Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий тропарь






(в канонах некоторых служб года он поется, как 9 песнь канона).

Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.

* * *

После этого архиерей возглашает: «Божественная Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая пророчествует благоговейнейшаго диакона Алексия во пресвитера. Помолимся же о нем, да снидет на него благодать святаго Духа…». После этого духовенство начинает протяжно петь «Господи помилуй». Ставленник преклоняет колено перед престолом, кладя голову на него, а архиерей кладет ему на голову Евангелие и начинает чтение молитвы. После этого пение подхватывает верхний хор, впрочем, поет на греческом языке: «Κ υ ρ υ ε ε λ ε ι σ ο ν». Наконец, архиерей выводит ставленника к Царским вратами и снимает с него орарь, а затем показывает народу священническую епитрахиль[5], возглашая «Аксиос», то есть, «Достоин», что поют духовенство, а затем верхний хор. Затем таким же образом он с возгласом показывает пояс, которым во время литургии священник и архиерей привязывают епитрахиль к груди, а затем также на него надевается священническая фелонь[6], а затем – наперсный крест и вручается священнический требник. Итак, еще один диакон стал священником! После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа», благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого диакон (о.Евгений Габов) выходит на амвон со словами «И всех и вся», повторяемыми верхним хором. После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Затем диакон призывает к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему», при этом, входя в алтарь и орарем указывая на престол и Святые Дары на нем. После этого он снова выходит на амвон, призывая к молитве о прочем священноначалии и всех православных христиан и о всех «иже и кийждо в помышлении имать и о всех и за вся». Это – одна из красивейших особенностей литургии архиерейским чином, у нас часто опускаемая из экономии времени.

Заканчивается эта часть литургии и после очередной просительной ектении и пения Молитвы Господней Царские врата закрываются. Святые Дары раздробляются для причащения сперва духовенства, а затем и мирян. После того, как заканчивается причащение духовенства, хор поет светилен канона праздника, посвященный Кресту.

Причастников в этот день было довольно много, так что причащали на три чаши. В центре причащал народ сам правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Заамвонную молитву произносит уже новопоставленный священник о.Алексий Кульнев. После этого духовенство выходит в центр и само пропевает тропарь, кондак и величание праздника и лишь затем совершает поклонение Кресту. Лишь затем служба заканчивается. Еще не успели пропеть многолетие, как Владыка произносит слова поздравления новопоставленному священнику, говоря, что символично то. что принял он этот сан в данный праздник, ведь и сам священник носит на себе Крест, как знак сострадания Христу и следования пути Господнему, но и как знамя победы над грехом. Крест священнический сложен, а потому он призвал его всегда призывать имя Божие и регулярно причащаться Святых Таин, по возможности, не только во время совершения литургии (при этом он преподнес ему Богородичную просфору) и регулярно читать Священное Писание, заметив, что даже читая его каждодневно и прочитывая его по многу раз, человек, читая одно и то же, каждый раз открывает в нем новое, отсюда бесчисленное множество книг толкований, которые пишутся и еще будут написаны. Но самое главное – он призвал его быть примером для паствы, самой своей жизнью наставлять людей на путь спасения, ибо как бы много священник не говорил, то если он сам не делает то, к чему призывает народ, то никакой пользы от слов не будет, ибо нет ничего тайного. что не открылось бы и тогда лжец будет посрамлен.

Напутствие окончено и все духовенство, поцеловав крест из рук архиерея, уходит в алтарь, а тот произносит проповедь на тему праздника. Он рассказал о предыстории праздника и заметил, что событие и дало основу для составления Чина Воздвижения, совершаемого на всенощном бдении. Это – праздник обретения орудия нашего спасения, победы над грехом и посрамления диавола. Чудно, что орудие позорной казни теперь стало знаменем победы христиан и им ограждает себя христианин во всяком случае, призывая имя Божие. Но для мира Крест и вся наша вера является безумием, как пишет апостол Павел. Иудеи видели в Мессии земного царя и когда Христос в реальности пришел, то они Его не узнали, так как Он не отвечал их политическим ожиданиям. А для греков и вообще, язычников, само почитание Богом человека, да еще распятого на кресте, являлось безумием, как безумием почитает мир всю основу нашей веру. Зачем поститься, отказываться от многих любимых, да и полезных продуктов? Зачем молиться и посещать храм, когда можно поспать лишние два часа? Но отказываясь от продуктов и терпя некоторый ущерб для тела, христианин приучает говорить «нет» своей плоти, как и приходя в храм и молясь, он в седьмой день отдает благодарность Богу по заповеди Его. Да и наша вера называет грехом гордость – этот сатанинский порок, в миру почитаемый как добродетель, так что многие хвалятся, говоря «я горжусь», говоря о чем-то. Я уж не говорю о других пороках, ставших частью нашего падшего естества. Слова о борьбе с ними для мира – безумие. Здесь можно продолжать и продолжать. Однако для нас это является Божией премудростью, ибо, что для человека – безумие, для водящих человеком духов – орудие власти над ним, которое он теряет, если человек, призывая на помощь Бога, борется с этими страстями (о, если бы мы это делали!), а потому он и насылает всякие искушения и напасти на желающих жить с Богом. «Да и всякие, желающие жить благочестиво, будут гонимы» - говорит в другом месте тот же апостол Павел. Но именно поэтому человеку оставлено знамение Креста, которое, со времени, когда Господь умер на нем и сошел во ад, стало, Благодатию Божией, попалять демонов. Но Господь, научая и вразумляя человека, попускает демонам нападать на него и человек терпит напасти, но призывая имя Божие, он получает укрепление в скорбях и по мере духовного состояния его, даже может получить избавление. Ради наставления многих подвижников Бог иногда даже отнимает эту попаляющую демонов силу, но это бывает лишь в особых случаях. Мы же, поклоняясь Кресту, исповедуем Его страдания и радуемся тому, что имеем возможность входа в Царство Божие.

Пожелав помощи Божией верующим, он под пение многолетия ушел в алтарь. Царские врата закрылись. После этого вышедший о.Евгений напомнил людям о службах на предстоящей седмице и сказал о грядущих со вторника Свято-Сергиевских образовательных чтениях.


[1] Перевод названия Мерра

[2] Напомню – задостойник – это песнопение, которое поется на литургии вместо «Достойно есть…». Здесь текст задостойника: Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.

[3] Напомню, что по уставу, в двунадесятые праздники, к коим и относится данный, данное песнопение должно заменяться тропарем праздника. На практике, при архиерейском служении этого не происходит….

[4] Каменный помост.

[5] Епитрахиль (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя и одновременно иго Христово. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

[6] Фелонь - напомню, это подобие плаща, надеваемого священником на плечи. В Поместных православных Церквах Востока она имеет вид накидки, тогда как в Русской Церкви имеет твердый каркас. Символизирует багряницу – подобие императорского плаща, который надевали на Христа римские воины, когда издевались над ним






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.