Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чичен-Ица -один из новых семи чудес света.






 

Чичен-Ица признан ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия и является вторым по популярности среди туристов местом археологических раскопок в Мексике. В 2007 году, по результатам опроса, город майя был признан одним из новых семи чудес света.

Среди всех мексиканских городов особенно привлекает путешественников таинственный Чичен-Ица — одно из самых древних, самых значимых и самых больших поселений мудрых майя. Здесь до сих пор проживают потомки племени Итца Майя: в далёком VII веке предки современных жителей города создали небольшое поселение, которое постепенно превратилось в огромный культурный центр всего народа.

На протяжении долгих шестисот лет Чичен-Ица из маленького селения превращался в большой многолюдный город. Чичен-Ица стремительно развивался, здесь шло строительство строений, однако к концу Х века бурная жизнь постепенно угасла. После первого нашествия тольтеков, пришедших на Юкатан из центральных районов Мексики, город возродился, и именно во времена правления чужого племени была сформирована северная часть Чичен-Ицы. К сожалению, уже к середине XIX столетия жизнь в Чичен-Ицу затихла окончательно и город обезлюдел.

Одна из самых древних цивилизаций всего мира всегда вызывала интерес у исследователей, и в 1923 году здесь начались раскопки. Сейчас на территории города расположено много гостиниц, готовых приютить путешественников, осуществивших и приехавших в Чичен-Ицу.

 

 

Название Чичен-Итца переводится как «принадлежащее племени место у колодца». Этот священный город, предположительно основанный в первой половине VI века, к концу X столетия был брошен его жителями, и почему — археологи и историки не выяснили до сих пор.

Пирами́ да Кукулька́ на — храмовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан в Мексике. Кукулькан у майя являлся аналогом богаКетцалькоатля.

Храм стоит в центре обширной террасы площадью около 18 гектаров и окружён широким каменным парапетом. Высота пирамиды составляет 30 м, длина каждой из её сторон составляет 55 м. Каждая грань храма имеет 9 ступеней. Со всех четырёх сторон от основания к вершине пирамиды ведут четыре крутые лестницы, сориентированные по сторонам света. Окаймляет лестницы каменная балюстрада, начинающаяся внизу с головы змея и продолжающаяся в виде изгибающегося змеиного тела до верха пирамиды. Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно наблюдать уникальное зрелище «Пернатого Змея». Тень ступенчатых рёбер пирамиды падает на камни балюстрады. При этом создаётся впечатление, что Пернатый Змей оживает и ползёт, в марте вверх, а в сентябре вниз. Каждая из четырёх лестниц храма имеет 91 ступеньку, а их суммарное количество равно 364. Вместе с базой-платформой на вершине пирамиды, объединяющей все четыре лестницы, получается число 365 — количество дней в солнечном году. Кроме того, символичным является количество секций с каждой стороны храма (9 ступеней пирамиды рассечены лестницей надвое) — 18, что соответствует количеству месяцев в календарном году майя. Девять уступов храма соответствует «девяти небесам» мифологиитольтеков. 52 каменных рельефа на каждой стене святилища символизируют один календарный цикл тольтеков, включающий 52 года.

На вершине пирамиды располагается небольшой храм с четырьмя входами. В нём совершались жертвоприношения.

Внутри пирамиды, главный вход в которую находится с северной стороны и украшен двумя массивными колоннами в виде стоящих на голове извивающихся змей, расположен непосредственно храм с двумя помещениями. В нём находится жертвенная фигура Чак-Мооль и «Циновка Ягуара» (Ягуаровый трон). Помимо функции храма пирамида, вероятно, выполняла функцию календаря.

 

Эта пирамида расположена в центре обширной площади, на западе которой высятся трехметровые колонны, стоящие на площадке перед Храмом воинов. Крышу площадки время не пожалело, но изображения тольтекских воинов на колоннах сохранились до наших дней. Стилизованный в виде колонн, змей Кукулькан присутствует и здесь, сторожа вход в святилище. Когда-то внутри Храма воинов был найден кровавый идол Чак-Мооль, в плоскую чашу на его животе опускали сердца животных и людей, принесенных в жертву.

