Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар по теме 7.






ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Методические рекомендации

 

Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, целостного представления о картине мира и эволюции человеческого общества. Главная задача обучения.состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого правильно оценивать события прошлых и наших дней.

Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в учебной программе по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию.

Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы.

Помещенный в пособии тематический план дает возможность иметь полное представление о последовательности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам – основным видам занятий с преподавателем.

При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написание научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию.

Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить.

Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса.

 

 

Семинар по теме 2.

Образование и основные этапы развития древнерусского государства. Цивилизация Древней Руси

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности:

- проблема этногенеза восточных славян;

- причины и характер образования древнерусского государства.

2. Основные этапы становления и развития древне-русского государства и его характеристика:

- государственное устройство Древней Руси и его эволюция;

- основные направления пблитики первых русских князей;

- принятие христианства, распространение ислама на Руси.

 

Темы рефератов и сообщений

1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о прародине славян.

2. Норманнская проблема в отечественной исторической науке.

3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия.

4. Распространение ислама на Руси.

5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

6. Отношения древнерусского государства с соседями.

7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси.

8. «Русская Правда» - первый свод законов древне-русского государства.

9. Спорные проблемы в истории Древней Руси.

10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

12. Проблема этногенеза восточных славян.

13. Основные этапы становления древнерусской государственности.

14. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

15. Особенности социального строя Древней Руси.

16. Византийско-древнерусские связи.

17. Древняя Русь и кочевники.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина 'Г.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - С. 7-59.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво- хина. - М., 2004. - С. 3-47.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21.

 

Дополнительная:

Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007.

История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46.

История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12.

Деревянко А.П.., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 3-94.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136.

Контрольные вопросы

1. Каковы были занятия и общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.?

2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции?

3. У каких иностранных авторов больше всего сведений о восточных славянах? Почему?

4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян привели к переходу от родовой общины к соседской?

5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси?

6. Каковы версии названия «Русь»?

7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она основана и какова ее суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории.

8. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «военная демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье».

9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древ нерусского государства? Почему именно Киев, а не: Новгород стал стольным городом?

10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание?

11.Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси.

12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси?

13.Перечислите все социальные группы населения Руси XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положение.

14.Какой был порядок наследования, великокняжеской власти в Киевской Руси?

15.Охарактеризуйте основные направления деятельности первых русских князей.

16.В чем заключалось единое княжеское право и обязанности подданных?

17.Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства?

18.Каковы, были внешнеполитические устремления Руси?

19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византией можно выделить?

 

Семинар по теме 4.

От Руси к России: образование и развитие централизованного государства

 

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные этапы формирования централизованного государства:

- предпосылки и особенности образования централизованного государства в России;

- начальный этап объединения русских земель;

- возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель;

- завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

2- Социально-экономический и политический строй Российского централизованного государства:

- характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.;

- формирование сословной системы организации общества;

- политические институты Московского государства.

3. Иван Грозный и его реформы:

- цели и основное содержание реформ Ивана Грозного;

- опричнина Ивана Грозного и ее последствия.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Утверждение Москвы как центра объединения русских земель.

2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол.

3. Исторический портрет Ивана I Калиты.

4. Куликовская битва и ее историческое значение.

5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431-1453 гг.).

6. Исторический портрет Ивана III.

7. Церковь и государство в XV-XVI веках.

8. Москва - «Третий Рим».

9. Исторический портрет Ивана Грозного.

10. Земский собор в политической истории XVI века.

11. Сущность и особенности российского самодержавия.

 

Рекомендуемая литература:
Основная:

История России с древнейших времен до конца ХХ:.века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.: . стереотип. - М., 2006. - С. 56-77.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 59-85.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 88-131.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26.

 

Дополнительная:

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65.

Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996..

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201.

История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных зазрений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-8.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 131-249.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 75-125.

Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М., 2005.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство?

2. В чем заключаются особенности объединения русских земель в единое государство?

3. Докажите, что различные социальные группы были заинтересованы в образовании централизованного государства.

4. Какую роль в процессе централизации Русского государства, играли церкви и монастыри?

5. Почему русское централизованное государство стало складываться вокруг Москвы?

6. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить?

7. Какие характерные черты были присущи экономическому развитию в XV-XVI вв.?

8. Какова была система управления в Русском государстве в конце XV в.?

9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления?

10. Что такое сословно-представительная монархия?

11. Как изменилось положение основных социальных

12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством?

13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.?

.14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи?

15. Какие точки зрения имеются в отечественной историографии на причины, сущность и последствия опричнины?

16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

 

 

Семинар по теме 6.

Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма:

- абсолютизм и его место в Западной Европе и в России;

- основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII века;

- утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху.

2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России:

- содержание и направленность Петровских реформ;

- значение и последствия петровских преобразований.

 

Темы рефератов и сообщений

 

1. Раскол в Русской православной церкви, противоборство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в.

2. Исторический портрет Петра Великого.

3. Северная война и ее последствия.

4. Дипломатия России в Петровскую эпоху.

5. Военная реформа Петра I.

6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли.

7. Преобразования денежной и налоговой систем.

8. Реформы в области образования, культуры и быта.

9. Петровская модернизация государственного управления.

10.Сторонники и противники преобразований Петра I.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. С.128-145.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 159-186.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.

 

Дополнительная:

Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М., 2004. С.121 - 148.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. Л.Н. Сахарова.-М., 2007.-с.293-326.

История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. С.118-150.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис-
тории. - М., 2006. - С. 306-387.

Контрольные вопросы

1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства?

2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы?

3. Каковы были основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII в.?

4. Какие меры по усилению самодержавной власть предпринимались в России?

5. Когда и каким законом была оформлена неограниченная самодержавная власть царя?

6. Что было характерно для феодально-крепостнических отношений, сложившихся в России?

7. Что оказало влияние на формирование политических взглядов и черт характера Петра I?

8. Для каких целей предпринималось Великое посольство? Удалось ли выполнить поставленные задачи?

9. Как вы считаете, были ли необходимы реформы Петра I и как они изменили Российское государство?

10. С чем было связано относительно быстрое развитие мануфактурной промышленности в первой четверти XVIII в.?

11. Что изменилось в социальной структуре общества петровского времени?

12. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культуры и быта?

13. В чем суть военной реформы Петра I?

14. Что предпринял Петр I для модернизации государственного управления?

15. Каковы основные направления и итоги внешнее политики Петра I?

16. Почему восточные черты в организации российского общества не ослабли, а усилились в ходе петровской европеизации страны?

 

Семинар по теме 7.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.