Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические условия развития. Театральная культура славянских народов в XVI—XVII ве­ках развивалась крайне неравномерно






Театральная культура славянских народов в XVI—XVII ве­ках развивалась крайне неравномерно. Это зависело от истори­ческих условий, которые для большинства славянских народов складывались очень неблагоприятно. Проникновение турок в Европу привело к потере болгарами и сербами независимости еще в XIV веке, хорваты и словенцы оказываются под владыче­ством Австрии, словаки попадают под власть венгров. Сохраняют независимость Польша и до 1620 года Чехия; свободными оста­ются также обитатели части Далмации и маленькой республики Дубровника на берегу Адриатического моря.

Согласно установившейся в буржуазной науке традиции, тер­мин «Ренессанс» обычно применяют только к романо-германским странам. Действительно, у этих народов Ренессанс нашел наибо­лее яркое и полное выражение во всех областях их хозяйствен­ной и культурной жизни.

Однако и в культуре славянских стран мы видим определен­ную направленность, встречаем темы, слышим мотивы, свой­ственные эпохе Возрождения и получившие у славянских наро­дов своеобразную национальную окраску.

В Польше в XVI веке широко развивается деятельность «франтов», выступающих с сатирическими представлениями, на­правленными против господствующего дворянского класса; появляется комедия, связанная с народной жизнью, драмы Миколая Рея, проникнутые идеями гуманизма и реформации; по-новому разрабатываются античные сюжеты в драматургии Яна Кохановского.

69?

–У чехов развивается гуманистическая драма, насыщенная патриотическими настроениями и потому вызывающая яростные нападки и даже запреты со стороны католического духовенства. Здесь же в XVII веке возникает народный театр.

Помимо хорватов и словенцев, входивших в состав австрий­ского и венгерского государств, вне турецкой зависимости оста­валось лишь население Далматинского побережья — узкой поло­сы, отделенной от остальной части Балканского полуострова вы­соким горным хребтом.

В Далмации рано развилось мореходство, возникли тесные торговые связи с Италией и другими странами Средиземноморья, что привело к быстрому развитию городов и промышленности. Страх перед турками толкал далматинские города под защиту единоверной Венеции. Только Дубровник сохранил до 1808 года свою независимость, хотя и он подчинялся в XIII—XIV веках Венеции.

Именно в Дубровнике, маленькой торговой республике, объ­единившей расположенные поблизости от нее острова Адриатиче­ского моря, развилась в XVI и XVII веках высокая гуманисти­ческая культура.

Город Дубровник (по-итальянски Рагуза) был основан в III веке н. э. выходцами из Эпидавра, к которым позже присо­единились жители Салоны, разрушенной славянами. В конце VII века в приморье расселились хорваты, признавшие власть папы, но сохранившие богослужение на славянском языке.

С появлением в Далмации славян романское население сосре­доточилось в Дубровнике, Трогире и Сплите. Постепенно славя­не проникают и в эти города, все больше теряющие свой роман­ский характер. В конце XIV века славяне уже господствуют в Далмации. К тому же времени относятся первые попытки ввести славянский язык в качестве государственного,

Выгодное географическое положение Дубровника было одной из причин, обусловивших его быстрое экономическое развитие. В Дубровнике выделывалось оливковое масло, вино, изготов­лялись свечи, порох, стекло, серебряные, золотые и железные изделия, строились корабли, было развито сапожное ремесло, существовали фабрики сукон, шерстяных и шелковых тканей. Все эти товары пользовались большим спросом и на Балканском полуострове и в соседних странах.

Развитию экономической мощи Дубровника и сохранению его независимости содействовала также тактика правящей верхушки, которая, начиная с XIV века, ловко используя соперничество между Венецией, Венгрией и Турцией, последовательно выби­рала между ними покровителей, меняя их в зависимости от со­отношения сил.

–Рано установившиеся торговые связи Дубровника с Венецией, а также его временная политическая зависимость от Венецианской республики сказались на принципах государственного и обще­ственного строя Дубровницкой республики. Под несомненным влиянием Венеции в 1272 году был выработан государственный статут, надолго определивший общественно-политическую жизнь Дубровника.

Население республики делилось на три сословия. К первому принадлежали властели, ведшие свою родословную от эпидавро-салонских переселенцев и составлявшие аристократию Дубровни­ка. В их руках была сосредоточена земельная собственность. Властели принимали также активное участие в различных торго­вых операциях. Второе сословие составляли горожане — промыш­ленники, купцы, ремесленники. К третьему сословию относились крестьяне, не имевшие своей земли, но пользовавшиеся правом перехода от одного помещика к другому. Третье сословие было совершенно отстранено от участия в государственном управле­нии, из второго же сословия выбирались только писцы

Таким образом, Дубровник являлся аристократической рес­публикой, управление которой находилось в руках властелей. Они составляли Большое Вече, образованное по образцу Боль­шого Совета Венеции; членами Большого Веча являлись все совершеннолетние (с 18 лет) властели.

