Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конечные результаты обучения.
Дублинские дескрипторы
| Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
| Результаты обучения дисциплины
| Результаты обучения по концепции (ГОСО)
| А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - знает предмет, цели, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков;
- знает взаимосвязь гигиены детей и подростков с другими науками;
- знает историю возникновения и основные этапы развития гигиены детей и подростков,
- знает закономерности роста и развития детского организма;
- знает принципы и особенности гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;
- знает методические подходы к исследованию и оценке факторов учебно-воспитательной и производственной среды и их влияние на организм детей и подростков.
- знает методику проведения санитарного надзора в области гигиены
-знает работу с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- знает современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований
| Р1
Р3
| Компетенция предпринимательст-ва
| - знает основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает содержание основных нормативных правовых актов и методических документов по гигиене детей и подростков;
- знает формы и методы санитарного просвещения и формирования основ здорового образа жизни среди детского населения.
| Р6
Р13
| Компьютерная и информационная компетентность
| - знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exсel, Microsoft Word, PowerPoint;
-знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по гигиене детей и подростков
| Р2
|
|
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| -знает и понимает законодательство РК в области гигиены детей и подростков;
-знает нормативные правовые акты в области гигиены детей и подростков;
| Р6
Р19
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| -знает методологию научного исследования в области гигиены детей и подростков;
-знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях: термогигрометр, динамометр, спирометр;
-знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области гигиены детей и подростков;
- демонстрирует знания по наблюдаемым фактам
| Р21
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| -представляет свою работу в команде;
- умеет находить общий язык с людьми для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по санитарно-гигиеническому обследованию детских и дошкольных учреждений;
- знает основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания и деятельности на здоровье детей
|
Р8
| В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - умеет проводить гигиеническую оценку помещениям детских и подростковых учреждений;
- умеет оценивать размещение детей и подростков в детских дошкольных и школьных учреждениях, используя данные о параметрах микроклимата, освещения, назначения помещений;
- умеет определять суточные энергозатраты хронометражным методом и физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии;
- умеет составлять и рассчитывать меню-раскладки согласно «Нормам потребности в основных пищевых веществах и энергии»;
- умеет проводить витаминизацию при организации рационального питания и профилактике алиментарных заболеваний;
- умеет рассчитывать дозу ультрафиолетового облучения и проводить профилактические УФО облучения детей с использованием ламп различного типа;
- умеет проводить определение основных показателей физического развития детей и подростков, дать их оценку по шкалам регрессии и центильным методом;
- умеет рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости детей и подростков, дать комплексную оценку состояния здоровья и физического развития индивидуума и коллектива;
- умеет подобрать мебель для детей и дошкольных учреждениях и школах, оборудование в школьных мастерских;
- умеет подобрать индивидуальный режим дня для детей в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- умеет составить программу лабораторных и инструментальных исследований условий внешней среды детского учреждения и провести анализ результатов исследования;
- умеет проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание с заключением и предложениями
| Р9
|
|
| Компетенция предпринимательст-ва
| - умеет использовать действующие законодательные, инструктивные и методические материалы по разделу гигиены детей и подростков в практической деятельности;
- умеет составить план и отчет о работе отделения гигиены детей и подростков по санитарно-гигиеническому обучению, воспитанию, пропаганде гигиенических знаний;
- умеет составить тематический план лекций и бесед для детей и подростков, персонала детских дошкольных учреждений, учебных заведений, родителей и населения района
| Р7
| Компьютерная и информационная
| - обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области гигиены детей и подростков;
- обладает навыками работы с различными информационными ресурсами;
- умеет работать с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- делает критический обзор литературных данных;
- использует современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований;
| Р2
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - использует действующие законодательные, инструктивные и методические материалы гигиены детей и подростков в практической деятельности;
| Р19
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - совершенствует существующие методики по санитарной оценки проектных материалов;
-понимает актуальность и новизну тематики научных исследований;
- принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях;
- обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований.