Это храм со спец-эффектами:
Во-первых, это огромный резонатор.
Когда человек, по внешней стороне пирамиды, поднимается вверх, то внутри храма создается впечатление, что раздаются голоса священной птицы " кетцаля".
До сих пор для ученых это остается загадкой, как можно так преобразить стук, чтобы звук шагов казался пением священной птицы, не любой какой-то, а именно святой.

Похожий идол, да еще фигура так называемого Красного ягуара были найдены и в пирамиде Кукулькан, на север от которой ведет выложенная из камней прямая дорога десяти метровой ширины, заканчивающаяся у Священного сенота. Могли ли вы представить, производя и собираясь в это путешествие, что так близко увидите колодец пятидесяти метровой глубины с диаметром около шестидесяти метров? В этот «колодец смерти» сбрасывали тела девушек, приносимых индейцами в жертву богам. Жертвенные алтари есть и на Платформе ягуаров, и на Платформе Венеры — проливать человеческую кровь в честь богов здесь было обычным делом.

 

 

· «Храм воинов в Чичен-Ица» на невысокой 4-ступенчатой пирамиде

· «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями);

· обсерватория «Караколь»;

Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя» Раковина улитки» использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому это сооружение часто называют Обсерваторией. В крыше и стенах были проделаны отверстия таким образом, что позволяли наблюдать астрономам за движениями некоторых небесных тел, особенно за Венерой. Самой отличительной характеристикой этого здания является его необычное сходство с современными

 

 

 

.Особо зловещим местом представляется Храм черепов, или Цомпантли. Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, расположенную рядом с Платформой ягуаров и орлов, но превосходящую ее размерами. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо Храмом черепов. Каменная стена цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых вешались черепа убитых врагов и принесённых в жертву.

К западу от этого храма находится так называемая Площадка для игры в мяч — поле для игры,, обнесенное восьмиметровыми каменными стенами, переходящими в верхнее святилище Храма Ягуара. По-видимому, отсюда знатные горожане наблюдали за игрой. А еще индейцы очень любили играть в мяч (вроде современного футбола). В Чичен-Итце целых восемь полей для игры в мяч. Самое большое из них так и называется — Большое поле.. Его длина составляет порядка 150метров. Все они имеют удивительное акустическое свойство — люди, стоящие на противоположных концах поля (расстояние до 150м) могут свободно разговаривать друг с другом, не повышая голоса. При этом их разговор не будет слышен посторонним. Чичен-Итцу не зря считают местом мистическим. Кстати, правила у игры были диковинные и даже жуткие. 7 игроков должны были пробросить каучуковый мяч через каменные кольца, расположенные в 8 метрах от земли. При этом касаться мяча можно было чем угодно, но не руками и не ногами. Проигравшие игроки приносились в жертву. Иногда их даже не убивали, а отрубали головы, которые вешали на специальные шесты.

 

 

 

От пирамиды Кукулькана на север идет прямая дорога шириной 10 м. Эта выложенная из камней дорога длиной около 300 м приводит к так называемому Священному сеноту (Cenote de Sacrificios, по-испански, или Sacred Cenote, по-английски). " Сенот" можно перевести как " колодец", однако диаметр этого колодца около 60 м. Его общая глубина - около 50 м, вода в настоящее время находится примерно на 20 м ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей (главным образом, молодых девушек), приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё как " Колодец смерти".

Начиная с 1923 года, американец Эдвард Томпсон, который был, кстати, консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исследование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено также большое количество украшений и предметов быта древних майя.

Потомки индейцев болтали разное. Некоторые утверждали, что в определенное время года воды колодца превращаются в кровь... Другие видели, как в полнолуние из его глубин выходили хороводы плачущих девушек под пение невидимых жрецов... В конце концов выяснилось, что и у майя был обычай приносить человеческие жертвы. Это случалось лишь когда наступала засуха и надо было задобрить бога дождя Чак-Мооля, по преданиям жившего на дне этого пруда. Тогда жрецы посылали ему невесту — самую красивую девушку. А жители давали ей богатое приданое — бросали в воду дорогие украшения, драгоценные камни и ценную утварь.

