Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, не занимающихся спортом






 

Обобщенные результаты диагностики мотивации к достижению успеха старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 6 и приложении 3.

 

Таблица 6

Показатели уровня мотивации к достижению успеха старших школьников, не занимающихся спортом

Показатели Уровень мотивации
слишком высокий (21б и более) умеренно высокий (17-20 баллов) средний (11-16 баллов) низкий (1-10 баллов)
%        
Средний балл 22, 75 17, 8 14, 9 8, 75

 

Из таблицы 6 видно, что у большей части (40%) испытуемых имеется средний уровень (14, 9 баллов) мотивации к успеху. Это говорит о том, что им необходимо немного активизировать себя, работать над собой. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность.

У части испытуемых (28%) имеется умеренно высокий уровень (17, 8 баллов) мотивации, это говорится о том, что они отличаются сильным стремлением к успеху. При такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного.

У 16% испытуемых имеется слишком высокий уровень мотивации (22, 75 балла), это люди с сильно выраженным стремлением к достижению успеха. Для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели.

16% испытуемых имеют низкую мотивацию к успеху (8, 75 баллов), это говорит о том, что им нужно увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса они к нему проявят, тем больше у них появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха.

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 7 и приложении 3.

 

Таблица 7

Показатели уровня мотивации к избеганию неудач старших школьников, не занимающихся спортом

Показатели Уровень мотивации
слишком высокий (21 и более) высокий (17-20 баллов) средний (11-16 баллов) низкий (2-10 баллов)
%        
Средний балл   19, 25 13, 3 8, 5

 

 

Из таблицы 7 видно, что у большинства испытуемых (76%) имеется средний уровень (13, 3 баллов) мотивации к избеганию неудач.

У части испытуемых (16%) выявлен высокий уровень мотивации (18, 1 баллов), т.е., это говорит о том, что у них выражен мотив избегания неудачи, они склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, таким образом, снижают свою самооценку.

У незначительной части испытуемых (8%) проявляется низкий уровень (8, 5 баллов) мотивации к избеганию неудач, т.е., они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач в группе испытуемых не выявлен.

Результаты диагностики уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 8 и приложении 3.

 

Таблица 8

Показатели уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, не занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень Высокий уровень
Средний балл % Средний балл %
  Общая саморегуляция 8, 11      
  Настойчивость 4, 9   10, 6  
  Самообладание 4, 2   7, 8  

Примечание:

1. 0-11 – низкий уровень

13 более – высокий уровень

2. 0-7 – низкий уровень

9 и более – высокий уровень

3. 0-5 – низкий уровень

6 и более – высокий уровень

Из таблицы 8 видно, что у большинства испытуемых (64%) выявлен высокий уровень (28 баллов) общей саморегуляции, это характерно для эмоционально зрелых, активных, независимых и самостоятельных людей. Они отличаются спокойностью, уверенностью в себе, у них развито чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, способны контролировать свои поступки.

У остальной части испытуемых (36%) испытуемых имеется низкий уровень (8, 11 баллов), это характерно для чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе людей. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений.

У большей части испытуемых (60%) выявлен высокий уровень (10, 6 баллов) настойчивости, это характерно для деятельных, работоспособных людей, активно стремящихся к выполнению намеченного. Главная их ценность – начатое дело.

У части испытуемых (40%) выражен низкий уровень (4, 9 балла) настойчивости, это свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, что может приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.

У большинства испытуемых (60%) выражен высокий уровень (7, 8 баллов) самообладания, это характерно людям эмоционально устойчивым, хорошо владеющим собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов.

У другой части испытуемых (40%) выявлен низкий уровень (4, 2 балла) самообладания, им характерна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждающих человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствующие невозмутимому фону настроения.

Результаты диагностики уровня эмоциональности старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 9 и приложении 3.

 

Таблица 9.