| Р21
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - формулирует собственные суждения по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов;
- умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам состояния здоровья детского и подросткового населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р27
| С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - выявляет проблемы по влиянию учебно-воспитательной и производственной среды на организм детей и формулирует пути их решения;
- умеет планировать и аргументировать оценку состояния физического развития детей и подростков;
- умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровьядетей и подростков
| Р9
| Компетенция предпринимательст-ва
|
|
| Компьютерная и информационная
| - использует из Интернета и обрабатывает достоверную информацию при проведении научно-практической работы по гигиене детей и подростков
| Р10
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - владеет основами законодательства по оздоровлению состояния здоровья детей и подростков.
| Р6
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - аргументирует студентам собственные результаты научных исследований;
- формулирует общие выводы по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Гигиена детей и подростков»
| Р21
|
|
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - способен: работать в команде;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- предлагать новые решения по оценке состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р8
| D
| Осуществлять сбор и интерпритацию информации для
формирования суждений с учетом социальных,
этических и научных соображений
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Web on science, Web on Knowledge по гигиене детей и подростков;
- представляет результаты собственных исследований по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- делает заключение по результатам собственных исследований
| Р26
| Компетенция предпринимательства
| - знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает общие методы исследования;
- прогнозирует состояние состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р27
| Компьютерная и информационная компетентность
| - собирает материалы по тематике с базы данных;
- владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности
| Р2
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- проводит сбор информации об эффективности профилактических мероприятий
| Р19
|
|
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Гигиена детей и подростков»
- владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области;
- способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
| Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области санитарно-гигиенических обследований детских и подростковых учреждений
| Р27
| Е
| Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Компетенция в области естественных наук
| - сообщает информацию с баз данных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge;
- представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам;
| Р17
| Компетенция предпринимательства
| - сообщает информацию о новых законодательных документах в области гигиены детей и подростков;
- сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в гигиену детей и подростков, как специалистам, так и не специалистам;
| Р27
| Компьютерная и информационная компетентность
| - сообщает информацию по вопросам улучшения состояния здоровья детского и подросткового населения через информационные технологии
| Р10
|
|
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения детей и подростков
| Р6
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для сохранения и укрепления здоровья населения;
- обобщает и сообщает полученую информацию по сохранению и укреплению здоровья населения.
- представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области;
- оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
| Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
к, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области;
- способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований;
- объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения
| Р26
|
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
|
| общественное здравоохранение, гигиена труда.
|
|
2.5Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, анатомия, физиология, окружающая среда и здоровье, общественное здоровье.
2.6 Постреквизиты: общественное здравоохранение, гигиена труда.
Краткое содержание дисциплины
Рост и развитие детского организма, гигиена деятельности детей и подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений, противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков, гигиеническое воспитание, оздоровительные мероприятия среди детей и подростков.
2.8. Тематический план (лекции, практические): темы, форма проведения и продолжительность.
Тематический план лекций
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжи-тельность
(в часах)
| | 7-семестр
| | |
| Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.
| Обзорная
|
|
| Состояние здоровья детей и подростков. Критерии здоровья, комплексная оценка состояния здоровья детей.
| Обзорная
|
|
| Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Акселерация и ретардация физического развития. Методы изучения и оценки показателей физического развития детей и подростков.
| Проблемная
|
|
| Гигиена обучения и воспитания в школе. Гигиенические основы трудового обучения в школе.
| Обзорная
|
|
| Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников.
| Проблемная
|
|
| Гигиенические принципы организации учебно-производственного и воспитательного процессов в профессионально-технических школах.
| Обзорная
|
|
| Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Суточная двигательная активность. Формы и средства физического воспитания. Врачебный контроль.
| Проблемная
|
|
| Физиолого-гигиенические основы закаливания. Принципы закаливания.
| Обзорная
|
|
| Организация и проведение закаливающих воздействий в дошкольных учреждениях.
