Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прореквизиты и постреквизиты курса.






Изучению курса «Семейное воспитание детей с ограниченными возмозностями» предшествуют такие психолого-педагогические дисциплины, как «Педагогика», «Психология», «Психолого- педагогическая диагностика личности».

Данный курс связан со следующими дисциплинами: педагогика, философия, социология, психология, культуралогия, а также является теоритической подготовкой к прохождению педагогических практик.

Описание курса.

В последние годы в нашей стране быстро развивается гибкая система интеграции детей с особыми потребностями в общеоб­разовательные детские учреждения, учитывающая потребнос­ти и возможности ребенка и его семьи, расширяющая возмож­ности выбора родителями адекватной стратегии воспитания и обучения своего ребенка.

В связи с этим особенно важной становится проблема новых технологий взаимодействий родителей и специалистов, специ­алистов и семьи. Актуальность проблемы обусловлена необхо­димостью более раннего и активного участия родителей в коррекционно-развивающей работе со своим ребенком. Чем более ранним и интенсивным будет взаимодействие родителей и спе­циалистов, тем оно окажется эффективней.

Данный курс рассчитан на 90 часов, из них 15 часов лекции, 15 часов семинара, 30 часов СРС, 30 часов СРСП.

Объект курса – преподавание предмета «Семейное вос­питание детей с ограниченными возможностями» как компонент высшего профессионального образования в соответствии с учебным планом специальности 050105 «Дефектология».

Предмет курса – процесс формирования знаний, умений и навыков по дисциплине в соответствии с требованиями государственного стандарта РК (раздел «Дисциплины по выбору ВУЗа»).

Содержание курса.

Дата Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Коли-чество часов Методы активизации познаватель-ной деятельн Знания и умения, формируемые у студента.
          1 неделя     2 неделя   3 неделя I.Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии Лекция 1. Предмет, задачи и методы семейного воспитания. 1.1. Цель семейного воспитания детей с отклонениями в развитии – эффективное повышение качества их жизни. 1.2. Задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Лекция 2. Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи. 2.1. Структура семьи. 2.2. Разные виды поддержки семьи на разных этапах жизненного цикла. 2.3. Модель структуры семьи Олсон. 2.4. Жизненный цикл семьи. Лекция 3. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 3.1. Исторический аспект семейного воспитания. 3.2. Партнерская модель семьи и социально-приемлемые нормы воспитания детей с отклонениями в развитии. 3.3. Современные подходы к модели семьи.         Наглядный материал. Беседа Изучить семейное воспитание детей с отклонениями в развитии как науку об особенностях воспитания и обучения детей с отклоне­ниями в развитии в семье. Анализ семейных взаимодействий. Знать модели семьи и их подходы к ним.  
      4 неделя II. Семья нестандартного ребенка Лекция 4. Методы изучения семьи. 4.1. Информация, которую можно получить от родителей. 4.2. Психотерапевтические приемы и методы психокоррекции, позволяющие одновременно изучать и корректировать педагогические позиции родителей.   Дидактический материал. Диспут. Иметь представление о характеристиках семьи нестандартного ребенка.  

Календарно-тематический план лекций.

 

  Неделя     неделя Лекция 5. Основные характеристики семьи нестандартного ребенка. 5.1. Интеграционные тенденции. 5.2. Отношение в обществе к семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. 5.3. Реакции родителей.   Лекция 6. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии. 6.1. Психотерапия детей дошкольного возраста. 6.2. Методы групповой и индивидуальной психотерапии      
  неделя     Лекция 7. Основы компенсирующего воспитания детей с отклонениями в развитии в семье. 7.1. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. 7.2. Основные положения коррекционной работы и взаимодействия специалистов и родителей   Дидактический материал. Диспут. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.  
        неделя III. Воспитание детей с разными формами отклонений в развитии в семье. Лекция 8. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье. 8.1. Положение ребенка в семье. 8.2. Стереотипы отношения к умственно-отсталому ребенку учителей и родителей. 8.3. Основные направления работы специалиста с семьей.     Дидактический материал. Диспут. Изучить ребенка с проблемами интеллектуального развития в семье.
        неделя IV. Воспитание детей с сенсорными нарушениями в семье. Лекция 9. Ребенок с нарушением слуха в семье. 9.1. Роль наследственных и экзогенных факторов в происхождении нарушений слуха у детей. 9.2. Подходы к коррекционно-развивающему воспитанию. 9.3. Роль семьи в социализации неслышащего ребенка, его интеграции в общество.   Наглядный материал. Диспут. Изучить отношение семьи к ребенку с нарушениями слуха.

