Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание курса.
« Методика воспитательной работы» является логическим продолжением курса «Педагогика», включающий в себя два взаимосвязанных раздела: общие основы специальной педагогики и теория воспитания.
Формирование нравственной воспитанности в разнообразной деятельности, а не только в учебной, расширяет возможности педагогического влияния на личность младшего школьника и является сложным и необходимым профессиональным умением педагога.
Именно этим обусловливается интегрированный подход к курсу «Теория и технология воспитательной работы в специальной школе». В данном курсе студенты овладевают воспитательными технологиями организации жизни в детских коллективах, приобретают умение предложить ребятам разнообразную возможность использовать все многообразие воспитательных средств в условиях работы с детскими коллективами. В данном курсе студенты знакомятся с использованием разнообразных форм воспитания и с особенностями их применения. Будущие воспитатели специальной школы при изучении данного курса осознают наличие особенностей организации коллективной творческой деятельности
Данный курс распологает студентов к творчеству. Современный воспитатель специальной школы должен быть способным пробудить творческое начало в каждом ребенке, чтобы прийти к сотворчеству, а значить и к содружеству. Это поможет воспитаннику специальной школы справиться с проблемами подросткового возраста.
Объектом изучения является содержание курса ««Теория и технология воспитательной работы в специальной школе» как одно из центральных модулей в системе общепедагогической подготовки бакалавров по специальности «Дефектология». Изучение курса осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий.
В ходе аттестации оцениваются результаты основания дисциплины, которые проявляются в умении решать соответствующий класс профессиональных задач.
Система текущей аттестации обеспечивает планомерность познавательной деятельности студентов, организует их самостоятельную работу, позволяет реализовать профессионально-педагогические и творческие возможности студентов. Текущая аттестация дает возможность и преподавателю, и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом, готовность к экзамену.
С этой целью могут быть использованы следующие формы:
- контрольные и проверочные работы;
- решение педагогических задач;
- реферативные сообщения;
- составление вариантов планов воспитательной работы с классным коллективом младших школьников;
- конкурсы «педагогических копилок» воспитателя;
-материалы диагностических методик с определенными педагогическими целями;
- анализ педагогических ситуаций на основе психолого-педагогических знаний в области начального образования;
- драматизация ситуации педагогического содержания;
- защита проектов личностно-ориентированного воспитательного дела и коллективной творческой деятельности.
Итоговая аттестация предпологает экзамен, на котором определяется степень сформированности:
- знаний о научных основах психолого-педагогических проблем начального образования;
- информационных, организаторских, коммуникативных, прогностических умений, лежащих в основе деятельности современного педагога начальной школы;
- умений в области педагогического проектирования в условиях начального образования.
Курс «Методака воспитательной работы» отличается рядом особенностей. Во-первых, следует отметить, что он изучается после курсов психология и теории
воспитания, где студенты получают возможность осмысливать закономерности проявления и развития воспитательных отношений. Во-вторых, освоение технологии воспитательной работы предполагает овладение студентами разнообразными способами организации педагогического воспитания. В третьих, курс позволяет самым активным образом использовать практический опыт студентов, которые в своем большинстве в школьные годы занимались общественной работой, и нередко именно интерес этой деятельности повлиял на их выбор профессии учителя начальных классов. Наконец, курс непосредственно связан с педагогической практикой.
Часть практических заданийпредполагается проверить и отработать в начальной школе, непосредственном общении с младшими школьниками.
Время рубежного контроля:
Первый рубежный контроль – 7 неделя
Второй рубежный контроль – 15 неделя
Оценки ставятся в виде баллов, которые суммируются и выставляется итоговая оценка.
Содержание курса
Календарно-тематический план лекций
№
| неделя
| Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции.
| Кол-во часов
| Формы контроля
| Знания и умения, формируемые у студента
| |
|
| Лекция№1.
Воспитательный процесс в специальной школе и его характеристика.
1. Сущность воспитатель-ного процесса как части целостного педагогичес-кого процесса.
2. Особенности, задачи и функции воспитания в общей системе социали-зации, воспитания и развития личности.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения.
| Формирование представлении
о связи между компонентами целостного педагогического процесса.
| |
|
| Лекция №2
Теоретические основы технологии воспитания.
1.Сущность понятия педагогической технологии.
2. Технология воспитания как научная организация процесса воспитания
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Дать определение понятия «педагогическая технология»
| |
| 3-4
| Лекция № 3.-4
Классный руководитель – организатор воспитательной работы в классе.
1.Функции, права и обязанности классного руководителя.
2.Классный руководитель и педагогический коллектив.
3. Критерии эффективности работы классного руководителя.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Формирование представлении о деятельности классного руководителя, осмысление функции его работы.
| |
|
| Лекция №5
Методика организации детского коллектива.
1. Воспитательный кол-лектив, его сущность и признаки.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Характеристика научных основ взаимодействий педагога, детского коллектива в пед процессе.
| |
| |
|
| 2. Форма организации детского коллектива в начальной школе.
3. Воспитание личности в коллективе.
|
|
|
|
| 6-7
| Лекция №6-7
Методы воспитания и формы воспитательной работы в специальной школе.
1.Методы воздействия на личность учащихся.
2.Методы поощрения уча-щихся.
3.Методы убеждения в воспитательной работе.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Формирование представлений о различных формах организации процесса воспитания.
