Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и сообщений






1. Екатерина Великая: исторический портрет.

2. Дворянство и российское общество во второй половине XVIII века.

3. Сословные преобразования в эпоху Екатерины II.

4. «Наказ» Е! катерины II депутатам Уложенной комиссии и его судьба.

5. Губернская реформа 1775 г. и ее последствия.

6. Общественно-политическая мысль, культура и просвещение во второй половине XVIII века.

7. Дипломатия России во второй половине XVIII века.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 125-145.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. история России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. С.145-187.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 200-220.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.

 

Дополни тельная:

Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М., 2004.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 148-164.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 326-378.

История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. С. 150-168.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 126-136.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 459-493.

Контрольные вопросы

1. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II?

2. Что составило суть прогрессивных реформ Екатерины II в духе «просвещенного абсолютизма»?

3. Какие взгляды на власть и государство выразила Екатерина II в своем «Наказе» Уложенной комиссии?

4. Какие изменения в аппарате управления государством произошли в России в царствование Екатерины II?

5. Как изменилось положение сословий во время правления Екатерины II?

6. Каковы причины крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева?

7. Какие социальные группы и сословия участвовали в восстании под предводительством Е. Пугачева? Какие они преследовали цели?

8. В чем причины поражения крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева?

9. Какие политические шаги свидетельствовали о за кате екатерининского либерализма?

10.Какие основные проблемы стояли перед Россией во внешней политике второй половины XVIII в.?

11.Как изменилось соотношение сил в Европе после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора?

12.Почему Турция в 1783 г. вынуждена была смириться с переходом Крыма под власть России?

13.Что такое греческий проект? Как он изменил внешнеполитическую линию России?

14.Как изменилась территория России к концу царствования Екатерины II?

 

Семинар по теме 8.

Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.:

- реформы Александра I и их значение;

- основные направления внутренней политики Николая I;

- крестьянский вопрос в первой половине XIX в.;

- идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

2. Внешняя политика России в первой половине XIX в.:

- внешняя политика России в начале XIX в.;

- Отечественная война 1812 года;

- европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в.;

- политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Александр I: исторический портрет.

2. Реформы Александра I и их значение.

3. М.М, Сперанский и его проект преобразования государственного строя.

4. «Аракчеевщина» как политика консерватизма.

5. Бородинское сражение: победа или поражение русских войск?

6. Дискуссии о генезисе самодержавия.

7. Историческое значение восстания декабристов.

8. Идейная борьба 30-40-х годов XIX в.

9. Формирование революционно-демократической идеологии.

10. Первые подступы к отмене крепостного права. Реформа П.Д. Киселева.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е иод.,
стереотип. - М., 2006. - С. 145-186.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохин;.
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
С. 187-259.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво-
хина. - М., 2004. - С. 220-292.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 31 -33.

Дополнительная:

Деревянно А.П., Шабельникова Н.И. История Рос
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 164-191.

История России с древнейших гремен до наших дней
: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестахоь
В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 378-441.

История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 168-196.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис-
тории. - М., 2006. - С. 501-553.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте политический строй России в на-
чале XIX в. В чем его отличия от политического
строя европейских стран?


Какие взгляды выражал Александр I в начале сво-
его правления?

Какие социальные сдвиги вызывает начало про-
мышленного переворота?

4. Каковы основные направления реформ, проведен-
ных Александром I в начале XIX в.?

5. В чем сущность указа о «вольных, хлебопашцах»?
Имел ли он какое-нибудь реальное значение?
Как предлагал решить вопрос об отмене крепостно-
го нрава А.А. Аракчеев?

Дайте характеристику проекта государственных
преобразований М.М. Сперанского.- Что из " этого
проекта было воплощено в жизнь?

8. В чем историческое значение восстания декабри-
стов?

9. Что характерно для государственного аппарата
времен Николая I? Какие это порождало пробле-
мы?

 

10. Какие реформы требовались в России в середине
XIX в.?

11. Оцените значение преобразований Николая I. Было
ли этого достаточно, чтобы предотвратить кри-
зис?

