Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мероприятия административной реформы. Административная реформа предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям.






1. Управление по результатам.

2. Стандартизация и регламентация.

3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.

4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

6. Обеспечение административной реформы.

Технологии государственного и муниципального управления представляют собой разновидность социальных технологий. В зависимости от специфики органов государственной власти и местного самоуправления и управляемых объектов выделяют различные виды управленческих технологий: диагностирования, проектирования и реформирования соответствующих подсистем; информационные, внедренческие и обучающие технологии; по уровням управления – центрального, регионального и местного управления; разрешения социальных конфликтов; инновационного развития и др.

В последние годы в практике государственного и муниципального управления Российской Федерации большое внимания уделяется технологиям управления по целям и результатам.

Технология управления по целямэто управление на основе принципа “дерева целей”. Данная технология разрабатывается путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:

1) формулировка целей должна описывать желаемые результаты, но не действия, необходимые для ее достижения;

2) формулировка главной цели должна давать описание конкретного результата;

3) содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;

4) на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

5) декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступать к реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип “дерева целей” позволяет увязывать и согласовывать множество целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных и т. д.) для достижения главной цели. Представляется, что главной целью российского общества в современных условиях может и должно стать строительство демократического правового социального государства, способного обеспечивать уровень и качество жизни народа согласно международным стандартам, лидирующие позиции России в мировом сообществе. Главная цель должна расчленяется на отдельные составляющие – на ключевые цели подсистем государства, от реализации которых зависит ее достижение. Ключевые цели подсистем государства расчленяются на более частные. Благодаря такому приему достигается максимальная конкретизация деятельности органов государственной власти.

Постановка системы целей осуществляется на основе ситуационного анализа. Особое внимание уделяется контролю за достижением целей и оперативную выработку необходимых мероприятий.

Технология управление по результатам широко применяется в Финляндии. Возникла в качестве реакции на неудовлетворенность американской системой управления по целям. Здесь цели имеют количественные показатели. Технология ориентирована на достижение конечных результатов. В понятие результат на Западе все в большей мере не только включается человеческий фактор – творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, но и отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. По существу, речь идет о создании механизма управления, направленного на формирование условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами и инструкциями, а творческим содержанием труда, материальными и моральными факторами.

В рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы особое внимание уделяется управлению по результатам. Целью его реализации является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных государственным органам организациях. Предполагается, что достижение этой цели позволит более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повысить эффективность использования их ресурсов.

Внедрение управления по результатам предполагает:

- создание системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности,

- конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности;

- разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;

- внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей.

Роль информационно-коммуникационных технологий при реализации мероприятий административной реформы.

" Процессы управления административной реформой и региональной информатизацией должны быть скоординированы", - А.В.Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В 2007 году должно дать синергетический эффект объединение двух программ – «Электронной России» и административной реформы. На рис. 1 отражены цели административной реформы и показатели их достижения.

 

Рис. 1. Цели административной реформы и показатели их достижения.

 

Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году – не менее чем до 70 процентов. Такие же показатели должны быть и в регионах.

Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году – в 2 раза, к 2010 году – в 3 раза. Одним из методов измерения является принцип измерения затрат времени (например, руководителя, бухгалтера, компьютерщика на подготовку и сдачу налоговой декларации). Данный опыт измерения затрат времени был опробован в Голландии и в дальнейшем будет использоваться в международной практике.

Региональная информатизация должна проводиться в соответствии с целями административной реформы. Планирование бюджетных расходов на информатизацию должно проводиться с учетом задач административной реформы.

Предполагается оценивать также и место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления. При этом будут использоваться соответствующие международные методики, а именно интегральный показатель качества государственного управления – индикатор GRICS, рассчитываемый Всемирным банком 1 раз в 2 года на основе сопоставления 25 различных показателей эффективности государственного управления.

