др. речи Христа, а также важнейшие места из апостольских Посланий. Особое значение имеют еванг. повествование о Страшном Суде, на к-ром оправдание человека перед Богом будет зависеть от дел любви к ближним, и те места из Посланий св. ап. Павла, где указывается на несовместимость греха с нравств. достоинством человека и его христианским образом жизни.

Предание Церкви явл-ся самым обширным источником. Сюда относятся:

· догматическое учение Церкви,

· нравственно-экзегетические творения св. отцов и учителей Церкви,

· агиография и агиология,

· литургические тексты,

· гомилетическое наследие,

· канонические определения и

· большая нравственно-аскетическая литература.

НБ исходит из основных доктринальных положений Догматич. богословия, к-рое занимается изучением действий Бога по отношению к миру и человеку. НБ рассматривает как действия Бога, так и действия человека, указывая человеку, как поступать в соответствии с Божиим призванием и как конкретно отвечать на Божеств. действия, какими явл-ся Воплощение и Искупление.

Важность нравственно-экзегетических творений св. отцов и учителей Церкви определяется их непосредственным отношением к текстам Свящ. Писания, т.е. к первоисточнику. Изъяснение нравств. смысла свящ. текста получает в творениях отцов Церкви силу, глубину и церковн. авторитет.

Ценность памятников агиографической письменности определяется содержащимися в них нравств. примерами из жизни святых, воплотивших в своем следовании Христу евангельский нравств. идеал.

Значение литургических текстов как источника для НБ состоит в том, что в них находят отражение идеальные формы поведения и нравств. добродетели, явленные святыми Правосл. Церкви.

Гомилетическое наследие Церкви содержит обильный материал, включающий практический пастырский опыт религиозно-нравственного воспитания членов Церкви.

Каноническое право - это единств. область, где нравств. сознание Церкви выразилось в предельно конкретной форме по отношению к этическим проблемам. Но правосл. богословие стремится привлекать канон без излишнего буквализма. Меняющиеся условия жизни Церкви не допускают буквального применения патриотических наказов в отношении нравств. жизни без учета характера новой действительности.

Нравственно-аскетическая литература указывает на пути деятельного и созерцательного подвигов, ведущих человека к нравств. и духовному совершенству. Аскетика говорит о наклонностях падшей природы человека, о борьбе с помыслами и грехом, о путях нравств. богоуподобления человека, и в этом заключается значение аскетики как источника для НБ.

Из источников, не связанных с Откровением, следует указать на различные этические дисциплины, имеющие важное научное и методологическое значение:

· позитивная,

· нормативная,

· философская и

· практическая этика.

Позитивная этика занимается описанием человеч. поведения в связи с определенными нравств. воззрениями в ту или иную историч. эпоху. Позитивная этика дает представление о том, как вели себя люди в прошлом и как поступают теперь. Напр., можно было бы написать историю нравственности в Др. Риме или историю какой-либо современной страны, в к-рой 10летие за 10летием описывалось бы поведение людей и их отношение к господствующим моральным нормам и ценностям.

Нормативная этика занимается анализом и осмыслением нравств. норм. Нормативная этика вырабатывает нравств. предписания относительно человеч. поведения и указывает, что конкретно должен делать человек и что он не должен делать во имя соблюдения нравств. норм.

Философская этика занимается обсуждением метафизических и метаэтических вопросов морали, напр., вопросом природы этических ценностей.

Практическая этика имеет целью улучшение поведения людей. Это те нравств. наставления, к-рые человек получает в семье, в школе и в обществе. Умение соблюдать нормы нравств. поведения древние греки называли искусством, имея в виду способность человека вести достойный, нравств. образ жизни.

Из названных этических дисциплин философская и практическая этика представляет собой этику теоретического осмысления и исполнения, а позитивная и нормативная этика представляет собой этику функционирования морали в культуре.

Из др. источников, не связанных с Откровением, но представляющих интерес для НБ, следует назвать:

· философскую и медицинскую антропологию,

· биологию,

· психологию и

· социологию.

