Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа по содержанию II действия.






Анализируем II действие. Здесь мы видим усиление конфликта.

И вновь слышим разговор Катерины и Варвары, который помогает нам раскрыть новые стороны характера главной героини, понять, в чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары. Катерина и Варвара появляются во II действии. Они продолжают начатый за сценой разговор о душевном состоянии Катерины. Уже само возвращение двух женщин к предшествовавшему разговору свидетельствует о том, что мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, что это чувство захватило её целиком, ни о чём другом она ни думать, ни говорить не в состоянии. В разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. Стыдливая и целомудренная, Катерина не может сразу открыть подруге свою любовь; она должна сначала свыкнуться с мыслью, что Варвара уже знает о её греховных мыслях, и только после этого она может признаться Варваре, в кого именно она влюблена. И что особенно важно, в диалоге не только раскрывается целомудренность чувства Катерины, глубина её душевной драмы, но и внутренняя сила, решительность её характера («Такая я уж зародилась горячая!»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно брошусь, в Волгу кинусь! Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Варвара из разговора с Катериной делает вывод: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё». На её слова следует реплика Катерины: «И никогда не уходится». И дальше: «Такая я уж зародилась горячая». Различным пониманием обеими героинями выражения «сердце не уходится» Островский тонко подчёркивает различие Варвары и Катерины. Постоянная жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды - вот что присуще Катерине. Варвара высказывает то, в чём Катерина сама себе боится признаться. Внутренняя борьба, происходящая в Катерине, выражается в разных формах: она старается убедить себя, что ничего не произошло: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу!» И тут же словами: «Я буду мужа любить»- Катерина, сама не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к нему, как требует, по её понятиям, долг жены.

Обратите внимание, что Катерина, которая так много говорит о своём душевном смятении, не упоминает о внешних препятствиях, которые её ждут; для неё важно внутренне победить себя, апеллирует к своей воле: «И хочу себя переломить, да не могу никак», «Я и думать-то не хотела».

Путь обмана, такой обычный в «тёмном царстве», неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» - Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится». Катерина не знает компромиссов: или «терпеть, пока терпится», или «… я уйду, да и была такова»; «а уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой». Слова её говорят о цельности и способности идти до конца.

Н. А. Добролюбов об этих качествах Катерины отозвался так: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своём развитии».

Давайте еще раз вспомним, как проходила сцена прощания Кабанихи с сыном (3 явление II действия) и подумаем, почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном и решение дать клятву Тихону, посмотрим, о чём говорят ремарки к 3-му и 4-му явлениям. В этой сцене показан дом Кабановых изнутри. Снаружи-то вроде крепко он держится. Маменька, соблюдая обычаи, наставляет Тихона. А у него одно горячее желание: хотя бы на две недели освободиться от тягостной опеки матери. Мы присутствуем лишь при окончании разговора. Кабаниха своими наставлениями довела Тихона до полного изнеможения, и он, сохраняя почтительный тон, с нетерпением ждёт, когда же кончится эта пытка. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора!» Но оказывается это ещё не всё. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Ему и совестно пред нею, и жалко её, но ослушаться матери он не может. И вот, под диктовку матери, он поучает Катерину, стремясь в то же время смягчить грубость слов и резкость интонаций Кабанихи. Мать требует: «Скажи, чтоб не грубила свекрови. Чтоб почитала свекровь, как родную мать». Тихон почти буквально повторяет её слова, но обращением «Катя» и интонацией придаёт им характер ласковой просьбы. Когда наставления Кабанихи становятся особенно оскорбительными, Тихон пытается даже возразить против грубого издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Катерина молчит, только ремарка автора: «Катерина строго взглядывает на него», - говорит о том, как ей обидно слышать эту «напраслину».

Обида подчёркивается и ремарками в 4-м явлении: «Молчание…»; «После непродолжительного молчания, покачав головой…»; «Всё в том же состоянии, слегка покачивая головой…» Катерина глубоко оскорблена. По ремаркам автора, она «…стоит как будто в оцепенении…» Она понимает, что Тихон не хотел её обидеть, что он действовал против своей воли и не сердится на мужа. Поэтому весь разговор с мужем проникнут страстным желанием найти опору в муже. Это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет Тихона или остаться, или взять её с собой. Ответ Тихона показывает Катерине всё ничтожество мужа, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Катерина в отчаянии. Почва ускользает у неё из-под ног, и особенно ранит её сердце упоминание Тихона о матери: «Не говори ты о ней, не тирань ты моего сердца. Ах, беда моя, беда!»

Последнее, за что пытается ухватиться Катерина, - это дать клятву. Ведь нарушить клятву – страшный незамолимый грех. И она произносит свою клятву. Но она в смятении, пытается в себе заглушить то, что она умом не приемлет, она так хочет остаться ему верной женой! Она прошла муки адовы, и никто ей не поможет. Более того, она оскорблена не только мамашей, но и Тихоном. Она понимает, что любить его она не может, потому что перед ней существо, теряющее свою личность. Оскудела личность Тихона. Катерина же прямой, сильный, живой человек, и её потребности противоречат устоям «тёмного царства»

Простившись, Тихон уходит; Катерина и Варвара за ним покидают сцену. Через некоторое время они возвращаются. И когда Кабаниха начинает упрекать Катерину в том, что она «не воет», проводив мужа, Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»

Итак, она абсолютно одинока, в нравственном выборе никто не поможет. Наступает момент, о котором Катерина говорила Варваре: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой».

Вывод. Внутренний психологический конфликт - один из главных в пьесе. До сих пор Катерина боролась только с собой. Её натура не могла соединиться с чувством человеческим. Теперь появляется новый пласт в развитии конфликта. Давайте проследим, каков же он, этот пласт.

О том, что творится в душе Катерины, мы узнаем из 10-го явление II действия (монолог с ключом)

Что в этом монологе является самым главным? Монолог Катерины – последняя вспышка напряжённой внутренней борьбы. Первый порыв - немедленно бросить ключ, ведь в нем таится погибель, погибель духовная. Катерина боится не домашней кары. Она боится погубить свою душу. Но бросить ключ – значит убить чувство, а взять его, дать волю чувству – значит взять грех на душу. Потом будут уже более спокойные раздумья о том, как обычно «гибнет наша сестра-то». И тут же оправдание гибнущей (и самооправдание!): «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придёт».

Перед умственным взором бедной женщины предстаёт её беспросветная жизнь со свекровью, с нелюбимым мужем, в опостылевшем доме. И если сначала она горячо восклицала, держа ключ в руке: «Бросить его, бросить далеко», то теперь спрашивает себя в нерешительности: «Бросить его?» И, наконец, решение принято: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Ах, кабы ночь поскорее!» Чиста, непорочна Катерина, но так ей хочется вырваться на волю. Своей же волей, чувствами, разумом она не управляет.

Обратите внимание, что Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с долей всех русских женщин из народа: «Ах, горькая неволя, ох, как горька! Кто от неё не плачет, а пуще всех мы, бабы».

Для Катерины стало ясно, что в безвыходном положении, в котором она очутилась, виновата Кабаниха: «Сокрушила она меня… от неё же мне и дом опостылел. И стены – то даже противны».

Катерине никто не помог в борьбе с охватившим её чувством. Прощание с Тихоном показало, что её верность и преданность не нужны мужу. И естественные чувства Катерины побеждают догмы домостроевской нравственности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.