12. Каковы были признаки кризиса николаевской сис-
темы?

}.<?. Охарактеризуйте общественную мысль и обще-
ственные движения России первой половины
XiX в.

11. Как смотрели на проблему «Россия и Запад» сла-
вянофилы и западники?

15. Какова была расстановка сил в Европе в начале
XIX в.?

16. Как произошло присоединение Грузии к России?

17. В чем причины военных неудач России в кампании
1805-1807 гг.?

18. В чем историческое значение Отечественной войны
1812 г.?

19. Охарактеризуйте деятельность Священного сою-
за.

20. Каковы основные направления внешней политики
России в период правления Николая I?


Семинар по теме 9. Попытки модернизации России
в пореформенный период

 

Вопросы для обсуждения

1. Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение:

- подготовка крестьянской реформы в 1856-
1861 гг.;

- содержание крестьянской реформы;

- значение реформы для дальнейшего развития
России.

2. Судебная реформа 1864 г. и ее значение:

- подготовка судебной реформы;

- основные направления судебной реформы.

3. Проведение реформ в области местного управле-
ния, народного образования и военного строитель-
ства:

- земская реформа 1864 г. Городовое положение
1870 г.;

- школьная реформа 1864 г.;

- военная реформа 1874 г.

Темы рефератов и сообщений

1. Основные подходы и этапы подготовки крестьян
ской реформы.

2. Политический портрет Александра И.

3. Николай Алексеевич Милютин и реформы 60-х го-
дов XIX в.

4. Правовое положение «свободных сельских обыва-
телей».

5. Историческое значение отмены крепостного права.

6. Структура судебных учреждений по судебным ус-
тавам 1864 г.

7. Российское просвещение в XIX в. и его роль в ци-
вилизационном обновлении страны.

8. Русская культура в XIX веке и ее вклад в мировую
культуру.

9. Отечественная историография военных реформ г
России во второй половине XIX в.

10. Земства и их роль в становлении гражданского об-
щества.


Рекомендуемая литература

 

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
зека: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 186-226.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 248-284.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 292-338.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С, 33-37.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 191-210.

История России с древнейших времен до наших дней
: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков
В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. т С. 441-487.

история России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 196-233.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 174-200.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль Александра II в подготовке и проведе-
нии реформ 60-70-х гг. XIX в.?

2. Каковы причины отмены крепостного права?

3. Каковы были главные принципы освобождения
крестьян?

4. С какой целью был создан институт мировых по-
средников?

5. Как в соответствии с принятыми законодательны-
ми актами был решен земельный вопрос крестьян?


6. В какой степени при проведении крестьянской ре-
формы были соблюдены или не соблюдены интере-
сы крестьян, помещиков, государства?

7. Чем была вызвана необходимость перемен в систе-
ме органов управления?

8. Какая роль отводилась земствам в системе государ-
ственного управления?

9. Какие принципы были положены в основу судеб
ной реформы?

 

10.Каково содержание судебной реформы 1864 г.?

11.Что изменилось в русской армии после иреобразо
ваний Д. А. Милютина?

12.Почему потребовалось введение нового воинского
устава?

13.В чем суть школьной реформы 1864 г.?

14.Существовала ли в 60-е гг. XIX в. альтернатива
реформам? Если да, то какая? Что вы думаете по
этому поводу?

Семинар по теме 10. Россия на рубеже XIX—XX веков:
реформы и революция

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Царизм и модернизация России в начале XX в.:

- революционный кризис 1905-1907 гг. и его по-
следствия;

- становление парламентаризма в России;

- столыпинская политика модернизации и ее ито-
ги.

2. Политические партии России: генезис, классифи-
кация, программы, тактика:

- характеристика ведущих политических партий
и их классификация'

- думская тактика политических партий: борьба
за выбор пути развития.

Темы рефератов и сообщений

1. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенство-
вании государственного порядка» и его историче-
ское значение.


2. Исторические портреты лидеров политических
партий.

3. Политические партии в 1-4-м созывах Государст-
венной думы.

4. Законодательная деятельность Думы 1—4-го созы-
вов.

