Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и объективный аспект метода обучения






Объектом в процессе обучения является социальный опыт предшествующих поколений, который подлежит передаче поколению следующему. Причем опыт, понимаемый максимально широко: это не только конкретные научные знания и факты, но и мировоззрение в целом, ценности, моральные, этические и эстетические нормы, модели отношений, свертки деятельностей (умения и навыки в том числе).

Объект вычленяется из окружающей действительности только в том случае, если появляется субъект, с ним работающий (объект противостоит субъекту в его деятельности). Процесс обучения – это компонент специально организованного обществом пространственно-временного континуума, в котором деятельность субъектов направлена на один объект – часть социального опыта, который следует передать подрастающему поколению, если речь идет о школе, и людям, его (опыта) еще не имеющим, если речь идет об обучении взрослых.

При этом социальный опыт является объектом на всех этапах обучения и на него ориентированы все компоненты и участники процесса:

· Цель: сделать так, чтобы выпускник школы обладал той частью социального опыта, которую общество хочет видеть у следующего поколения.

· Принципы. Руководствуясь принципами, люди из всей совокупности накопленного обществом социального опыта отбирают то, что следует передать, и то, как это следует делать.

· Содержание образования. Это та часть социального опыта, которая будет передана в процессе обучения.

· Формы обучения. Они задают организационные рамки для передачи социального опыта.

· Средства обучения. На них фиксируется часть социального опыта, и они являются инструментами, с помощью которых этот опыт постигается.

· Методы обучения. С их помощью обеспечивается трансляция социального опыта и обслуживается его усвоение.

· Обучающий субъект. В идеальной ситуации он должен создавать условия, в которых усвоение социального опыта учеником будет максимально результативным. В реальности же он создает условия, в которых ученик присваивает нужную ему часть социального опыта.

· Учащийся субъект. На основании социального опыта, предложенного ему в процессе обучения, строит свою, индивидуальную картину мира (которая, впрочем, может совпадать с официальной) и совершенствует свою субъектность (накапливает свой «деятельностный потенциал» и социальный опыт).

· Результат. В идеальной ситуации молодое поколение овладевает тем объемом социального опыта, который необходим обществу для воспроизводства. А учитель точно знает, какая именно часть социального опыта передана, и как сделать процесс обучения более эффективным в следующий раз (или таким же, если все «прошло» хорошо). В реальности у молодого поколения есть свои представления о том, какого рода социальный опыт ему нужен, и именно его он и приобретает в процессе обучения, а иногда и вопреки реализующемуся образовательному процессу.

Использование при описании трех последних компонентов словосочетаний «в идеальной ситуации» и «в реальности» обусловлено тем, что объект в процессе обучения претерпевает изменения. На «входе» – это идеальная модель социального опыта, который общество желает передать в процессе обучения, а на «выходе» – это тот социальный опыт, который ученик реально приобрел в процессе обучения. Этот приобретенный опыт может оказаться меньше идеального, если ученик что-то не захотел или не смог интериоризировать. Он может оказаться даже больше идеального, если в школе ученика научили учиться, и он захотел узнать что-то сверх определенной стандартом программы.

Приобретенный за время пребывания в школе социальный опыт может даже оказаться совсем не таким, как планировалось, если источник этого опыта лежит за пределами образовательного пространства. Здесь наиболее вопиющим примером являются скинхеды – вакуум в официальном источнике социального опыта (дефицит в содержании, вызванный недостатками в системе воспитания) заполнил весьма специфический социальный опыт, обретенный «на улице».

Однако объективная сторона метода обучения не включает собственно объект процесса обучения, это делает содержание. К объективной стороне метода обучения относится способ фиксации, трансляции и восприятия информации. И эти способы бывают визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.

Кроме того, к объективной стороне метода обучения относится все то, что позволяет методам обучения нормально функционировать, но не зависит от сознания и произвола человека.

Информация циркулирует в учебном процессе постольку, поскольку зафиксирована на материальном носителе, может быть передана без потерь и адекватно воспринята и усвоена. Носителем информации может быть звук, изображение (зрительный образ), движения чужого тела и движения и ощущения тела собственного.

Человек в течение своей жизни получает сведения о мире, задействуя пять чувств[35], а появляющиеся при этом слуховые, зрительные и кинестетические образы используются им для обработки и хранения поступающей информации. Так формируются три основные системы восприятия и модальности мышления – визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (моторная, плюс все то, что не относится к аудиальной и визуальной), которые позволяют получить сведения об окружающей действительности.