Показатели уровня эмоциональности старших школьников, не занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень (до 25 баллов) Средний уровень (26-34 балла) Высокий уровень (35 и более баллов)
% Средний балл % Средний балл % Средний балл
  психомоторная эмоциональность   19, 6   28, 8    
  интеллектуальная эмоциональность   24, 1   30, 5   38, 6
  коммуникативная эмоциональность   19, 1   28, 8    

 

Из таблицы 9 видно, что у большинства испытуемых (60%) по выявлен низкий уровень (19, 6 баллов) психомоторной эмоциональности. Им характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

У части испытуемых (36%) выражен средний уровень (28, 8 баллов). Это говорит о средневыраженной чувствительности к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия.

Незначительное количество старшеклассников (4%) имеют высокий уровень психомоторной эмоциональности (45 баллов). Таким людям характерно сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

У большинства испытуемых (60%) выявлен низкий уровень (19, 1 баллов) коммуникативной эмоциональности. Это характерно тем людям, у которых низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

У части старшеклассников (36%) выявлен средний уровень (28, 8 баллов). Это присуще людям со среднеинтенсивным эмоциональным переживанием в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

У не значительной части испытуемых (4%) имеется высокий уровень (45 баллов) коммуникативной эмоциональности. Таким людям характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

У большинства испытуемых (52%) отмечается средний уровень (30, 5 баллов) интеллектуальной эмоциональности. Это указывает на средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

У части испытуемых (36%) получен низкий уровень (24, 1 балла). Это характерно для людей с низким уровнем интеллектуальных возможностей, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс, связанной с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

У 12% испытуемых имеется высокий уровень (38, 6 баллов) интеллектуальной эмоциональности. Это характерно для людей с высокими интеллектуальными возможностями, высокими способностями к обучению, постоянным стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкостью умственного побуждения.

Результаты диагностики развития саморегуляции поведения старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 10 и приложении 3.

 

Таблица 10.

Показатели уровня развития саморегуляции поведения старших школьников, не занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
% Средний балл % Средний балл % Средний балл
  Планирование   2, 7   4, 6    
  Моделирование   2, 7       7, 4
  Программирование   3, 68   5, 22    
  Оценивание результатов   2, 6   3, 9   7, 6
  Гибкость       6, 1    
  Самостоятельность   2, 2   4, 5   7, 4

Примечание: значение уровней см. в приложении 1

 

Из таблицы 10 видно, что в контрольной группе выборки у 64% испытуемых выявлен низкий (3, 68 балла) уровень программирования, у 36% испытуемых выявлен средний (5, 22 баллов) уровень программирования. Это говорит о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

У 60% испытуемых выявлен средний (4, 6 балла) уровень планирования и у 40 % испытуемых выявлен низкий (2, 7 балла) уровень планирования. Это говорит о том, что потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

У 72% испытуемых выявлен средний (6, 1 баллов) уровень гибкости, у 16% испытуемых - низкий (3 балла) и у 12% испытуемых высокий (8 баллов) уровень гибкости. Это говорит о том, что они в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности. Также они демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.

У 52% испытуемых выявлен высокий (7, 4 баллов) уровень самостоятельности, у 32 % испытуемых – средний (4, 5 баллов) и у 16% испытуемых низкий (2, 2 балла) уровень самостоятельности. Это говорит об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Можно говорить о том, что они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам.

У 44% испытуемых выявлен средний (3, 9 балла) уровень оценивания результатов, у 36 % испытуемых – низкий (2, 6 балла) и у 20 % испытуемых высокий (7, 6 баллов) уровень оценивания результатов. Это говорит о том, что они не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. Также можно сказать о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

У 36 % испытуемых выявлен низкий (2, 7 балла) уровень моделирования, у 36% испытуемых - средний (5 баллов) и у 28 % испытуемых высокий (7, 4 баллов) уровень моделирования. Это говорит о том, что у них слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких людей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, что также часто приводит к неудачам. Также можно говорить о том, что они способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

Таким образом, для старших школьников, не занимающихся спортом характерны:

- средний уровень мотивации к успеху;

- средний уровень мотивации к избеганию неудач;

- высокие уровни общей саморегуляции, настойчивости и самообладания;

- низкие уровни психомоторной и коммуникативной эмоциональности;

- средний уровень интеллектуальной эмоциональности;

- средний уровень гибкости, планирования, оценивания результатов;

- низкий уровень моделирования и программирования;

- высокий уровень самостоятельности.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.