Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические условия развития. Исторические условия развития выдвинули Италию в аван­гард строителей культуры Возрождения, сделали ее самой ран­ней провозвестницей гуманизма






Исторические условия развития выдвинули Италию в аван­гард строителей культуры Возрождения, сделали ее самой ран­ней провозвестницей гуманизма, первым борцом против церков-но-аскетической идеологии.

Именно здесь в ответ на новые запросы времени с по­мощью возрожденных традиций античности были заложены основы гуманистического театра. Здесь получили новое развитие трагедия, комедия, пастораль, была создана опера, разработаны основные законы драматической теории, построены первые теа­тральные здания, применены новые принципы декорационного оформления спектакля. И, наконец, именно здесь в народной импровизационной комедии — комедии дель арте — произошло рождение профессионального сценического искусства.

«Италия — страна всего классического»1, — эти слова Ф. Эн­гельса могут быть отнесены и к области театрального искусства как неотъемлемой части великих достижений культуры итальян­ской нации.

Главным, определяющим моментом в социальной и культур­ной жизни Италии было ее раннее и мощное экономическое раз­витие. К. Маркс в «Капитале» отмечает, что «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV сто­летиях» 2.

1 К. Ma ркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIX, ч. I, стр. 19. К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1951, стр. 720.

–В «Манифесте Коммунистической партии» указывается, что разложение крепостных отношений и развитие капитализма началось раньше всего в Италии.

По своему географическому положению Италия раньше, чем другие страны Западной Европы, вступила в тесные торговые связи с Востоком. Свободные итальянские города, и в первую очередь Генуя и Венеция, разрушая замкнутость феодальных торговых отношений, первыми вышли на арену международных экономических связей. Генуэзские и венецианские купцы конку­рировали между собой в захвате все новых и новых рынков. Они обосновывались в Византии, Северной Африке, Малой Азии, на берегах Черного моря. Финансируя крестовые походы, они под предлогом освобождения гроба господня проникали в самые отдаленные восточные города и, скупая за бесценок това­ры, перепродавали их на европейских рынках, получая при этом баснословные прибыли.

Наряду с развитием торговли в Италии, главным образом во Флоренции, шло усиленное развитие промышленности и бан­кового дела. Из сырья, завезенного из Англии, Франции и Ис­пании, выделывались шерстяные и шелковые ткани, которыми флорентийские купцы снабжали Запад и Восток. Именно в этой отрасли промышленности происходило зарождение пер­вых капиталистических мануфактур. Не выдерживая конкурен­ции с мануфактурами, мелкие ремесленники разорялись и ока­зывались в положении наемных рабочих, всецело зависящих от хозяина.

Быстро развивается в Италии XIV—XV веков банковский капитал. Банкиры, особенно флорентийские, не только держали в своих руках кредитно-денежные операции Италии, но подчиняли своему финансовому влиянию многие европейские страны. В спис­ках должников итальянских банкиров числилось немалое коли­чество царствующих особ, вплоть до королей Франции и Испа­нии. Флорентийские банкиры часто выступали посредниками между римским папой и европейскими правительствами, выдавая последним средства для уплаты церковного взноса с тем, чтобы самим с лихвой собирать церковный налог с населения откуплен­ного района.

Мощное развитие капиталистических отношений в итальян­ских городах, естественно, должно было сказаться и на полити­ческом положении буржуазии, которая в эпоху раннего Возрож­дения, вступая в союз с демократическими массами городов, вела упорную и во многом успешную борьбу с дворянством.

Особенно показательным в этом отношении было торжество крупной и мелкой буржуазии, «старших» и «младших» цехов над магнатами-дворянами во Флоренции. Согласно городской

–конституции 1293 года, так называемым «Установлениям спра­ведливости», город управлялся синьорией, состоявшей из семи приоров. Приоры избирались из числа наиболее зажиточных горожан. В управлении буржуазной республики участвовали только те, кто занимался буржуазными видами деятельности. В тех случаях, когда кого-нибудь из деятелей буржуазных пар­тий необходимо было вывести из политической борьбы, синьория присваивала ему дворянское звание и тем самым автоматически лишала всяких политических прав. Ф. Энгельс в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» •писал: «Манифест» воздает полную справедливость той рево­люционной роли, которую капитализм сыграл в прошлом. Пер­вой капиталистической нацией была Италия».