 

Билет 1. Вопрос 2. Место добродетели в системе нравственных ценностей

В системе нравств. ценностей добродетель занимает одно из центральных мест. Но слово “добродетель” как термин и как понятие явл-ся в наст. время в значительной мере забытым. Его редко можно встретить в языке и литературе нашего времени. Чаще оно встречается в специальной литературе по этике. Но в языке церковной проповеди, в нравств. наставлениях пастырей Церкви этот термин никогда не исчезал, хотя смысл его очень обеднел и потускнел в сравнении с его прежним блеском и достоинством, к-рые выражались в эквивалентных ему понятиях “доблесть” и “красота.”

Добродетель - это нравств. доблесть и красота, к-рые способны всякого человека восхищать и привлекать, к к-рым нужно стремиться и к-рые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравств. богоуподоблению.

Являясь высшей этической ценностью, добродетель должна быть понята и оправдана не только в плане временной человеч. жизни, но и с точки зрения вечного назначения человека. В этом универсальном значении христиан. нравств. добродетели - это единственно приемлемые одежды души, в к-рые ей надлежит облечься на земле и в к-рых она предстанет перед Богом в вечности. Возрастая в добродетели, личность должна стремиться к тому, чтобы актуально оправдать свое человеч. предназначение и достоинство и сподобиться причастия вечных благ в торжестве Божеств. жизни.

Надо отметить, что узость в интерпретации понятия “добродетель”, обеднение внутреннего смысла его содержания и умаление его универсального смысла привели к тому, что добродетель стала рассматриваться преимущественно в нравственно-практической плоскости как конкретное доброе дело или поступок и была лишена того прежнего величия, к-рым она когда-то обладала в христиан. жизни и умозрении. Но значение добродетели как нравств. ценности явл-ся существенно важным. Оно определяется тем, что большой и многообразный мир нравств. добродетелей составляет область ценностной ориентации личности.

Каждая добродетель представляет собой самостоятельную ценность, но все добродетели тождественны между собой в том смысле, что имеют самое непосредственное отношение к идее нравств. добра: каждая добродетель ведет человека к благу.

Т.о., добродетель может быть понята функционально - как средство, возводящее личность на определенную ступень нравств. восхождения и открывающее доступ к переживанию блага. Но добродетель может быть понята и конститутивно - как неотъемлемый конститутивный элемент в нравств. структуре личности, как определенное, присущее конституции данной личности качество, указывающее на степень ее духовно-нравственной сформированное. Оба понимания, отражающие как динамику нравств. восхождения личности, так и степень ее сформированное, включают интерпретацию добродетели как ценности.

Место добродетели в системе нравств. ценностей определяется ее аксиологическим характером: добродетель есть ценность по преимуществу. Если нравств. закон, долг, совесть и др. виды нравств. сознания представляют собой несомненную ценность, то их ценность определяется тем, что они регулируют систему нравств. взаимоотношений людей и способны ориентировать личность в мире нравств. смыслов и выборов. Добродетели же, наполняя собой царство нравств. добра, суть объективные, безусловные и конечные ценности, т.к. явл-ся целью нравств. ориентации личности.

 

Билет 2. Вопрос 1. История Нравственного богословия

Как богослов. дисциплина НБ сформировалось в новое время. Тем не менее мы можем говорить об истории христиан. этики, к-рая возникла вместе с христианским НБ и прошла большой путь историч. развития.

История христианской этики делится на 3 периода:

1. патристический (I-VIII вв.),

2. поздневизантийский (IХ-ХVI вв.) и

3. современный (ХVII-ХХ вв.).

Начало христиан. этики относится к той эпохе, когда отживавшее свое историч. время язычество в борьбе с христиан. религией выставило унаследованные в течение веков нравств. истины и противопоставило их простоте христиан. веры. Критика, направленная против христиан со стороны язычников, отражала нек-рые важные вопросы нравств. характера. Нравств. учение христианства, как живое отображение в жизни христиан святейшего идеала, явленного в лице Богочеловека Господа Иисуса Христа, открывало и утверждало высоту и превосходство христиан. нравств. миросозерцания.

1-ая попытка изложить христиан. нравств. учение относится к кон. 4 в. Мы имеем в виду св. Амвросия Медиоланского, к-рый в 3-х книгах “Об обязанностях” впервые изложил в системе христиан. нравств. учение, противопоставив свой труд сочинению Цицерона, также носившему название “Об обязанностях”.