 

    10 неделя Лекция 10. Ребенок с нарушениями речевого развития. 10.1. Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста. 10.2. Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития. 10.3. Развитие начальных навыков общения у ребенка с отставанием речевого развития.   Дидактический материал. Диспут. Иметь представление о ребенке с нарушениями речевого развития.
  11-12 неделя 10. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье. 10.1. Причины своеобразного снижения результативности интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. 10.2. Позиции родителей детей с нарушениями зрения. 10.3. Формы организации работы специалистов детского сада с родителями незрячих детей.   Дидактический материал. Беседа Изучить отношение семьи к ребенку с нарушениями зрения.
  12-13неделя Лекция 11. Воспитание в семье детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. 11.1. Развитие общения в раннем возрасте. 11.2. Приемы и методы преодоления тяжелых форм негативизма. 11.3. Примерные темы бесед с родителями аутичных детей   Дидактический материал. Иметь представление о воспитании ребенка с нарушениями коммуникативного поведения.  
  14-15 неделя Лекция 12. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье. 11.1. Воспитание в семье ребенка с ДЦП. 11.2. Система помощи детям с ДЦП. 11.3. Психотерапевтическая помощь семье с ДЦП.       Дидактический материал. Проанализировать роль семьи в воспитании ребенка с ДЦП.  
    Всего часов по 5cеместру:      

 

 

Календарно-тематический план практических занятий

 

Дата Номер, название модуля Кол-во часов Формы занятия Формы контроля Знания и умения, формируемые у студента
1-2 неделя Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии как наука об особенностях воспитания и обучения детей с отклоне­ниями в развитии в семье. Семейные взаимодействия.     Устный опрос Блиц- опрос по теме   Изучить семейное воспитание детей с отклонениями в развитии как науку об особенностях воспитания и обучения детей с отклоне­ниями в развитии в семье. Анализ семейных взаимодействий.
3-4 неделя Современные подходы к мо­дели семьи.     Реферат Блиц- опрос по теме Знать модели семьи и их подходы к ним.  
5-6 неделя Основные характеристики семьи нестандартного ребенка Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка.     Письмен-ная работа. Сос- тавление таблицы Иметь представление о характеристи ках семьи нестандартно го ребенка. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
7-8 неделя Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье.     Пись менная работа. Сос- тавление таблицы Изучить ребенка с проблемами интеллектуального развития в семье.
9-10 неделя Ребенок с нарушением слуха в семье. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье.   Анализ материа-лов Устный опрос Изучить отношение семьи к ребенку с нарушениями слуха и зрения.
11-12 неделя Воспитание ребенка с нарушениями коммуникативного по­ведения в семье.     Уст ный опрос   Блиц- опрос по теме Иметь представление о воспитании ребенка с нарушениями коммуникативного поведения.
13-14 неделя Воспитание в семье ребенка с ДЦП.     Беседа Блиц- опрос по теме Проанализировать роль семьи в воспитании ребенка с ДЦП
15 неделя Ребенок с нарушениями речевого развития     Анализ материа-лов Блиц- опрос по теме Иметь представление о ребенке с нарушениями речевого развития.
  Всего по 5семестру:        





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.