5. Государственная деятельность П.А. Столыпина.

G. Революционные партии: борьба за демократиче-
скую республику и социалистический выбор.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 226-299.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 285-310.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.Л. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 340-378.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
s таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 37- 42.

Дополнительная:

Демин В.А. Государственная Дума России (1906 -
1917): механизм функционирования. - М., 1996.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 210-257.

История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004.' -
С. 233-258.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 200-218.

Становление российского парламентаризма начала
XX века / под ред. Н.Б. Селунской. - М., 1996.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное
собрание речей в Государственной Думе и Государствен-
ном Совете. - М„, 1991.


Контрольные вопросы

1. В чем состояла сущность политической обстановки
в России в начале XX в.?

2. Какие изменения в государственном строе России
предполагалось провести по Манифесту 17 октября
1905 г.?

3. В чем причины роспуска 1-й Думы?

4. Почему события 3 июня 1907 г. вошли в историю
как третьеиюньский государственный переворот?

5. Что являлось главным в реформах, проводимых
правительством Столыпина?

6. Назовите основные этапы столыпинской аграрной
реформы. Какие ме; роприятия играли главную роль
на каждом из этих этапов?

7. Почему поместное дворянство отвернулось от Сто-
лыпина?

8. Как отразились настроения в стране на результатах
выборов в состав 4-й Думы?

9. Дайте краткую характеристику ведущих партий
России и их программных установок. Как партии
предлагали решить вопросы о самодержавии, вла-
сти, политических свободах, земле, рабочем зако-
нодательстве?

 

10.Назовите принципиальные отличия политической
программы октябристов от кадетской.

11.Охарактеризуйте положительные стороны и недос-
татки аграрных программ трудовиков, эсеров,
большевиков, меньшевиков и кадетов.

12.Сравните партийный состав депутатов четырех Го-
сударственных дум и принимавшиеся ими реше-
ния. Как вы думаете, есть ли здесь прямая зависи-
мость или возможно другое объяснение?

Семинар по теме 13. 1917-й год в судьбе России:
Февральская и Октябрьская революции,
их результаты и последствия

Вопросы для обсуждения

1. Февральская революция 1917 г. в России и ее по-
следствия:


- объективные и субъективные предпосылки па-
дения самодержавия в России;

- борьба вокруг проблемы исторического выбора -
парламентская республика или республика Со-
ветов.

2. Октябрьская революция 1917 г. в России: выбор
социалистического пути развития::

- взятие власти большевиками и формирование
органов Советской власти;

- первые шаги Советской власти - курс на строи-
тельство основ социализма.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Николай II - последний русский император. Были
ли реальные шансы у него сохранить престол и ди-
настию на троне в феврале-марте 1917 г.?

2. Историческая оценка Февраля 1917 г.

3. Политический портрет А. Керенского.

4. Внутренняя и внешняя политика Временного пра-
вительства.

5. Корниловский мятеж и его последствия.

6. Стратегия и тактика большевиков в 1917 г.

7. Почему большевики пришли к власти?

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 299-337.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 327-338.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
Л.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 385-415.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М'., 2004. -
С. 263-282.


История России.'учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред-. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 258-290.

Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -
М., 1997.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах ч
схемах. - М., 2005. - С. 218-227.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины социального взрыва в Петрограде
в феврале 1917 г.?

2. Какие проблемы должна была, по вашему мнению,
разрешить Февральская революция? Была ли она
неизбеяша?

3. Каковы характер и движущие силы Февральской
революции? Молено ли считать ее завершенной?

4. Почему Николай II не нашел поддержки в стране,
в армии, даже среди высшего генералитета?

5. Какие новые органы власти и общественные орга-
низации появились после Февральской революции?

6. Что такое двоевластие? Как и почему оно возник-
ло?

7. Какова программа партии большевиков в россий-
ских революциях?

8. Как изменялись лозунги партии большевиков от
февраля к октябрю 1917 г.? Почему?

9. Дайте свою оценку внутренней и внешней полити-
ки Временного правительства. С чем связан кризис
Временного правительства?