Медицинский контроль.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические основы питания детей и подростков.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к организации питания в детских дошкольных учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Физиологические основы режима дня. Методы изучения режима дня. Режим дня и гигиенические принципы организации обучения детей в детских дошкольных учреждениях. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические принципы организации обучения детей 6-ти летнего возраста.
| Проблемная
|
| | Всего часов: 7-семестр
| |
| | 8-семестр
| | |
| Гигиенические требования к детской и школьной мебели, техническим средствам обучения.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к школьным учебникам и детским книгам. Гигиенические требования к организации работы детей на компьютерах. Воздействие сотовой связи и современных технологий коммуникаций на организм детей.
| Проблемная
|
|
| Гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к планировке и строительству детских дошкольных учреждений.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к планировке и строительству общеобразовательных и профессионально-технических школ, гимназий и лицеев.
| Обзорная
|
|
| Санитарно-гигиенические требования к детско-юношеским спортивным школам. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских оздоровительных лагерей.
| Проблемная
|
|
| Санитарно-гигиенические требования к детским санаториям. Противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности. Гигиенические принципы планировки, благоустройства внешкольных учреждений. Гигиеническое воспитание в детских и подростковых учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков. Гигиенические аспекты полового воспитания детей и подростков.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические принципы организации обучения учащихся с нарушениями зрения и отклонениями в развитии двигательного аппарата в коррекционных школах. Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
| Проблемная
|
|
| Всего часов: 8-семестр
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
| 2.8.2 Тематический план практических занятий:
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжи-тельность
(в часах)
|
| 7 - семестр
|
|
|
| Ведение. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков. Основы организации, формы и методы работы врача по гигиене детей и подростков.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, ознакомление с законодательными документами
|
|
| Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития.
| Устный опрос, ознакомление и работа с приборами, освоение практических навыков, составление тестовых заданий
|
|
| Режим дня детей и подростков. Особенности его составления. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
| Устный опрос, CBL, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Гигиеническая оценка физического воспитания и закаливания в детских подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль за организацией физического воспитания.
| Устный опрос, TBL, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиеническая оценка питания в детских и подростковых учреждениях. Методика санитарно-гигиенического обследования пищеблока.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, ознакомление с проектом, работа с нормативными документами
|
|
| Методика проведения врачебной профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских и подростковых учреждениях.
| Устный опрос, TBL, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий.
|
|
| Гигиенические требования к предметам детского обихода.
| Устный опрос, CBL, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных школ.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству школ-интернатов.
Гигиенические требования к планировке и благоустройству летних оздоровительных учреждений.
| Устный опрос, дискуссия, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству высших учебных заведений. Изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Критерии распределения детей на группы здоровья.
| Устный опрос, работа в малых группах, составление тестовых заданий
|
|
| Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детских и подростковых контингентов. Прямые и косвенные показатели здоровья.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Методика разработки стандартов физического развития. Показатели физического развития детей. Соотношение паспортного и биологического возраста.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. Методика исследования организации учебного процесса.
| Устный опрос, дискуссия, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиеническая оценка физического воспитания в детских и подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль физического воспитания.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Медицинский контроль организации закаливания в детских и подростковых учреждениях.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Всего часов: 7-семестр
| |
|
| 8-семестр
| | |
| Организация питания в общеобразовательных школах и гимназиях. Организация питания в детских оздоровительных учреждениях.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Организация питания в детско-юношеских спортивных школах. Организация питания в детских дошкольных учреждениях.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Организация питания в профессионально-технических колледжах.
| Устный опрос, TBL, обсуждение вопросов, работа с нормативными документами.
|
|
| Организация питания в детских коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, работа с нормативными документами
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений.
| Устный опрос, дискуссия, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства школ. Гигиенические принципы планировки и строительства школ-интернатов.
| Устный опрос, CBL, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства ЛОУ. Гигиенические принципы планировки и строительства ПТШ.
| Устный опрос, TBL, обсуждение вопросов, составление ситуационных задач
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, работа с нормативной документацией
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов ДДУ.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, ознакомление с проектом, освоение практических навыков, работа с нормативной документацией
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов общеобразовательных школ.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, работа с проектом, освоение практических навыков, работа с нормативной документацией
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов профессионально-технических школ.
| Устный опрос, TBL, обсуждение вопросов, работа с нормативными документами
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов загородных лагерей для детей и подростков.
| Устный опрос, СBL, обсуждение вопросов, разбор ситуационных задач
|
|
| Санитарно - гигиеническое обследование детского дошкольного учреждения с оформлением учебного акта обследования.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, работа с нормативной документацией, работа с проектом
|
|
| Санитарно - гигиеническое обследование общеобразовательной школы с оформлением учебного акта обследования.