Осмысление системы средст и методов воспитания как двигательного механизма педпроцесса.
|
|
| Лекция №8
Технология коллективной творческой деятельности
1.Цели и задачи КТД
2.Основные стадии проведения коллективных творческих дел.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Ознакомить с технологией основными стадиями провения КТД
|
|
| Лекция №9.
Планирование воспитательной работы в специальной школе.
1. Планы воспитательной работы.
2. Требования предъявля-емые к планированию воспитательной работы.
3. Принципы педагогичес-кого моделирования.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Ознакомление с основными требованиями, предъявляемые к планам воспитательной
Работы.
|
| 10-11
| Лекция № 10-11.
Методика совместной работы специальной школы и родителей в воспитании детей.
1.Содержание совместной воспитательной работы школы с родителями и общественностью.
2. Формы и методы совместной деятель-ности школы, семьи и общественности.
3. Основные функции родительского комитета. Методика организации родительского всеобуча.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
| Ознакомить студентов с формами совместной работы школы и родителей. Организация общения с родителями. Методика организации родительского всеобуча.
|
|
| 12-14
| Лекция №12-13-14
Методика реализации основных направлении воспитания на начальной ступени специальной школы.
1.Воспитание и формирование у учащихся специальной классов гражданственности и Казахстанского патриотизма.
2.Методика формирование правовой и политической культуры.
3.Методика воспитания эстетической культуры.
4.Воспитание нравствен-ности трудолюбия и методика экономического и физического воспитания.
|
| Вопросы, ответы, обсуждения
|
Ознакомить с основными направлениями воспитательной работы и методикой организации воспитательных мероприятий по этим направлениям в начальной школе
|
|
| Лекция №10
Диагностика уровня воспитанности учащихся специальной школы
1.Методы определения уровня воспитанности учащихся.
2.Компьютерная диагнос-тика воспитанности.
|
| Дискуссия
| Методика определения уровня воспитанности учащихся.
| | | | | | | | |
Календарно-тематический план семинарских занятий
№
| Дата
| Тема занятий
| Кол-во часов
| Форма проведения занятий
| Форма контроля
| Знания и умения формируемые у студентов.
| 1.
| 1неделя
| 1.Теоретические основы процесса воспитания
1.Роль и место воспитания в обществе.
2.Цели, задачи воспитания.
3.Личность как объект воспитания.
|
| Дискус-сия
| Устный
Опрос
| Формирова-ниепредстав-ленииовос-питательном процессе, ознакомление с основными
Целямииза-дачамивос-питания
| 2.
| 2-3неделя
| 2-3Методика организации воспитательного дела в специальной школе.
1.Понятия «формы воспитательного дела», характерные формы воспитания в специальной школе
2.Формы коллективной творческой деятельности.
3.Выбор методов воспитательной работы.
4.Характеристика методов воспитания.
|
| Беседа, обсуждение
| Устный опрос
| Осмысление
Системы средств.
| 3.
| 4-5неделя
| 4-5..Внеклассная воспитательная работа и его особенности
1 Классный час и его организация.
2 Принципы организации внеклассных мероприятий.
3. Анализ внеклассного мероприятия
|
| Планы мероприятий
| Обсуждение
| Памятка по проведению внеклассных мероприятий
|
| 6 неделя
| 6. Технология организации детских игр.
1.Игра-форма воспитатель-ной работы.
2.Этапы проведения игр.
3. Требования к проведению игр.
|
| Сценарии игр.
| Реферат
| Использова-ние игр как формы организации досуга детей
| 5.
| 7-8неделя
| 7-8.Функциональные обязанности классного руководителя.
1.Деятельность классного руководителя-организатора воспитательной работы в классе.
2.Определение целей воспитания.
3. Изучение классным руководителем личности учащихся.
|
| Конспек-ты
|
| Формирование представлении о деятельности классного руководителя, осмысление функции его работы
|
| 9-неделя
| 9..Методика организации классного коллектива.
1 Коллектив и личность.
2. Методы воздействия на коллектив учащихся.
3. Органы самоуправления коллектива.
|
| Беседа
| Реферат
| Характеристика научных основ взаимодейст-вий педагога, детского коллектива в пед процессе
|
| 10-11 неделя
| 10-11.Методика выбора форм и методов воспитательной работы.
1.Классификация методов воспитательной работы
2.Различные формы воспитательной работы проводимые с учащимися начальных классов
|
| Дискуссия
| Устный опрос
| Формирование представлений о различных формах организации процесса воспитания.
|
8.
| 12-13-14 неделя
| 12, 13, 14 Реализация основных направлений воспитания учащихся специальной школы.
1. Нраственное воспитание-формы и методы.
.2. Патриотическое воспита-ние - формы и методы.
4. Эстетическое воспита-ние- формы методы.
5.
|
| Беседа
| Разра-ботки
| Ознакомить студентов с методикой организации воспитатель-ной работы по основным направлениям
|
| 15 неделя
| 15. Методика организации совместной деятельности специальной школы и семьи в воспитании детей
1 Формы и содержание взаимодействия школы и семьи.
2.Технология встреч, бесед, встреч с родителями.
3. Подготовка и проведение родительских собраний ианализ результатов.
|
| Планы проведения
| Реферат
| Ознакомить студентов с методикой работы с родителями.
|
| | | | | | | | | |
|