 

10. Охарактеризуйте «корниловщину» как обществен-
но-политическое явление революционной эпохи. 3
чем причины конфликта между А. Керенским и Л.
Корниловым? Какие силы поддерживали каждого
из них?

11. Дайте оценку ленинской характеристики экономи-
ческого состояния предреволюционной России, из-
ложенной в его работах 1917 г.

12. Почему партии большевиков удалось взять власть в
октябре 1917 г.?


и В чем разница между Октябрем в Петрограде и
Москве и чем это было обусловлено?

■ \ Какие были альтернативы большевистскому Ок-
тябрю и какая из них имела, на ваш взгляд, боль-
ше всего шансов на то, чтобы быть реализованной?

5. Какие оценки первых декретов Советской власти
имеют место в современной отечественной и зару-
бежной литературе? С какими из них вы согласны
или не согласны и почему?

Земинар по теме 14. Советское общество в 1921—1941
гадах: формирование тоталитарной системы й культа
личности Сталина

Вопросы для обсуждения

1. Поиск путей развития страны после окончания
гражданской войны:

^ новая экономическая политика: сущность, со-
держание, итоги;

- характерные черты социально-экономического
развития страны в 20-е годы XX в.

2. Политическая система СССР, ужесточение режима
личной власти Сталина:

■ 1 образование СССР. Национально-государствен-
ное устройство и особенности политической сис-
темы;

ч-4 формирование однопартийного политического
режима;

j внутрипартийная борьба и усиление режима
личной власти Сталина.

3. Форсирование экономических и социальных про-
цессов:

- курс на строительство социализма в одной стра-
не и его последствия;

- социально-экономические преобразования в 30-е
годы;

- последствия культа личности Сталина.

Темы рефератов и сообщений

1. Противоречивость экономического и социального
развития СССР в 20-30-е годы.


2. Последние письма и статьи В.И. Ленина: осмысле-
ние нового курса развития страны.

3. Судьба оппозиционных партий.

4. Модернизация промышленности страны в 20-е го-
ды.

5. СССР в годы первых пятилеток.

6. Проблема путей развития крестьянского хозяйства
в научной и общественно-политической мысли 20-х
годов.

7. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и
последствия.

8. Сопротивление сталинизму. Искоренение Стали-
ным организованной оппозиции.

9. Конституция СССР 1936 г.: основные положения,
оценки, суждения.

10. Массовый террор 30-х годов и его последствия.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд,,
стереотип. - М., 2006. - С. 420-460.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохика
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 352-383.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 447-480.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 42-47.

 

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 282-339.

История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 321-354.


Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 233-241.

Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. аысш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М.ШаРИна. - М., 2006. - Т.2. - С. отлично-
91.

 

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы стояли перед страной после окон-
чания гражданской войны? Почему «военный ком-
мунизм» не смог их разрешить?

2. В чем сущность новой экономической политики?

3. В чем причины кризисов нэпа?

4. Каких изменений в управлении государством по-
требовало бы продолжение новой экономической
политики?

5. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях
нэпа и роль товарно-денежных отношений в плано-
вой и регулирующей деятельности государства в
20-е годы.

6. Какие этапы индустриализации вы можете выде-
лить? Охарактеризуйте каждый из них.

7. Выделите основные этапы коллективизации. Какие
последствия она имела для страны?

8. В чем сходство и различие между бухаринской и
чаяновской альтернативами коллективизации по-
сталински? Почему ни та, ни другая не были реа-
лизованы?

9. В чем сущность противоречий между Лениным и
Сталиным по национальному войросу?

 

10. Почему в России 1920-1930-х гг. не было создано
массовых оппозиционных организаций сталинско-
му режиму? Можно ли согласиться с утверждением
о том, что «народ молчал»?

11. Были ли выполнены задачи культурной револю-
ции? Каких успехов достигла страна в этом отно-
шении в довоенный период?

12. Объясните,, почему курс на унификацию.и жесто-
кую регламентацию духовной жизни советского
общества стал в 30-е годы определяющим.