По сенсорным каналам поступает информация, которую человек использует для организации и оформления собственного опыта, и каждый канал имеет специализированные рецепторы, передающие конкретные разновидности информации: рецепторы, воспринимающие давление, температуру, боль и прочее – в кинестетическом входном канале; хроматические и ахроматические рецепторы – в зрительном; слуховые рецепторы внутреннего уха – в слуховом. Различные сочетания сигналов, поступающих на рецепторы, могут порождать информацию сложной природы[36]. Так, ощущение сырости складывается из информации, поступающей от нескольких специализированных кинестетических рецепторов. Существует также информация, которая формируется в результате объединения данных, поступающих по разным входным каналам, например, восприятие объема связано с функционированием и кинестетических, и визуальных рецепторов.

Несмотря на то, что учитель и ученик являются субъектами обучения, в их физических телах есть то, что обслуживает объективную сторону методов обучения. Мы можем издавать и воспринимать звуки, видеть изображение, двигаться и воспринимать движение потому, что у нас есть соответствующие голосовой и слуховой аппараты, органы зрения, нервная и опорно-двигательная системы. Это объективно, так как не зависит от волевых усилий: мы не можем издать звук, к воспроизведению которого физически не способны наши голосовые связки, или услышать звук, лежащий за пределами диапазона нашего слухового анализатора, и т.п.

Иными словами, физические свойства человеческого организма, позволяющие работать с информацией в принципе, функционируют на объективной стороне методов обучения, а вот то, как конкретно мы это делаем, – на субъективной. Способность воспринимать звуковые колебания определенной частоты представляет объективный аспект метода обучения, а реальное восприятие и усвоение информации из текстов, произносимых учителем, – субъективный. Например, у ученика объективно есть возможность получить информацию в процессе обучения, но он, как субъект деятельности учения, может отвлечься, закрыть глаза, заткнуть уши. Задача учителя, как субъекта обучающей деятельности, применить в этом случае такой методический прием, который не предоставляет или исключает для ученика такую возможность.

Итак, объективная сторона метода обучения не исчерпывается одной ориентацией на объект (способ фиксации информации). К объективной стороне относятся также «объективные возможности субъектов» – это наличие репрезентативной и ведущей систем учителя и ученика[37]. А вот то, какая именно система доминирует и чаще остальных используется – «работает» уже на субъективной стороне метода обучения. Объективные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности (то, что входит в понятие «профессиональная компетентность», например, способность планировать деятельность) относятся к объективной стороне метода обучения, а то насколько хорошо учитель эти характеристики реализует – к субъективной. Наличие у ученика базовых психических процессов и их объективные характеристики (например скорость психических процессов, утомляемость или возрастная специфика мышления) относятся к объективной стороне метода обучения, а то, насколько эффективно ученик их использует в процессе обучения – к субъективной.

Для того чтобы определенное содержание было передано и усвоено, учитель и ученик должны обладать определенными «объективными» характеристиками. Учитель должен уметь предвидеть результаты своей деятельности, планировать процесс обучения, «упаковывать» и представлять информацию в соответствии с модальностью восприятия учеников – для визуалов, аудиалов и кинестетов это делается по-разному. А ученик должен иметь соответствующий возрасту и дидактическим задачам определенный уровень развития внимания, воображения, мышления и т.п.

С объективной стороны метод обучения должен описываться как способ передачи социального опыта: владея наиболее эффективным способом, человек гарантированно достигает поставленной цели. В этом смысле метод обучения – это способ работы с учебной информацией.

Для того чтобы информация была усвоена, она должна быть определенным образом представлена, зафиксирована, передана и воспринята без потерь. Исторически и объективно сложились четыре типа методов обучения: те, в которых информация передавалась устно и воспринималась на слух, – аудиальные методы обучения; те, в которых информация была представлена визуально и воспринималась с помощью зрения, – визуальные методы обучения; те, в которых информация фиксировалась и воспринималась посредством мышечных усилий, – кинестетические методы обучения; и те, в которых информация шла по нескольким сенсорным каналам одновременно, – полимодальные (смешанные) методы обучения. Такие органы чувств, как осязание, обоняние и вкус, достаточно редко используются в процессе обучения, исключение в этом плане составляет, пожалуй, только подход, выработанный в рамках школы М. Монтессори.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.