Основным аспектом организации работы по проведению административной реформы является финансирование запланированных мероприятий. Принципы регионального софинансирования «Электронной России» и административной реформы, когда объем участия федерального бюджета в реализации программы на территории региона-донора составляет 30 процентов, а в дотационном регионе – 70 процентов, отчасти позволяют решить проблему экономического неравенства

Использование средств ИКТ позволяет решить следующие задачи административной реформы:

· оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

· повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

· модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

Одна из основных целей «Электронной России» – повышение оперативности предоставления государственных услуг. Переход на электронные услуги позволяет сократить сроки обслуживания населения. Так, электронная услуга по получению социальных выплат, внедренная в Московской и Нижегородской областях, привела к снижению времени, необходимого для оформления документов, с 14 до 5 дней.

Таким образом, цели административной реформы и ФЦП «Электронная Россия» во многом совпадают. «Электронная Россия» – это тот инструмент XXI века, который позволит достичь целей административной реформы. Чтобы использовать его с максимальной отдачей, в Минэкономразвития России и в Мининформсвязи России будут созданы группы, совместно координирующие работу по реализации ФЦП «Электронная Россия» и админи­стративной реформы. По нашему мнению, следует создать такие же группы и в региональных органах власти.

Концепция «электронного государства»

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». В упрощенном виде «электронное государство» можно свести к созданию определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. Однако речь идет не столько о технических, сколько о юридико-политических аспектах данной проблемы. Для того, чтобы новые коммуникативные связи получили развитие, необходимо провести значительную работу по созданию реальной электронной документации, по приданию документообороту в электронной форме юридически значимого характера. Такой перевод допустим, но это только одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. В таком значении его следует применять и в данном случае. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а о всех трех ветвях власти. «Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути, оно означает новый этап развития конституционного государства. Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное – с переходом к информационной экономике. Каждый переход к новому качеству проходил сложно, зачастую сопровождаясь серьезными кризисами. Чтобы избежать серьезных социально-экономических потрясений, от государства требуется выработка программы, определяющей пути перехода на новый этап. Именно такой переход демонстрируют страны со сложившимися демократическими традициями. Вместе с тем зарубежная практика показывает схожий характер первых шагов. Содержание законов в данной области сводится к признанию юридической силы электронных документов, электронной подписи, а также урегулированию электронной формы документов отдельных государственных органов, прежде всего исполнительных и судебных. Традиционно к документам на бумажных носителях предъявляются определенные требования (на них должна быть проставлена подпись, а зачастую несколько, печать, иные реквизиты). Требуется значительная работа, чтобы адекватно перевести документы в электронную форму На сегодняшний день киберпространство является неким отражением (слепком) окружающей нас реальности. Поэтому, как и все лучшие, так и все негативные стороны нашей жизни находят свое место в киберпространстве. В отчете Комитета экспертов по правонарушениям в киберпространстве Европейского комитета по проблемам правонарушений определены следующие наиболее опасные и самые распространенные преступления: 1. Преступления против конфиденциальности, целостности компьютерных данных и работоспособности компьютерных систем. 2. Преступления, связанные с вычислительной техникой (подлог и мошенничество, совершенные с помощью компьютера). 3. Преступления, связанные с содержанием, публикуемой в Сети информации (воздействие «вредной информации» на физическое и моральное здоровье человека, например, размещение материалов, относящейся к детской порнографии). 4 Преступления, относящиеся к нарушению авторских и смежных прав. К сожалению, увеличивается число преступлений, совершаемых на стыке реального и кибернетического пространств. Среди субъективных причин, побуждающих людей заниматься противоправной деятельностью в киберпространстве, можно выделить следующие:

1. Стремление отомстить кому-либо (конкретной личности, компании в целом);

2. Стремление быстро обогатиться, не прикладывая особых усилий;

3. Стремление доказать свое могущество, попытка самоутвердиться любым способом;

4. Размываются границы между реальным миром и киберпространством, жизнь рассматривается как продолжение компьютерной игры. В результате этого у человека иногда отсутствует даже представление о том, что совершается преступление.

5. У человека, сидящего за персональным компьютером дома, или на работе, или в Internet-кафе, возникает иллюзия своей защищенности и неуязвимости. ля того чтобы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, необходимо принять меры как социального, так и технического характера.