Семинар по теме 16. Советское общество в 1945-1991
годах: от попыток реформ до застоя и кризиса

 

Вопросы для обсуждения

1. Модернизация системы (1945-1964): достижения
и просчеты:

- модернизация экономики: советская модель по-
слевоенной модернизации;

- борьба за власть и «оттепель» в общественно-
политической и культурной.жизни;

- кризисы внешней политики.

2. Нарастание кризиса системы (1905-1985):

- экономика СССР - от реформ it с гаг паи и п;

- консервация властных структур;

- противоречия советского образа жизни;

- геополитические проблемы страны.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Борьба за власть в конце 40-х - начале 50-х годов
XX в.

2. Милитаризация экономики страны и ее последст-
вия.

3. «Наследники Сталина» и «преодоление культа
личности».

4. Политический портрет Н.С. Хрущева.

5. Политический портрет Л.И. Брежнева.

6. Конституция СССР 1977 г.

7. Верхние эшелоны власти в послевоенный период:
тенденции и особенности.

8. Противоречия культурной жизни страны.

9. Программы мира 70-80-х гг.: цели, этапы, тупики.
10. Научно-техническая революция и ее влияние на

ход общественного развития.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 496-592.


Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., " перераб. и доп. - М., 200.7. -
С. 416-436.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 501-540..

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 57-62. >

Д о пол нителъная:

Дэревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 380-422.

История России: учебно-методическое пособие к се-
рдинарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 420-467

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 252-281.

Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. высш. учеб. заведений: в.2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М.Шагина. - М., 2006. - Т.2. - С. 234-351.

Контрольные вопросы

1. Какие отрасли, промышленности активно восста-
навливались и развивались в первые.послевоенные
годы? Какие проблемы возникали в связи с этим?

2. Какова была политика правительства по отноше-
нию к крестьянскому приусадебному хозяйству?
Как вы думаете, почему?

3. Докажите, что в первые послевоенные годы прави-
тельство предприняло некоторые шаги в сторону
демократизации.

4. Как вы думаете, чем можно объяснить усиление
идеологического пресса после войны? '

5. Какие изменения произошли в социальной струк-
туре общества?

6. Как происходила реструктуризация экономики в
50-60-е гг. и каковы были ее результаты? В чем
заключалось единство экономических и социаль-
ных реформ этого периода?


7. В чем проявилась противоречивость курса КПСС в
деревне (1953-1982 гг.)?

8. Каковы основные достижения хозяйственной ре-
формы 1965 г. и причины ее неудачи?

9. Охарактеризуйте основные положения «доктрины
Брежнева».

10. В чем заключается сущность и глобальный харак-
тер научно-технической революции?

 

Семинар по теме 17. Распад СССР
и российское общество на современном этапе

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Перестройка в СССР, ее неудачи. Распад СССР:

- курс на ускорение социально-экономического
развития страны;

- неудачи перестройки и их причины;

- распад СССР и его последствия.

2. Россия на путях суверенного развития:

- основные направления экономического развития
страны;

- формирование элементов политической системы
и гражданского общества;

' содержание социальной политики в современ-
• ных условиях.

3. Россия в системе государств мирового сообщества:

- Россия и государства ближнего зарубежья. Про-
блемы СНГ;

- взаимоотношения России со странами дальнего
зарубежья.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Рыночные реформы: трудности и достижения.

2. Приоритетные задачи внутренней политики России
и способы их решения.

3. Политическая борьба в российском обществе на со-
временном этапе.

4. Национальная политика России в современных ус
ловиях: проблемы и уроки.


5. Социальная политика российского государства на
современном этапе.

6. Внешняя политика России в 90-е гг. XX в.

7. Политические партии и движения современной
России.

8. Российский парламентаризм в конце XX - начале
XXI столетия.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 592L650.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 452-496.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А_.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 540-563.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 422-472.

История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 467-523.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 281-319.

Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М. Шагина. - М., 2006. - Т. 2, - С'. 352-423.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы и содержание реформ
М. С. Горбачева?

2. Что лежало в основе курса на ускорение социаль-
но-экономического развития страны?

3. Каковы причины неудачи перестройки в СССР?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.