Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовный мир






Духовный мир человека связан с уровнем материального развития общества. Рост эффективности производства в XIX в. позволил всё большему числу людей заниматься творческим интеллектуальным трудом, обогащая науку и культуру новыми достижениями. К началу XIX в. в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 г. – 100 тыс. ученых[64]. Начался процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

Изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светские государства, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход лег в основу миропонимания человека.

В конце XVIII – начале XIX вв. в европейской и американской культуре значительное распространение получил романтизм. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности идеальный образ. Философия романтизма была систематизирована в трудах философов Ф. Шлегеля (1772-1854) и Ф. Шеллинга (1775-1854). Романтическое видение мира присуще творчеству немецких писателей братьев В. и Я. Гримм (1786-1859, 1785-1863), Э.Т.А. Гофмана (1776-1822), английского поэта Д. Байрона (1788-1824), французских художников Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863) и др.

Одним из наиболее устойчивых литературно-художественных течений был символизм – «направление в литературе и искусстве конца XIX- начала XX в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах»[65]. Символизм получил широкое распространение во многих странах Запада. Одним из лидеров направления считался французский поэт Стефан Малларме (1842-1898). Среди мастеров символизма имена известных французских художников Гюстова Моро (1826-1898), Пьера Пюви де Шаванни (1824-1898), Одилона Редона (1840-1816), норвежца – Эдварда Мунка (1863-1944), бельгийца - Фелисьена Ропса (1833-1898) и др. Большое значение для символистов имело творчество немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883), выдвинувшего идею синтеза искусства.

В 1880-х гг. критики творчества символистов стали употреблять понятие декаданса – упадочной культуры. В последствии символизм отнесли к одному из течений, которое в целом именуется декадентским. Декаденты поклонялись искусству ради искусства, противопоставляя культ красоты всем другим ценностям. Среди других направлений декаданса можно отметить натурализм – направление в литературе и искусстве, оформившееся во Франции во второй половине XIX в., стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности, часто фотографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия[66]. Выдающимся представителем натурализма был французский писатель Э. Золя (1840-1902).

Футуризм – ещё одно течение декаданса. Одним из основателей футуризма считается итальянский литератор Ф. Маринетти (1876-1944). Характерными чертами футуризма являются: отрицание традиционной классической культуры, её ценностей; культ техники, технической цивилизации, урбанизм; культ героя технического века, стремление выразить динамику жизни[67]. Воспевание культа силы оказалось созвучным с теорией социал-дарвинизма. Английский натуралист и путешественник Ч. Дарвин (1809-1882) в книге «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Его теория отвергала представление о божественном происхождении человека. Теорией социал-дарвинизма, когда биологические законы переносились на общество, руководствовались в своей деятельности политические и экономические элиты, в частности в США. Воплощением закона «естественного отбора» объявлялись классовая борьба и частнособственническая конкуренция, нищета одних и непомерное богатство других. По мнению американского социолога У. Самнера закономерной ценой общественного прогресса должно быть принижение всех «менее приспособленных» человеческих «особей» молохом «естественного отбора»[68]. Однако уже к концу XIX в. эти взгляды стали подвергаться критике.

Подводя итоги основных событий в истории Западной Европы и Северной Америки XIX в., можно сделать следующие выводы:

- в результате промышленного переворота, буржуазно-демократических революций произошло становление индустриальной модели хозяйства;

- индустриальная модель способствовала ускорению экономических, общественно-политических процессов;

- становление индустриальной модели развития сопровождалось глубоким изменениям в социальной сфере, сформировались новые классы – предприниматели и наёмные рабочие;

- усилилась социально-классовая дифференциация, рабочее движение приобрело массовый характер, появилась марксистская теория;

- марксизм (социализм, коммунизм) есть продукт западной политической культуры;

- наиболее характерными западными политическими системами в XIX в. были конституционная ограниченная монархия и демократическая республика;

- произошли изменения в расстановке сил в Европе. Англия и Франция продолжали занимать лидирующее положение. Однако по уровню промышленного производства к концу XIX в. на первое место вышла Германия.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какое значение в истории Европы имели наполеоновские войны?

2. Что позволяло правящей элите Англии избегать взрывоопасных ситуаций, столь часто возникавших в странах континентальной Европы?

3. Какими причинами можно объяснить революционную модель прогресса Франции в XIX в.?

4. Какую роль в истории США сыграла Гражданская война?

 

Список рекомендуемой литературы

Безотосный В.М. Наполеоновские войны. М.: Вече, 2010. 383 с.

Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4: Новое время (XIX в.). М.: Высшая школа, 2010. 653 с.

Львова Е.П. Мировая художественная культура. XIXвек. Изобразительное искусство, музыка и театр. / Львова Е.П. [и др.] СПб.: Питер, 2008. 464 с.

Мегилл А. Карл Маркс: бремя разума. М.: Канон+, 2011. 336 с.

Тимошина Н.М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Юстицинформ, 2010. 488 с.

Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. М.: Весь Мир, 2013. 352 с.

Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. В 2-х кн. Книга первая. Внутриполитическое развитие. Часть вторая./ Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: БГПУ, 2010. 292 с.

Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. В 2-х кн. Книга вторая. Международные отношения в 1648-1918 гг. /Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: 2010. 338 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.