| Устный опрос, работа в малых группах, обсуждение вопросов, работа с нормативной документацией, работа с проектом
|
|
| Санитарно - гигиеническое обследование профессионально-технической школы с оформлением учебного акта обследования.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, работа с нормативной документацией
|
|
| Содержания работы врача по гигиене детей и подростков.
| Устный опрос, круглый стол, обсуждение вопросов, составление тестовых заданий
|
|
| Всего часов: 8-семестр
| |
|
| ИТОГО:
| |
| 2.8.3. Задания для самостоятельной работы студентов:
№
| Темы
| Форма сдачи
| График контроля
(с указанием сроков)
| Коли-
чество часов
| | | 7-семестр
| | | | |
| 1.1. Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
1.2. Содержание работы медицинских работников детских учреждений.
1.3. Основные закономерности роста и развития. Факторы, влияющие на процессы роста и развития детей.
1.4. Медико-психологические проблемы акселерации физического развития детей, гигиеническое значение.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 1-2 неделя
|
| |
| 2.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста (до 3-х лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2.2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2.3. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Заболевания, характерные для данного возраста, их профилактика.
| 2 неделя
|
| |
| 3.1. Теоретические принципы гигиенического нормирования в возрастной гигиене.
3.2. Роль гигиены детей и подростков в улучшении уровня здоровья взрослого населения и продлении трудоспособной жизни человека.
3.3. Возрастная структура населения РК, удельный вес детского, подросткового и юношеского населения.
3.4. Детские, подростковые и юношеские коллективы, как объекты социально-гигиенического изучения.
3.5. Типы учреждений для детей и подростков
| 3 неделя
|
| |
| 4.1. Связь гигиены детей и подростков с биологическими науками.
4.2. Взаимосвязь гигиены детей и подростков с педиатрией, гигиеническими и другими медицинскими науками.
4.3. Связь гигиены детей и подростков с техническими науками, химией, архитектурой.
4.4. Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС.
4.5. Закаливание детей и подростков.
4.6. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков.
| 4 неделя
|
| | Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| |
| 5.1. Организация воспитательного режима в детском саду.
5.2. Гигиенические требования к мебели, оборудованию и игрушкам в дошкольных учреждениях.
5.3. Гигиенические требования к школьной мебели и учебникам.
5.4. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
| 5 неделя
|
| |
| 6.1. Особенности моделирования одежды и обуви для детей разных возрастных групп.
6.2. Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.
6.3. Гигиена воспитания в ХYI-ХYIII веках.
6.4. Народная медицина и вопросы воспитания детей.
| 6 неделя
|
| |
| 7.1. Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, И.И.Беукой) и русских профессоров энциклопедистов (С.Г.Зыбелин), Н.М.Амбодик) в развитии гигиены воспитания.
7.2. Школьная гигиена XIX - начала XX века.
7.3. Роль педиатров (С.В.Хотовицкий, Н.А.Толький, Н.П.Гундобин, А.А.Кисель), терапевтов (Г.А.Захарьин, С.П.Боткин), педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская) в развитии школьной гигиены.
7.4. Развитие гигиены детей и подростков в советский период. Гигиена детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
| 7 неделя
|
| |
| 8.1. Видные советские ученые в области гигиены детей и подростков (А.В.Мольков, П.М.Ивановский, А.Я.Гуткин, С.Е.Советов, М.И., М.И. Корсунская, М.Д. Большакова, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах) и их роль в разработке основных проблем гигиены детства.
8.2. Развитие гигиены детей и подростков в Казахстане на современном этапе.
| 8 неделя
|
| |
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 8-неделя
|
| |
| 9.1. Особенности высшей нервной деятельности детей различного возраста. Гигиеническое значение.
9.2. Профилактика близорукости у детей и подростков.
9.3. Особенности заболеваемости детей, пребывающих в ДДУ, их профилактика.
9.4. Распространенность заболеваний среди школьников, меры профилактики.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 9 неделя
|
| |
| 10.1. Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей.
10.2. Теории, объясняющие явление акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
10.3. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей.
10.4. Биологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей.
10.5. Возрастная периодизация, основанная на биологических и социальных принципах.
| 10 неделя
|
| |
| 11.1.Акселерация как проявление секулярного тренда, ее социальное и гигиеническое значение.
