Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема целеполагания в истории педагогики. Трактовка цели воспитания в законодательных и директивных документах РБ.






В пед науке и пед практике, ведущим и основным компонентом является цель. Цель конкретизируется в задачах. Цель в современных условиях: разностороннее по форме и гуманистическое по содержанию воспитание. В пед практике цель рассматривается как целостное пед явление – комплексный, целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Цель воспитания – те заранее определ, результаты подготовки подраст-его поколения к жизни.

Первобытное общество. Общество однородное, носит воспитательный хар-ер. Назначение воспитания – обеспечить сущ-ие людей практическим опытом выживания. Спец воспит учреждений нет, педагогов нет.

Рабовладельческое общество. Разделение труда ведет к частной собственности, которая, в свою очередь, ведет к эксплуатации, на чем и строится гос-во. Воспитание становится функ-ей гос-ва, и помимо семьи воспитанием занимается общество. Появляются школы, педагоги. Цель воспитания раздваивается – у каждого класса своя цель, господа и подчиненые.

Феодализм. Цели воспитания для детей феодалов и крестьян различаются, рыцарское, трудовое. Капиталистический строй. Общество нуждается в более образованных работниках. Растет сеть уч. учреждений для рабочих. Расширяется спец подготовка педагогов, появляются частные школы. Бурж дети – элитарное образование, рабочие – трудовое.

Посткапиталистический период (рыночный). Возникают теории В элиты и трудящихся. Цели В опре-ся: хар-ом общ строя. Ур развития способов производства. Темпами научно-технического прогресса. Темпами развития социального прогресса. Эконом возможностями общества. Ур развития теории и практики.

Современный этап. В связи с эконом, духовным и образов расслоением общества существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Цели в. на совр. эт.: формирование положительной «я – концепции», создание системы адаптирующей педагогики, создание разноуровневого дифференцированного образования.

Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и образование. Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о том, какого человека он должен форм-ть. Под целью В в педагогике принято понимать конечный результат форм-ия личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: гос; семейн; внешк. Правильное опр-ие целей и содерж-я обр-ия является одним из факторов экон и соц прогресса общ-ва. Целью совр восп и образ является: форм-ие гармонично развитой личности, имеющей проф подготовку соотв совр требованиям общ-ва. Задачи: создание условий для самореализации личности; обеспечение уровня знаний адекватного мировому уровню; интеграция личности в системы мировой и нац культур; форм-ие человека-гражданина, интегрированного в со­вр общ-во и нацеленного на соверш-ие этого общ-ва; воспр-во и развитие кадрового потенциала общ-ва. Содерж-е восп обр-ия д/содействовать взаимопониманию и сотр-ву м/ду людьми, соц группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов Совр отеч педагогика говорит о: -реальных целях восп-ия (изменчивые, носят объект х-р и формируются для себя); -идеальные (ориентация на возм-сти человека). Целеполагание – процесс выработки целей, который требует от педагога: -конкретнее сформ-ть идеал воспит-ка; -сравнить с помощью спец методик конкретного воспитанника с идеалом; -выявить существенные расхождения; -определить предполагаемые изменения.

 

6. Конвенции ООН и закон РБ «О правах ребенка» как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов ребенка.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую и декларацию прав человека. Права человека являются основой человеческого существования. Права человека явл. всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и непосредственности: против рабства, Нельзя забывать что ребенок – это прежде всего человек, и с учетом этого а также с учетом того, что он еще не может наравне со взрослыми отстаивать свои права, ООН издало конвенцию о правах реб-ка которая помимо Декларации ПЧ наделяет ребенка доп-ми возможностями для развития и защиты и т.д. ООН по всеобщей декларации прав человека провозгласила, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо в семейном окружении, атмосфера счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в уставе ООН, и особенно в духе мира, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Закон РБ о правах ребенка написан в духе Конценции о ПР и даже дублирует некоторые тезисы, но в отличие от концепции носит статус закона, а не рекоммендации: утверждает своей важнейшей полит, соц и эконом задачей всестороннюю гарантированную защиту гос-ам и обществам детства, семьи и материнства нынешнего и будущего поколений. Настоящий закон основывается на Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1959 г.), Конституцией РБ определяется правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Учеба гарантируется детям с недостатками умственного и физ развития, детям временно или постоянно лишенным семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях.

Гос политика в сфере образования (статья 1). Основные принципы: приоритет образования, обязат-ое базовое образ-ие, осущ к обязат общему ср образ-ию, доступность дошкол, проф-технич и на конкурсной основе ср спец и высшего обр-ия, нац-культ основа, приоритет обще-человеч ценностей, прав человека и гуманный хар-р обр-ия, научность, эколог направленность, демократич хар-р. Право на об-ие (статья 2) обеспеч-ся: развитием сети учреждений, созданием соц-экон условий на бесплатное обр-ие, частичным или полным финансир из республ или местного бюджетов, платное образование, кредитование граждан, получ платное обр-ие.

Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона. Статья 7. Основное обр-ие: дошкольное, общее базовое, общее среднее, ПТУ, среднее спец, высшее, послевузовское. Стандарты в сфере обр-ия (статья 11): содержат общее требование в ур обр-ия и срокам обучения, типам учрежд обр-ия, классиф-ия спец и професс-ых документов об обр-ии. Учрежд обеспеч общее ср обр-ие (статья 23): нач школа, базовая, средняя, вечерняя, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.