Большое Вече ежегодно избирало из своей среды чиновников, утверждало законы и разбирало уголовные дела. Из его членов избиралось двадцать человек, составлявших Сенат, который уста­навливал размеры налогов, назначал посланников, объявлял вой­ну и заключал мир, наблюдал за исполнением законов.

Из сенаторов выбирался глава республики, носивший перво­начально титул приора, затем князя, а с 1308 года — ректора. Ректор избирался сначала на год, потом на шесть месяцев и, на­конец, на один месяц. Ректор созывал и распускал Вече, хранил государственную печать и ключи города. Однако он не обладал полнотой власти и на собраниях имел только один голос, как и всякий сенатор. Во избежание измены республике или подчинения постороннему влиянию ректор во все время своего правления имел право выходить из своего дворца только в особо оговорен­ных случаях.

Католическое духовенство не принимало участия в государ­ственном управлении, являясь лишь послушным орудием правя­щей верхушки. Ватикан в международных вопросах был посто­янным покровителем и защитником Дубровника, который был важным центром католической пропаганды на Балканском полу­острове. Поэтому правительство республики поддерживало като­лическую церковь и принимало решительные меры к уничтожению

–на своей территории православия. Согласно законам республики право гражданства в ней имели только католики.

Постепенно углублявшееся социальное расслоение между вла-стелями и требовавшими участия в государственных делах горо­жанами уже в XVI веке привело к резкому обострению классовой борьбы. Эта борьба несколько ослаблялась тем, что в сословие властелеи за важные государственные заслуги довольно часто вводились горожане, а властели исключались из своего сосло­вия за государственную измену или за вступление в брак с горожанками.

Иезуиты, утвердившиеся в Дубровнике в середине XVII века и захватившие в свои руки воспитание властельского юношества, еще более содействовали начавшемуся ранее разложению и демо­рализации общества. Не имея непосредственного влияния на го­сударственные дела, иезуиты действовали через своих воспитан­ников, на которых продолжали оказывать влияние и после школы.

В сатирических стихотворениях дубровницких поэтов и в исторических трудах можно найти яркие картины своеволия и за­носчивости властелеи. Уже в конце XVI века историк Рацци сообщает ряд подробностей о дурном воспитании и поведении властельского юношества, которому постоянно внушали, что оно принадлежит к привилегированному сословию, призванному гос­подствовать над другими. С сознанием своей силы и безнаказан­ности властели обижали и грабили горожан и угнетали крестьян. Торговля сосредоточила в руках властелеи огромные богатства и развила у них страсть к роскоши.

Властели боялись всяких новшеств, могущих поколебать века­ми сложившееся господство их привилегированных семейств. Характерно, что в период наибольшего расцвета литературы в Дубровнике не было ни одной типографии: правящая верхушка опасалась, что книгопечатание будет способствовать распростра­нению прогрессивных идей. Все попытки основать в Дубровнике типографию разбивались о сопротивление Сената.

Уже в XVI веке начинает открыто проявляться недовольство произволом властелеи. В 1566 году горожане устраивают заго­вор, ставивший целью введение в Дубровнике демократического управления. Однако этот заговор не увенчался успехом. Начатая горожанами борьба постепенно захватывала все более широкие круги населения. В XVI—XVII веках она вызвала крестьянские восстания, принимавшие иногда такие масштабы, что для их подавления правительство вынуждено было обращаться за по­мощью к Венеции или к Турции.

Экономическое процветание Дубровницкой республики про­должалось до начала XVII века, когда начинается быстрый упа-

–док, вызванный перемещением торговых путей и конкуренцией с другими странами, усиленно развивавшими свою промышлен­ность.

В середине XVII века начинает отчетливо ощущаться и упа­док дубровницкой культуры, в которой становятся очень замет­ными аристократические тенденции.

Существенной причиной общего упадка Дубровника было также то, что сословие горожан все более утрачивало здесь свое влияние, и к XVIII веку власть сосредоточилась в руках два­дцати девяти наиболее богатых властельских семей, соперничав­ших между собой. Раздоры властелей привели к тому, что их партия, ориентировавшаяся на Францию, в 1806 году открыла ворота города французским войскам под командой генерала Лористона, положив этим конец независимому существованию Дубровницкой республики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.