Начиная с 4 в., мы наблюдаем интенсивный рост памятников по христиан. этике. Это нравств. наставления, проповеди и аскетические слова, содержащие большой нравственно-богословский материал. Из памятников патристического периода наибольший интерес представляют: “Учение 12-ти Апостолов” (“Дидахи”); сочинения мужей апостольских - св. Климента Римского, св. Игнатия Богоносца, св. Поликарпа Смирнского, Ерма; сочинения христиан. апологетов - св. Иустина Философа и автора Послания к Диогнету; сочинения св. Мефодия Патарского и Климента Александрийского; сочинения великих каппадокийцев - св. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского; сочинения свят. Иоанна Златоуста, блаж. Августина, блаж. Иеронима и сочинения св. отцов - авторов Добротолюбия.

Патристический период характеризуется тем, что мы встречаемся с углубленным рассмотрением вопросов этики в трудах христиан. апологетов, ранних отцов Церкви и великих богословов “золотого века” христиан. письменности.

В течение 2-го периода, с 9 по 16 в.в., мы имеем мало творческих работ. Преобладают аналогии, повторяющие нравств. построения отцов патристического периода. Как колосья после жатвы, собираются и переписываются творения ранних отцов. В разработку нравств. вопросов в этот период внесли вклад такие св. отцы, как Феодор Студит, Григорий Синаит, Никита Стифат и др. авторы, сочинения к-рых вошли в Добротолюбие. Самой важной и характерной чертой этого периода явл-ся продолжение в богословии мистической традиции, начатой еще в патриотический период св. Дионисием Ареопагитом, Макарием Великим и Максимом Исповедником. Из писаний поздневизантийских мистиков ценность для НБ представляют творения св. Симеона Нового Богослова, свят. Григория Паламы и их последователей. Этика богословов-мистиков может быть охарактеризована как аскетическая этика, к-рая процветала, главным образом, в монашеской жизни.

3-ий период в истории христ. этики охватывает 17-20 в.в. Здесь мы должны обратить внимание на рус. и греч. авторов. В этот период христ. этика развивается как самостоятельная богослов. дисциплина, отличная от Догматич. и Пастыр. богословия. В начале этого периода первенство в развитии НБ принадлежало римско-католич. и протестант. богословам. В 18 в. в России архиеп. Феофан Прокопович создал курс НБ, вошедший в программу Киевской и Моск. Академий и Троицкой Семинарии. Митроп. Москов. Платон в 3-ей части своего труда “Сокращенное богословие” (1765) изложил систему христ. нравств. учения, имевшую чрезвычайный успех и принятую в качестве руководства в духовн. учебных заведениях. Из рус. богословов 19 - нач. 20 в.в. курсы НБ разрабатывали: еписк. Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) (1821), протоиер. Иоаким Кочетов, законоучитель Царскосельского лицея (1824), архим. Платон (Фивейский), ректор Владимирской Духовн. Семинарии (1854), протоиер. Петр Солярский, протоиер. Иоанн Халколиванов (1872), архим. Гавриил, протоиер. Н. Каменский (впоследствии архиеп. Никанор), профессор протопресвитер Иоанн Янышев (1887), И. Пятницкий (1890), А. Покровский (1891), профессор М.А. Олесницкий (1892), С. Никитский, профессор М. Тареев (1908). Особое место принадлежит величайшим рус. церковным писателям 19 в. - свят. Феофану Затворнику (“Начертания христиан. нравоучения” и “Путь ко спасению”) и свят. Игнатию Кавказскому (“Аскетич. опыты”). Оценивая развитие дореволюционной школы рус. православно-христ. этики, мы должны признать несомненное соответствие созданных в России в 18-19 в.в. учебных курсов по НБ запросам, потребностям и характеру их эпохи.

3-ий период истории христиан. этики характеризуется западно-ренессанским направлением, к-рое привело к формированию понятия личности, ставшим ключевым в новоевропейской культуре. Параллельно с влиянием западноевроп. просвещения в России происходит возврат к св. отцам Церкви: перевод Добротолюбия, предпринятый преп. Паисием Нямецким и свят. Феофаном Затворником, расцвет оптинского старчества и обширная систематическая деятельность монастырей и Духовных Академий по переводу и изданию огромного святоотеческого наследия.

В нач. 20 в. в нарастающем нравств. беспокойстве все определеннее обозначаются метафизические мотивы, все резче выступает вопрос о “последнем смысле.” Осознается задача построить новое “учение о жизни” как ее оправдание, осуществить новый нравственно-богослов. синтез, подвести под существующее здание НБ прочный метафизический базис. Эта задача, завещанная дореволюционной эпохой, требует своего ответственного осмысления и творческого решения в наше время.