11.2. Влияние социальных факторов на физическое развитие детских и подростковых контингентов.
11.3. Динамика физического развития детей и подростков.
11.4. Центильные шкалы и шкалы регрессии (по росту), используемые при оценке показателей физического развития детей.
| 11 неделя
|
| |
| 12.1. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.
12.2. Детский травматизм.
12.3. Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Биологические ритмы организма.
12.4. Режим дня детей с ослабленным здоровьем в специализированных детских учреждениях.
12.5. Режим дня учащихся средних профессионально-технических школ.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 12 неделя
|
| |
| 13.1. Оздоровительное значение сна, его физиологическая сущность.
13.2. Продолжительность, методика проведения занятий в дошкольном учреждении.
13.3. Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов, в группах и школах продленного дня.
13.4. Гигиенические рекомендации к подготовке домашних заданий. Гигиенические требования к экзаменам.
13.5. Гигиенические основы учебного процесса в профессионально-технических школах.
| 13 неделя
|
| |
| 14.1. Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время. Нормирование внешкольной работы в зависимости от возраста.
14.2. Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
14.3. Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях и гигиенические условия его организации.
14.4. Гигиенические и физиологические основы трудового и политехнического обучения учащихся.
| 14 неделя
|
| |
| 15.1. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и подростков.
15.2. Влияние факторов производственной среды на организм подростка.
15.3. Техника безопасности и профилактика травматизма детей в процессе трудового обучения.
15.4. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением. Законодательство РК по труду подростков.
| 15 неделя
|
| |
| Рубежный контроль:
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 15 неделя
|
| | | Всего часов: 7-семестр
| |
|
| | | 8-семестр
| | | | |
| 1.1. Особенности обмена веществ и энергии растущего организма.
1.2. Значение белкового компонента в детском питании.
1.3. Физиологическое значение углеводов и жиров.
1.4. Минеральные вещества их пластическая функция и роль в обмене веществ.
1.5. Роль витаминов, их участие в обменных процессах.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации,
проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 1-2 неделя
|
| |
| 2.1. Роль продуктов животного и растительного происхождения в питании детей.
2.2. Гигиенические требования к организации питания детей в походах, экскурсиях.
2.3. Роль медицинского персонала детских учреждений в организации питания и профилактике токсикоинфекций.
2.4. Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков в учреждениях для детей и подростков.
| 2 неделя
|
| |
| 3.1. Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка в зависимости от возраста, состояния здоровья характера деятельности.
3.2. Алгоритм санитарно-гигиенического обследования пищеблоков детских и подростковых учреждений
3.3. Питание учащихся технических колледжей.
3.4. Физиологические нормы питания детей.
| 3 неделя
|
| |
| 4.1. Грудное вскармливание детей.
4.2. Гигиенические принципы здорового питания детей.
4.3. Школьное питание в современных условиях.
4.4. Санитарно-гигиеническая оценка предметов детского обихода.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации,
проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 4 неделя
|
| |
| 5.1. Методика гигиенической оценки мебели.
5.2. Методика гигиенической оценки школьных учебников и детских книг.
5.3. Методика гигиенической оценки игрушки.
5.4. Методика гигиенической оценки детской одежды.
5.5. Методика гигиенической оценки детской обуви.
| 5 неделя
|
| |
| 6.1. Методика размещения мебели и рассаживания учащихся в классе.
6.2. Гигиенические требования к детскому инструментарию.
6.3. Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов.
6.4. Гигиенические рекомендации к использованию технических средств в учебном процессе (кино, телевидение).
6.5. Гигиенические требования к использованию компьютеров в школах.
| 6 неделя
|
| |
| 7.1. Гигиенические требования к освещению детских и подростковых учреждений.
7.2. Гигиенические нормативы естественного и искусственного освещения групповых комнат дошкольных учреждений, классных комнат, учебных кабинетов, мастерских в школах и профессионально-технических школах.
7.3. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности в детских учреждениях.
| 7 неделя
|
| |
| 8.1. Водоснабжение и нормы водопотребления в учреждениях для детей и подростков.
8.2. Удаление нечистот. Нормативы для исчисления количества умывальников, душей, ножных ванн, унитазов.
| 8 неделя
|
| | | |
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 8-неделя
|
| |
| 9.1. Борьба с заносом инфекций в детское учреждение.