К первой группе следует отнести требование соблюдения правовых и морально-этических норм, как в реальном мире, так и в киберпространстве. Размещаемые в Internet материалы не должны наносить вред кому-либо ни прямым, ни косвенным образом. Обстановка в киберпространстве напрямую зависит от поведения каждого, входящего в киберсообщество. Поскольку демократические свободы в Сети отнюдь не означают вседозволенности, то возможен компромисс между правами личности на самовыражение, распространение информации и соблюдением прав на личную безопасность всех остальных. Рассмотрим следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», но и оно не отражает реалии сегодняшнего дня. Можно выделить две задачи по защите информации.

Первая – это задача ограничения доступа к конфиденциальной информации, и вторая – защита открытой информации от ненадлежащего ее использования (например, плагиат). В обоих случаях наиболее надежным, по моему мнению, техническим инструментом защиты в настоящее время является применение технологии PKI (Public Key Infrastructure) – систем защиты информации на основе открытых ключей, т.е. систем цифровой подписи с одновременным шифрованием или без оного. Данная технология подразумевает наличие у каждого участника системы пары взаимосвязанных ключей (секретного и открытого), причем открытый ключ сертифицируется (заверяется) центром сертификации открытых ключей. Принятие законов о цифровой подписи дает правовую основу для построения иерархии доверительных пространств относительно центров сертификации внутри отдельного государства.

При этом вышестоящий центр сертификации сертифицирует ключи нижестоящих центров. На самой вершине данной пирамиды должен стоять национальный центр сертификации государства (можно привести аналогию с банковской системой – центральный банк и остальные банки). Функционирующая иерархия доверительных пространств может стать технической базой построения электронного государства. Если любые материалы, размещаемые на сайтах, будут снабжены цифровыми подписями их авторов, официальные документы – цифровыми подписями ответственных лиц (президента, председателя парламента, главы кабинета министров и т.д.), то это позволит решить проблему целостности (неискаженности) электронного документа и подтвердить его авторство. Следующая проблема - секретный ключ каждого пользователя - это электронный документ, который подлежит защите. В данном случае принятие всех мер предосторожности по охране секретного ключа лежит на самом пользователе и зависит от его фантазии, возможностей и степени его аккуратности и собранности. Компрометация ключа пользователя – вещь неприятная, но ее последствия можно преодолеть путем включения сертификата открытого ключа данного пользователя в «черный список». Иное дело – компрометация (потеря, искажение) секретного ключа центра сертификации. Данное обстоятельство автоматически приводит к разрушению всего доверительного пространства.

Обеспечение административной реформы. Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации – с другой.

Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Реализация мероприятий административной реформы в России осуществлялась через предоставление на конкурсной основе финансирования федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Федерации.

Так, например, в 2006 г. для конкурсного отбора было подано 68 заявок: 22 заявки федеральных органов исполнительной власти и 46 заявок субъектов Российской Федерации. Таким образом, в конкурсе приняли участие более 50% субъектов Российской Федерации и более 25% федеральных органов исполнительной власти. Общее количество заявленных проектов по реализации административной реформы в 2006 г. – 253, в том числе: в федеральных органах исполнительной власти – 81 проект, в высших исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации – 172 проекта.

Распределение проектов по основным темам таково:

разработка и внедрение административных регламентов – 50%;

внедрение механизмов управления по результатам – 20%;

внедрение механизмов досудебного обжалования – 7%;

внедрение механизмов аутсорсинга административных процессов – 7%;

разработка антикоррупционных программ – 5% и др.

Победителями признаны: федеральных органов исполнительной власти – 19, субъектов Российской Федерации – 29.

Программа административной реформы также предусматривает комбинацию механизмов по развитию потенциала и административных механизмов, принятие рамочных законов по основным компонентам реформы, разработку методических рекомендаций и программ обучения кадров. Создание совместных экспертных групп с участием представителей федеральных и региональных органов власти, а также акцент на достижении быстрых результатов имеют целью формирование дополнительной базы поддержки программы реформ. Одновременно создаются механизмы для ведения постоянного мониторинга хода реформы.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (20 февраля 1995 года N 24-ФЗ)

2. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» (10 января 2002 года N 1-ФЗ)

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

4. European Committee on Crime Problems. Committee of Experts on Crime in Cyber-Space. “Final Activity Report”, 2001.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.