Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом






Результаты сравнительного анализа личности на мотивацию к достижению успеха в обеих группах выборки представлены в таблице 11 и приложении 4.

 

Таблица 11

Показатели сравнительного анализа мотивации к достижению успеха у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)

  Шкала Школьники, занимающиеся спортом Школьники, не занимающиеся спортом   Уровень значимости
Мотивация к успеху   21, 4   0, 000**

Примечание: p≤ 0.01**

Из таблицы 11 видно, что в экспериментальной группе преобладает слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха, а в контрольной группе выражен средний уровень. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Данные свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (p≤ 0, 01), Это говорит о том, что при такой мотивации люди стремятся к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. В силу общего оптимизма, ориентированные на успех школьники, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, так как более активно учатся на своих ошибках.

Результаты сравнительного анализа мотивации к избеганию неудач в обеих группах выборки представлены в таблице 12 и приложении 4.

 

Таблица 12

Показатели сравнительного анализа мотивации к избеганию неудач у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)

  Шкала Школьники, занимающиеся спортом Школьники, не занимающиеся спортом   Уровень значимости
Мотивация к избеганию неудач   13, 28 13, 92

Примечание:

2-10 баллов: низкая мотивация к избеганию неудач;

11-16 баллов: средний уровень мотивации;

17-20: высокий уровень мотивации;

Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач.

 

Из таблицы 12 видно, что, у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выражен средний уровень мотивации к избеганию неудач. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Статистически значимых различий не выявлено. Это говорит о том, что у них есть стремление к личностному росту и есть потребность в достижении успеха. Они уверены в себе, в своих силах, считают себя в большей степени ответственными, инициативными и активными. Таким людям очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат. Данная характеристика присуще испытуемым обеих групп.

Результаты сравнительного анализа развития волевой саморегуляции в обеих группах выборки представлены в таблицу 13 и приложении 4.

 

Таблица 13

Показатели сравнительного анализа развития волевой саморегуляции у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)

  Шкалы Школьники, занимающиеся спортом Школьники, не занимающиеся спортом Уровень значимости
Общая саморегуляция 17, 4 13, 12 0, 000**
Настойчивость 12, 56 8, 32 0, 000**
Самообладание 8, 2 6, 36 0, 005*

Примечание:

p≤ 0.01**

p≤ 0.05*

 

Из таб. 13 видно, что у школьников, занимающихся спортом, общая саморегуляция наиболее выражена, чем у школьников, не занимающихся спортом. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Мы видим, что им характерно спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга. Они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки.

В экспериментальной группе настойчивость наиболее выражена, чем в контрольной группе. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Это говорит о том, что старшеклассники, занимающиеся спортом, более деятельные и работоспособные люди, нежели школьники, не занимающиеся спортом. Они активно стремятся к выполнению намеченной цели, главная их цель - начатое дело. Уважают социальные нормы, стремятся полностью подчинить им свое поведение.

Самообладание наиболее выраженно в экспериментальной группе, нежели в контрольной группе. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.05). Это говорит о том, что старшие школьники, занимающиеся спортом по сравнению со старшеклассниками, не занимающимися спортом более эмоционально устойчивые и хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.

Результаты сравнительного анализа уровня эмоциональности в обеих группах выборки представлены в таблице 14 и приложении 4.

 

Таблица 14

Показатели сравнительного анализа эмоциональности у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)

  Шкалы Старшие школьники, занимающиеся спортом Старшие школьники, не занимающиеся спортом   Уровень значимости
психомоторная эмоциональность 24, 16    
интеллектуальная эмоциональность 29, 44 28, 24  
коммуникативная эмоциональность 27, 36 23, 68 0, 046*

Примечание: p≤ 0.05*

 

Из таблицы 14 видно, что коммуникативная эмоциональность наиболее выражена в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.05). Это говорит о том, что старшеклассникам, занимающихся спортом свойственно эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений, выраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. А старшеклассникам, не занимающимся спортом характерна низкая чувствительность к неудачам в общении.

При этом обнаружены сходства, характерные для обеих групп выборки, по психомоторной и интеллектуальной эмоциональности. Это говорит о том, что для испытуемых обеих групп характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. Также средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

Результаты сравнительного анализа саморегуляции поведения в обеих группах выборки, представлены в таблице 15 и приложении 4.

 

Таблица 15

  Шкалы   Старшие школьники, занимающиеся спортом Старшие школьники, не занимающиеся спортом Уровень значимости
Планирование 7, 36 3, 84 0, 000**
Моделирование 5, 12 4, 88  
Программирование 7, 56 4, 24 0, 000**
Оценивание результатов   4, 52  
Гибкость 6, 48 5, 84  
Самостоятельность 5, 28 5, 68  

Показатели сравнительного анализа саморегуляции поведения у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)

Примечание:

p≤ 0.01**

 

Из таблицы 15 видно, что в экспериментальн6ой группе наиболее выражено планирование, чем в контрольной группе. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Это говорит о том, у старших школьников, занимающихся спортом, сформированы потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У старших школьников, не занимающихся спортом, потребность в планировании развита слабо, их цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Выявлены статистически значимые различия по шкале «Программирование» (p≤ 0.01). Это говорит о том, что у старших школьников, занимающихся спортом сформировавшиеся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Детализированность и развернутость разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для них результата.

Старшим школьникам, не занимающимся спортом характерно неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий. Они предпочитают действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

Рассмотрим сходные признаки. Испытуемые обеих групп выборки способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Также может быть и слабая сформированность процессов моделирования, которая приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий.

Обе группы могут показать и развитость, и адекватность самооценки, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов. Также они могут и не замечать своих ошибок, быть некритичными к своим действиям.

Испытуемые могут демонстрировать пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Также в динамичной, быстро меняющейся обстановке могут почувствовать себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, также разработать программу действий.

Старшеклассники, занимающиеся спортом, и старшеклассники, не занимающие спортом, могут самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Так и наоборот, они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатывают несамостоятельно, часто и некритично следуют чужим советам.

 

Таким образом, по результатам сравнительного анализа были сделаны следующие выводы.

1. У старших школьников, занимающихся спортом уровень мотивации успеха выше, чем у старших школьников, не занимающихся спортом. Они, отличаются сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости могут стать хорошими специалистами своего дела.

2. В группе старших школьников, занимающихся спортом уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания выше, чем у старших школьников, не занимающихся спортом. Им характерно спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга. Они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки. Уважают социальные нормы, стремятся полностью подчинить им свое поведение. Они эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Им свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе повышает готовность к восприятию нового, неожиданного.

3. В экспериментальной группе средний уровень коммуникативной эмоциональности. Им характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения, и это неудивительно, ведь повышенная значимость того, что происходит во взаимоотношениях с окружающими, - одна из характерных особенностей психологического развития в этом возрасте.

4. В контрольной группе низкий уровень коммуникативной эмоциональности. Им свойственна низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

5. У старших школьников, занимающихся спортом высокий уровень планирования. Он указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

6. У старших школьников, не занимающихся спортом низкий уровень планирования. Он указывает на слабо развитую потребность в планировании, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично.

7. В экспериментальной группе испытуемых высокий уровень программирования. Он указывает на сформировавшиеся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Программы действий разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата.

8. В контрольной группе испытуемых низкий уровень программирования. Он указывает на неумение и нежелание испытуемых продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

9. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп демонстрируют

средний уровень мотивации к избеганию неудач, у них есть стремление к личностному росту, и есть потребность в достижении успеха.


1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.