9.2. Организация карантинных мер в детском учреждении.
9.3. Правила личной гигиены детей в организованных коллективах.
9.4. Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков.
9.5. Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации,
проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 9 неделя
|
| |
| 10.1. Санитарно-просветительная работа в школьных коллективах.
10.2. Содержание санитарно-просветительной работы среди родителей.
10.3. Формирование здорового образа жизни в школьной среде.
10.4. Значение планировки, степени благоустройства соблюдения санитарного и противоэпидемического режима в профилактике инфекционных заболеваний.
| 10 неделя
|
| |
| 11.1. Профилактические осмотры персонала детских учреждений.
11.2. Особенности соблюдения противоэпидемического режима в дошкольных учреждениях.
11.3. Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении.
11.4. Групповая изоляция в дошкольном учреждении.
11.5. Иммунопрофилактика. Виды прививок. Календарь профилактических прививок Республики Казахстан.
| 11 неделя
|
| | | |
| 12.1. Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей.
12.2. Значение профилактических осмотров детей, осмотры персонала детских учреждений.
12.3. Типы оздоровительных учреждений для детей различного возраста.
12.4. Предупредительный санитарный надзор в связи с подготовкой к летней оздоровительной работе.
12.5. Текущий санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями.
12.6. Гигиенические требования к организации и проведению походов в период летнего отдыха.
| 12 неделя
|
| | Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации,
проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| |
| 13.1. Гигиенические принципы организации питания в летних оздоровительных учреждениях для детей.
13.2. Гигиенические требования к организации пляжей для купания детей в летних оздоровительных учреждениях.
13.3. Режим дня детей в летних оздоровительных учреждениях.
13.4. Организация медицинского обслуживания в летних оздоровительных учреждениях. Эффективность летней оздоровительной работы среди детей и подростков.
13.5. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на охране общественного здоровья по материалам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
| 13 неделя
|
| |
| 14.1. Задачи государственного санитарного надзора в охране здоровья детского и подросткового населения.
14.2. Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков учреждений госсанэпиднадзора РК.
14.3. Лечебно-профилактическое обслуживание организованных детских и подростковых контингентов в городе и на селе.
14.4. Содержание и методы работы школьного врача.
14.5. Организация санитарно-курортной помощи детям и подросткам.
| 14 неделя
|
| |
| 15.1. Врачебная деонтология и ответственность врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения.
15.2. Правовые и моральные принципы взаимоотношений санитарного врача с медицинским персоналом, административно-хозяйственным аппаратом детских, подростковых лечебно-профилактических учреждений и с населением обслуживаемого района.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации,
проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
| 15 неделя
|
| | | |
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 15-неделя
|
| | | Всего часов: 8-семестр
| | |
| | | ИТОГО:
| | |
| | 2.9 Литература основная и дополнительная:
На русском языке:
основная:
1. Гигиена детей и подростков: Учебник /Под ред. В.Р.Кучма. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 480 с.
дополнительная:
1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. М.Медицина. - 2006. -
2. Голубев В, В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия».2000.-200 с.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000, - 160 с.
2.10 Методы обучения и преподавания:
Лекции - обзорные и проблемные.
Практические занятия: устный опрос, работа с приборами, работа в малых группах, дискуссия, TBL, CBL, круглый стол, работа с нормативной документацией, работа с проектом, составление тестовых заданий, составление ситуационных задач, освоение практических навыков.
Самостоятельная работа студентов: Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, проекты ДДУ, школ. Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем).
2.11. Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).
· Текущий контроль: тестирование, устный вопрос.
· Рубежный контроль: проводится в виде собеседования, решения ситуационных задач, тестирования на 8 и 15 неделе.
· Итоговый контроль: Оценка рейтинга допуска составляет 60 % итоговой оценки знаний по дисциплине, оценка итогового контроля составляет 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине. К итоговому контролю допускаются студенты, набравшие не менее 30% из 60%. Итоговый контроль (экзамен) проводится в виде двухэтажного экзамена: ОСПЭ (контроль знаний, практических навыков, коммуникативной компетенции в устной форме) и компьютерный тест (50 тестовых заданий) в КТИЦ.
|