Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпоративных правоотношений. В юридической литературе сложилось несколько подходов относительно понятия корпоративного права






 

В юридической литературе сложилось несколько подходов относительно понятия корпоративного права. Под корпоративным правом понимается: а) система централизованных норм (созданных или санкционированных государством), закрепляющих правовой статус корпораций (В. В. Гущин, Ю. О. Порошкина, Е. Б. Сердюк); б) система правил поведения, которые разработаны в организации (Т. В. Кашанина); в) система централизованных и внутрифирменных правил поведения корпораций (И. С. Шиткина); г) совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, направленные на организацию и осуществление деятельности по совместному достижению общих целей – союзной или корпоративной деятельности (корпоративные отношения) (В. А. Белов).

Развитие в последние годы гражданского законодательства РФ позволяет по-иному взглянуть на ряд теоретических вопросов строения системы российского права, состава гражданского законодательства. С включением в состав отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ, права на участия в корпоративных организациях или управления ими, в учебной и научной литературе все чаще встречается точка зрения, согласно которой корпоративное право - подотрасль гражданского права[1]. По мнению В. К. Андреева, гражданское законодательство РФ включает три самостоятельные отрасли права – гражданское, предпринимательское и корпоративное[2].

Корпоративные правоотношения можно рассматривать в узком (как внутренние отношения в корпорации, например связанные с участием акционеров (участников) в управлении и контроле за деятельностью общества) и в широком (как отношения, возникающие в связи с предпринимательской деятельностью корпорации как юридического лица, например правовое регулирование создания и деятельности корпораций, правовое регулирование эмиссии ценных бумаг, аффилированности хозяйственных обществ) смыслах. В рамках корпоративных правоотношений следует всегда выделять: 1) членские отношения (отношения участия) – связи, складывающиеся между членами и корпорацией по поводу участия в делах и капиталах корпорации; 2) внутриорганизационные (управленческие) отношения – связи, обеспечивающие взаимодействие органов корпорации и реализацию ими своих функций. Характеристика корпоративного правоотношения включает в себя следующие моменты: 1) оно имеет сложную структуру, как в статистическом аспекте (правоотношение состоит из множества взаимосвязанных прав и обязанностей), так и с точки зрения динамичности (подвижности) своего состояния (возможность пребывания многих прав в потенциальном, так и в действительном состоянии); 2) правовое отношение, складывающееся между членом и корпорацией, является комплексным, включающим юридические связи как имущественного (например, по поводу получения дивиденда и др.), так и неимущественного (по поводу участия в управлении, получения информации и др.) порядка; 3) корпоративные правоотношения нормативно обособленны от обязательств; 4) корпоративные отношения носят длящийся характер: основные корпоративные права рассчитаны на неоднократное осуществление, а обязанности корпорации соответственно не прекращаются в результате однократного исполнения.

Предметом изучения науки корпоративного права как науки юридической являются, прежде всего: а) корпоративное право как система правовых норм; б) корпоративное законодательство и иные источники корпоративного права; в) практика применения корпоративно-правовых норм. В отличие от науки корпоративного права учебная дисциплина с одноименным названием ставит главной своей задачей обучение: а) нормам корпоративного права, закрепленных в законодательных и иных источниках, и практики их применения; б) положениям науки корпоративного права (понятийному аппарату, концепциям, теориям, выводам и т. п.).

Источники корпоративного права включают в себя:

– общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы;

– нормативные акты, образующие сложную многоуровневую иерархическую систему (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (например, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью и т. д.), иные правовые акты (Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (например, ведущая роль в ведомственном регулировании акционерных отношений принадлежит федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг):

– обычай, которым согласно ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В качестве примера необходимости применения обычая в корпоративном праве можно привести положения п. 3 ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах»: при привлечении к ответственности за убытки, причиненные хозяйственному обществу действиями (бездействием) членов органов управления, при определении оснований и размера ответственности должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.