Риск археолога был вознагражден: добычей археолога стали тысячи бус, браслетов, зеркал, золотых статуэток и женских украшений. Правда все предметы были разбиты или разломаны на мелкие части. Майя верили, что мертвые вещи тоже имеют души, и поэтому не бросали их в колодец, не лишив жизни. Они раскалывали прекрасные произведения своего древнего искусства на жертвенном алтаре, чтобы души утвари могли лучше служить своим хозяйкам в загробном царстве бога дождя.

Между тем ученые Мексики считали, что сильно переживать об утраченных (переехавших в Америку)сокровищах не стоит. Священный колодец выдал далеко не все свои тайны. Местные археологи тщательно исследовали дневники Эдварда Томпсона и пришли к важным выводам. Во-первых, колодец в действительности не был рукотворным. Древние майя не строили подобные сооружения, а пользовались естественными источниками питьевой воды. Это означало, что, скорее всего, на месте священного колодца когда-то была карстовая пещера, затем ее свод обвалился, и образовался естественный водоем. Примерный возраст водоема — около двух тысяч лет.

Таким образом, на дне этого колодца было такое количество ила, которое Томпсону вряд ли бы удалось вычерпать. А значит, американцу досталась лишь десятая часть всех сокровищ. В 1954 году в Чичен-Ицу отправилась первая научная мексиканская экспедиция. Местные инженеры сконструировали специальные водолазные костюмы и уникальное пневматическое устройство эрлифт, откачивающее воду и ил.

К раскопкам приступили в начале 60-х годов. На дно колодца был спущен особый рукав, через который ил втягивался и отгружался наверх. Там его просеивали через мелкое сито, а археологи извлекали и описывали каждый найденный предмет.

Технологический прогресс позволил получить невероятные результаты. За несколько недель работы более четырех тысяч предметов поступили в распоряжение ученых. Чего тут только ни было: золотые нагрудные украшения, серьги, гребни, пуговицы, оружие, и даже несколько кукол, сделанных из каучука. Последняя находка сильно озадачила ученых. Почему куклы оказались в колодце?

Ответ на этот вопрос археологи получили через 6 лет, когда была организована вторая экспедиция, привезшая с собой новое усовершенствованное оборудование для извлечения и консервации древностей. Ошеломляющие находки следовали одна за другой. Так, возле священного колодца была обнаружена довольно хитро замаскированная ниша-кладовая. Здесь жрецы устроили склад ритуальных изделий — идолов, каменных змей, изображений богов и больших изваяний бога Юм-Чака. Для чего жрецам понадобился этот древний сейф, непонятно. Возможно, эти предметы использовались в особо торжественных случаях.

Тем временем эрлифт продолжал регулярно подавать на поверхность древние ценности. Тут были груды золотых изделий, но они не столько радовали ученых, сколько простые броши из морских кораллов, искусно выполненные статуэтки из ценных пород дерева. Именно они могли дать археологам долгожданные сведения о жизни и обычаях древних жителей Чичен-Ицы. Например, были найдены расшитые золотом детские туфли, натолкнувшие исследователей на разгадку зловещей тайны майя. Среди почти трехсот найденных человеческих скелетов лишь два или три были женскими. Остальные оказались детскими! Фактически те скелеты, которые Томпсон по ошибке принял за останки молодых девушек, были скелетами девочек-подростков.

Анализ расположения слоев предметов смог рассказать ученым о ходе чудовищных церемоний жертвоприношений. По мнению археологов, в начале засухи жрецы сначала бросали в колодец художественные изделия, драгоценности и утварь. Если дождь не начинался, приходила очередь людей. Однако детей вовсе не сталкивали в колодец живьем, как полагали ранее. Сначала их умерщвляли с помощью ножа из обсидиана, а затем обмазывали невинной кровью жадные рты каменных идолов. Только потом и идолов и тела жертв сбрасывали в воду.

Все эти открытия были сделаны в ХХ веке. Нынешний век, вероятно, принесет новые находки, поскольку священные колодцы раскрыли далеко не все свои тайны. До сих пор ученые не могут понять, зачем жрецы сбрасывали в воду головы каменных змей, а их тела закапывали в землю, и для чего в стенах колодца под плитами было устроено хранилище детских черепов. Ответы на эти исторические загадки могут дать только новые исследования.

 

 

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.