Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха






 

В связи с повышенными психоэмоциональными нагрузками, возможными стрессами, связанными с нестандартными ситуациями на работе, в целях защиты здоровья педагогов для них установлены дополнительные льготы в отношении рабочего времени и времени отдыха. Это, прежде всего, сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный отпуск[48].

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных организаций, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, пребывание их в течение определённого времени, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 " О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" [49] устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников. Названным Приказом устанавливается верхний предел учебной нагрузки педагогических работников:

«7.1.1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;

7.1.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;

7.1.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.

7.2. Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка».

В ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» действуют «Правила внутреннего трудового распорядка», утверждённые директором учреждения Д.А. Беляевым в 2015 г. В этом документе закреплены положения о порядке приема на работу, основных правах и обязанностях работодателя, работников колледжа, рабочем времени и времени отдыха, мер поощрения и взыскания, оплаты труда, оснований прекращения трудового договора.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия), независимо от их продолжительности, и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утверждённых в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, в предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения[50].

Нормативно-правовая база урока дале­ка от совершенства. Действия педагога, несмотря на творческий и самостоятельный харак­тер, ограничены правовыми запретами[51].

Деятельность педагога, несмотря на сво­боду преподавания, подлежит анализу и правовой оценке в рамках внутриколледжского контроля (Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и пра­вовом обеспечении должностного кон­троля руководителей образовательных учреждений»[52]), в рамках аттестационно­го контроля (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 " Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" [53]) и в рамках государственно-обще­ственного контроля (Приказ Минобрнауки России от 06.04.2015 N 362 " Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями" [54]; письмо Минобразования РФ от 14.05.2004 № 14-51-131/13 «О методических ре­комендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеоб­разовательных учреждений[55]»).

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:

- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимся, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, различной степени активности, приёма ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

- выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.)[56].

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Таким образом, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных организаций регулируется Трудовым кодексом РФ. Также рабочее время устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Заключение

 

Исследовав вопрос о правовом регулировании труда педагогических работников, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует ряд вопросов, требующих своего правового разрешения.

Во-первых, в Уголовный кодекс РФ введена статья 354.1 об уголовной ответственности за действия, подпадающие под реабилитацию нацизма, в частности, одобрение преступлений нацистов, распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества. В связи с этим считаем необходимым дополнить перечень преступлений, совершение которых сопряжено с ограничением допуска граждан к педагогической деятельности, внеся в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующими дополнениями:

1) в абзаце третьем части второй статьи 331 после слов " а также против общественной безопасности" добавить слова " имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление, предусмотренное статьей 354.1 (реабилитация нацизма) Уголовного кодекса Российской Федерации; "

2) в статье 351.1 после слов " а также против общественной безопасности" добавить слова " имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление, предусмотренное статьей 354.1 (реабилитация нацизма) Уголовного кодекса Российской Федерации."

Во-вторых, Статья 142 Трудового кодекса РФ предоставляет право работнику, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В Трудовом кодексе РФ не регламентирован вопрос об оплате за период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней. Поскольку работодатель не выполняет свои обязанности по своевременной и полной оплате труда работника, полагаем дополнить ст.157 Трудового кодекса Российской Федерации частью 2 следующего содержания:

Время простоя по причине вынужденного приостановления работы работником в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период её задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном статьей 236 настоящего Кодекса».

В-третьих, статья 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации определяет правовой статус педагогических работников. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Часть 5 данной статьи предусматривает право работника на длительный отпуск сроком до 1 года не реже, чем каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности. В целях реальной реализации данного права; предлагаем внести изменения в ч. 5 ст.47изложив их в следующей редакции:

право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 50 процентов от средней заработанной платы за соответствующий период предыдущего учебного года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.