Но раннее развитие капитализма в Италии несло не только победу буржуазии над дворянством, оно сопровождалось и не­минуемым обострением классовых противоречий между крупной буржуазией и массой ремесленников и городских рабочих. «Жир­ный народ» — крупная цеховая буржуазия, выжимая макси­мальные прибыли, подвергала трудящихся самой жестокой эксплуатации. В мануфактурах рабочее время зависело от произ­вола хозяина, заработная плата устанавливалась самая мизер­ная, малейшая порча продукции влекла за собой вычеты из гро­шового заработка. Ремесленники, объединенные в организации (так называемые младшие цехи), еще имели некоторые воз­можности сопротивляться буржуазии, что же касается рабо­чих, то им было категорически запрещено не только создавать собственные союзы, но и устраивать собрания. Трудящиеся массы, не выдерживая жестокой эксплуатации, поднимались на борьбу.

Особенно частыми стали выступления демократических, пле­бейских слоев города во второй половине XIV века: восстание во Флоренции в 1343 году, в Сьене и Перудже в 1371 году и нако­нец самое яркое проявление социальной борьбы в Италии XIV века — восстание рабочих и мелких ремесленников (чом-пи) в 1378 году во Флоренции.

Флорентийские рабочие шерстяной промышленности были первой группой ремесленного предпролетариата, которая с ору­жием в руках начала организованную борьбу против буржуазии и добилась значительных успехов. К восставшим трудящимся города присоединились крестьяне окрестных деревень. Создан­ная ими демократическая синьория сразу же издала постановле­ния, выражавшие интересы народа. Были предприняты меры к

1 К. Ma ркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1952, стр. 29.

–прекращению безработицы, отменена мельничная пошлина, пони­жены цены на соль, объявлен свободный ввоз и запрещен вывоз хлеба, уменьшены налоги. Во внешней политике было решено держаться политики мира. Прежняя гвардия и милиция заме­нены новыми, народными.

Но власть народа продержалась в городе немногим более ме­сяца. Чомпи были преданы мелкой буржуазией, перешедшей на сторону «жирных». Последующие события связаны с жестоким преследованием революционных слоев города, разгоном рабочих союзов и восстановлением безраздельной власти крупной 6yp-t жуазии.

Страх перед народным движением толкал буржуазию к союзу с дворянством. Республиканское устройство свободных городов почти повсеместно заменялось единодержавными монархиями — тиранией. Буржуазия аристократизировалась, и нередко ее пред­ставители становились полноправными государями, а феодальные князья приспосабливались к новым условиям и своей политикой способствовали капиталистическому развитию.

Аристократизация крупной буржуазии повлияла на общее на­правление итальянской культуры, которая все отчетливее стала приобретать аристократический характер и, сохраняя свою анти­феодальную направленность, развивалась в узких придворных и ученых кругах, без ориентации на широкие слои народа. Эта отдаленность от масс определенным образом сказалась на гу­манистическом театральном искусстве Италии: оно лишено было глубокой социальной идейности и яркого национального своеоб­разия.

Итальянские гуманисты были оторваны от народного театра, и их пьесы не ставились для широкой публики. Живой, на­родный театр в Италии, начав свое развитие от средневеко­вого фарса, пошел самостоятельной дорогой и к началу XVI века сформировался как театр импровизированной комедии — комедии дель арте.

Исторические условия Италии, заложив основы нового, гума­нистического мировоззрения и нового, ренессансного искусства, в своем дальнейшем развитии предопределили известную узость итальянского гуманизма и противоречивость его эстетической программы, в которой прогрессивные и реалистические устремле­ния сталкивались с антидемократическими тенденциями, стилиза­торством, кабинетной, оторванной от жизни ученостью. В области театра не возникло синтеза между гуманистическим и народным началом. Получился столь характерный для Италии разрыв меж­ду литературной драмой и сценическим искусством. Великого на­ционального гуманистического театра Италия эпохи Возрождения не создала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.