Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура метода обучения






Структура метода обучения представляет собой системно организованную совокупность методических приемов, обеспечивающих успешную реализацию его функций.

Методический прием – это структурный элемент метода обучения, задающий порядок действий субъектов в процессе обучения. И в этом смысле метод обучения представляет собой систему методических приемов, которая в соответствии с конкретными образовательными целями регламентирует порядок действий учителя и ученика, направленных на передачу и усвоение необходимой учебной информации.

Одной из ярчайших черт методов обучения является их дуализм (двойственность), который проявляется даже не в том, что в его реализации принимают участие два субъекта с разными целями и деятельностями. Двойственность метода обучения находит свое отражение в том, что системообразующим фактором в его структуре является конструктивное единство способов работы с информацией и элементов, ее обеспечивающих (с объективной стороны) и способов организации ее интериоризации (с субъективной стороны), то есть единство объективного и субъективного в методе.

Таким образом, в структуру метода обучения входят:

с объективной стороны метода обучения: приемы, обеспечивающие трансляцию учебной информации; приемы коррекции способов подачи учебной информации; приемы, облегчающие работу с информацией (приемы визуализации информации);

с субъективной стороны метода обучения: приемы стимуляции и поддержания мотивации учения, включающие приемы, обучающие целеполаганию; приемы активизации учебной деятельности; приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий; приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия; приемы организации обратной связи; приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности.

 


Приемы коррекции способов подачи учебной информации,

выделенные и описанные нами, относятся к той части метода обучения, которая отвечает за передачу учебной информации без искажений и ошибок. К приемам, корректирующим способы подачи информации при использовании и моно- и бимодальных методов обучения, можно отнести следующие:

Активизация «рабочей» модальности ученика. В начале урока при сообщении информации, требующей запоминания и т.п., учитель, вне зависимости от собственной репрезентативной системы, может использовать в речи (по возможности в одном предложении) слова-предикаты всех трех модальностей, как бы «включая» восприятие и визуалов, и аудиалов, и кинестетов: «Сегодня вы услышите новое, увидите необычное и почувствуете, как это важно для успешной учебы».

Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи. Информация, сообщаемая устно (рассказ, сообщение учителя), должна содержать языковые паттерны, относящиеся к визуальной и, особенно, кинестетической репрезентативным системам. Особенно важны кинестетические слова и образы, потому что прямых источников информации для кинестетов, кроме практических и лабораторных работ и упражнений, в учебном процессе нет. Легче всего эти языковые паттерны и образы находятся, когда мы иллюстрируем учебную информацию примерами «из жизни».

«Полимодальная» жестикуляция. Если жесты визуалов локализуются от груди и выше, аудиалов – на уровне груди, кинестетов – на уровне пояса, то жестикуляция учителя так же, как и его речь, может удерживать внимание представителей всех модальностей. Например, если предикаты и языковые паттерны визуальные – жесты кинестетические, примеры кинестетические – жесты аудиальные и визуальные и т.п.

Коррекция мономодальных и бимодальных методов обучения с целью их «доводки» до полной полимодальности. Устное изложение материала учителем (беседа, дискуссия) всегда должно быть дополнено использованием наглядных средств и пособий (для визуалов), соответствующими жестами и предикатами (для кинестетов). Визуальные методы могут дополняться устными комментариями, объяснениями и т.п. Как мы уже отмечали, особенно «не повезло» с методическими приемами кинестетам, поэтому учитель обязательно должен продумать способы подачи информации именно для этой группы обучающихся (записывание, проговаривание и т.п.).

Приемы, облегчающие работу с информацией,

относятся к той части метода обучения, которая отвечает за эффективную работу с информацией. К приемам, облегчающим работу с информацией, относятся:

организация выполнения схематических рисунков, отражающих наиболее существенные черты внешнего или внутреннего строения изучаемого объекта. В графическом образе, выполненном самим учеником, в обработку информации, помимо зрительных включаются двигательные (кинестетические) восприятия, что повышает эффективность запоминания. Эффективность запоминания будет еще выше, если подключить и слуховой анализатор, например, в случае выполнения учебного рисунка одновременно с учителем и при наличии объяснения;

организация составления схем изучаемых процессов, явлений, а также организация составления схем, отражающих содержание учебных текстов. Схематизация информации позволяет выделить наиболее существенные черты схематизируемого, а графическое представление повышает эффективность запоминания. Последнее утверждение справедливо только в том случае, если ученик составляет и рисует схему полностью самостоятельно либо самостоятельно же, но с некоторой помощью со стороны учителя. Эффективность готовых схем в процессе обучения существенно ниже, потому что в первом случае задействованы все каналы поступления информации, в во втором – только зрительный. «Чистый» кинестет, например, готовую схему вряд ли хорошо запомнит;

организация составления таблиц. При составлении таблиц обучающийся объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию (информация, поступившая от учителя, добытая самостоятельно в процессе работы с письменным текстом, аудиовизуальным источником информации, при общении с товарищами, в ходе дискуссии, в результате выполнения практической работы и прочее). Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать собственные приемы ее свертки (визуализации). Изучение готовых таблиц так же менее эффективно, как и рассматривание готовых схем;

использование цветового кодирования при выполнении графических работ (рисунков, схем, выделении орфограмм, частей слова и т.п.). При этом набор цветов должен быть строго определен, обсужден с учащимися и зафиксирован. Цвет в данном случае играет двоякую роль: интенсифицирует процесс визуализации, ускоряя определение принадлежности (если такого цвета – значит, принадлежит такой-то общности), и облегчает процесс, обратный визуализации – развертывание информации, так как служит опорным сигналом при вспоминании;

использование немых рисунков. Упоминание о немых рисунках как наглядных пособиях можно найти в учебнике по методике обучения анатомии, физиологии и гигиене человека[52], более подробно о дидактических возможностях немых рисунков и методике их использования применительно к урокам анатомии и физиологии писал П.М. Левитский[53]. Мы использовали немые рисунки для контроля усвоения знаний. При этом студенты были оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам. Это заставляло их проводить целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.