Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики






 

В любой стране во всем мире экономика в той или иной мере регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, государственных инвестиций, субсидий, льгот, обязательных платежей и отчислений, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Главная цель государственного регулирования экономики - соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев населения, помнить о правах и свободе личности. Государственное регулирование также направлено на охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, защиту интересов будущего поколения.

 

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

 

1. При равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

 

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.

 

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должны способствовать социальной стабильности и экономическому росту.

 

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

 

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов.

 

Рассмотрим основные формы и методы государственного регулирования рыночной экономики (табл. 2)

 

Таблица 2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

 

Формы и методы

Сущность и применение

 

Непосредственное государственное управление

Применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для общества и экономики, нуждающихся в значительной государственной поддержке (военные, оборонные, энергетические, заповедники, национальные парки, музеи, полезные ископаемые, здравоохранения и др.) Все эти объекты находятся в государственной и муниципальной собственности.

 

Налоговое регулирование

Осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. Взимание налогов является главным источником доходов государственного бюджета, финансовой базы социальной политики.

 

Денежно-кредитное регулирование

Состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральные банки устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента и влияет на них через учетную ставку, предоставляет льготные займы, выпускает облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления, оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

 

Бюджетное регулирование

Государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены средства в большем объеме, чем другим. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

 

Ценовое регулирование

Заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень отдельных цен, запрещая их повышение выше этого уровня. В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены.

 

Социальное регулирование

Направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая социальное страхование, предусматривает меры, которые создают возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидами, детям и другим, нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

 

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда

Осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости, которое обеспечивает охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную зарплату, выплату пособий по безработице. Государство также устанавливает тарифы оплаты труда, принимает на себя обучение безработных.

 

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды

Предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение окружающей среды. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

 

Государственное антимонопольное регулирование

Направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

 

Государственное внешнеэкономическое и валютное регулирование

Государственное воздействие на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала из страны и в страну, валютный обмен.

 

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, государство является сегодня гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Но при всем при этом, государственное регулирование не лишает предприятия, предпринимателей и граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных способов и видов государственное регулирование носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, которые не затрагиваются государственным регулированием.

 

Список литературы

 

 

1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2002 - 448 с.

 

2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2001 - 480 с.

 

3. Гусейнов Р. История экономики России. - М.: ИВЦ Маркетинг ЮКЭА, 1999 - 352 с.

 

4. Ковнир В.Н. История экономики России. - М.: Логос, 2005 - 472 с.

 

5. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Финансы и статистика, 2009 - 400 с.

 

6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002 - 544 с.

 

7. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - М.: магистр Инфра-М, 2010 - 256 с.

 

8. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2000 - 382 с.

 

9. Курс экономики/ Под ред. профессора Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 672 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.