Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная структура и социальные отношения в индустриальном обществе






Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение

С созданием крупных промышленных центров, освоением конвейерного производства, складыванием монополистических объединений социальная структура общества претерпела глубокие изменения.

 

Социальная структура и социальные отношения в индустриальном обществе

Общей тенденцией, проявившейся во всех индустриально развитых государствах, было увеличение числа наёмных работников. К началу XX в. их доля в работающем населении этих стран составляла от 20 до 50 % всех занятых. Только в последней трети XIX в. число промышленных рабочих в Европе и Северной Америке увеличилось примерно вдвое, служащих – в четыре раза.

Наёмные работники не представляли собой однородной массы. Исходя из сферы приложения труда, выделялись промышленные и сельскохозяйственные рабочие, работники сферы услуг (транспорта, системы коммунального обслуживания, связи, складского хозяйства), служащие корпораций, банков, государства. По уровню профессиональной подготовки различались специалисты (инженеры, мастера), квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие. Доходы, запросы и потребности различных групп наёмных работников не совпадали, они неодинаково воспринимали своё положение в обществе.

Стремления наёмных работников к улучшению материального положения, а предпринимателей – к повышению прибылей вызывали различные социальные последствия. Часть трудящихся связывала повышение своего дохода с увеличением личного вклада в деятельность корпорации, эффективностью её работы. В свою очередь, предприниматели создавали для наиболее квалифицированных работников стимулы к повышению производительности труда. Отношения управляемых и управляющих, складывающиеся на основе взаимной выгоды, принято определять как социальное партнёрство.

Нередко возникали социальные конфликты. Они развивались в процессе жёсткого торга, не исключающего забастовок и иных форм протеста, между наёмными работниками и работодателями по вопросам размеров зарплаты и условий труда.

Социальные конфликты, не получившие разрешения в силу причин объективного или субъективного характера, перерастали в социальную конфронтацию. При социальной конфронтации действия в поддержку тех или иных требований приобретали насильственный характер. Сами эти требования выходили за рамки претензий к отдельным работодателям. Они перерастали в призывы к насильственному изменению существующего строя, к ломке сложившихся социальных отношений.

Преобладание социального партнёрства, конфликта или конфронтации определялись тем, в какой мере запросы трудящихся удовлетворялись в рамках существующей системы общественных отношений. Если уровень жизни повышался, и обеспечивалась правовая защита граждан от произвола, социальная конфронтация становилась редким явлением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.