Современное состояние НБ определяется поиском научного подхода к созданию систем православ. христиан. этики.

В условиях постепенного преодоления Россией последствий духовной и нравств. опустошенности становится особенно очевидным, что концепция, не утверждающая за человеком никаких вечных констант, лишает его бытие абсолютного нравств. смысла. Без присутствия в жизни высшего и священного начала человеческое существование становится унижением и пошлостью. Преодоление обреченности и бессмысленности личного существования достигается человеком в приобщении к благодатной жизни Церкви, воплощающей в своем бытии универсальное значение царственной победы Христа, воссоздавшего человека для вечной жизни в Боге в ее идеальной полноте. Об этой миссии Церкви призвано заявить и засвидетельствовать богословие нашего времени. Отсюда следует, что подлежащие изучению основные категории этики надо рассматривать в качестве абсолютных координат человеч. существования, открывающих личность в ее собственной неисчерпаемой глубине, в многоплановой перспективе ее возможностей и проявлений.

В греч. богословии, как отмечает профессор С. Харакас, заслуживают внимания 3 основных направления в подходе к этике:

· Афинская,

· Константинопольская и

· Фессалоникийская школы,

каждая из к-рых характеризуется своим особым специфическим методом.

Представители Афинской школы подчеркивают, что нет жизненного различия между христ. и философской этикой, т.к. этика базируется на природе человеч. разума. Афинская школа стремится придать этике научный и академический характер и слабо опирается на наследие св. отцов, предпочитая философские источники.

Представители Константинопольской школы рассматривают христ. этику как учение о соответствии жизни искупленного человека евангельскому нравств. идеалу и уделяют большое внимание личному отношению человека ко Христу. Константинопольская школа опирается на библейские и патриотические источники, особенно на восточ. и зап. отцов Церкви 1-х четырех веков.

Фессалоникийская школа черпает материал из поздних византийских источников. Ее представители подчеркивают экзистенциальный и персональный характер этики. Они обсуждают вопросы человеч. существования и учат о достижении личностью спасения в жизни Церкви.

Задачей нашего современного отечественного богословия в области этики следует признать выработку универсальной, строго очерченной и глубоко онтологизированной этической концепции и создание на этой фундаментальной основе целостной нравств. системы.

 

Билет 2. Вопрос 2. Античная аретология (учение о добродетели)

Аретология (от греч. α ρ ε τ η - добродетель и греч. λ ο γ ο ς - слово) - раздел этики и нравств. богословия, изучающий добродетель. Аретология берет начало от этических направлений античной этики и выражает стремление охватить и систематизировать человеч. деятельность и её моральные принципы.

Греч. слово “α ρ ε τ η ” и равнозначное ему латинское слово “vitrus” употреблялись в древности в идеально-возвышенном смысле. Эти слова означали способность, талантливость, одаренность, мужество, храбрость, смелость, благородство, доблесть, долг, обязанность, честность.

Впервые мы встречаем термин “добродетель” у Гомера. У Гесиода понятие “добродетель” явл-ся родственным понятию “честь” и выступает как противоположность зла. Платон учил о трехчастности души, в к-рой каждой из 3-х частей - уму, воле и чувству - соответствует определенная добродетель. Так, интеллектуальной добродетелью души явл-ся мудрость, волевой добродетелью - мужество, эмоциональной добродетелью - воздержание. Аристотель разделил добродетели на 2 вида: интеллектуальные и нравственные. К интеллектуальным добродетелям Аристотель отнес мудрость и рассудительность, т.е. созерцательную мудрость и мудрость практическую, к к-рой он относил искусство и знание. К нравств. добродетелям Аристотель отнес добродетели воли, характера и привычки, т.е. мужество, умеренность, щедрость, кротость, стыд, правдивость, великодушие. Обладание добродетелью Аристотель связывал с достижением блага: “Внешние блага приобретаются и охраняются добродетелями... Счастье в жизни... сопутствует тем людям, к-рые в избытке украшены добрыми нравами и разумом и к-рые проявляют умеренность в приобретении внешних благ”.

 

Билет 3. Вопрос 1. Нравственное начало в становлении личности. Нравственная свобода личности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.