Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новгородская живопись 16 века. (Иконостас Софийского собора, иконостасы Рождественского собора Антониева монастыря, церкви Петра и Павла в Кожевниках)






22. Искусство Средней Руси: Ярославль (росписи и иконостас Спасо-Преображенского собора), Ростов (Деисус из села Гуменец и др.)

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохиИвана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря).

Стенописи Спасского собора органично входили в эту продуманную систему, продолжая идеи, заложенные в скандально знаменитых иконах Благовещенского собора Московского Кремля, по иконографическому содержанию которых обращался к митрополиту с вопросами дьяк Висковатый, росписях Царских палат и т.п. На первый взгляд, основные каноны церковных росписей в соборе соблюдены, но когда зритель, особенно искушенный в знаниях богословских (а такими были большинство прихожан), начинает присматриваться, то многое кажется крайне удивительным.

Удивление вызывает в первую очередь сам интерьер храма, очень просторный, с широко расставленными столпами, с высокими, расположенными на одинаковых уровнях сводами, хорошо освещенными круглыми окнами в закомарах. Для древнерусского храма это были новшества, явно связанные с мастерами-иноземцами, строившими собор.

Главные храмовые композиции: алтарная «Похвала Богоматери», сразу приковывающая к себе взгляд вошедшего в храм и «Преображение Господне», с удивительным мастерством и фантазией расположенная в двух плоскостях — в тимпане над алтарной конхой и на центральном своде.

В конхе жертвенника написана великолепная, с мощным размахом крыльев фигура Иоанна Предтечи. В Спасском соборе, как предчувствие страшных событий опричнины, звучит тема Сорока мучеников севастийских, расположенных на северной стене у жертвенника. Их трагичные по пояс оголенные фигуры, как бы напоминают о казнях, которые уже коснулись целого ряда приближенных государя и предстоят в грядущем.

В противоположной конхе дьяконника не менее монументальная фигура Бога-Отца, Саваофа. Это едва ли не самое первое изображение Саваофа в русской монументальной живописи, когда Бог-Отец помещается в композиции совершенно самостоятельно, а не в составе композиции «Новозаветная Троица» вместе с Богом-Сыном и Святым Духом. Бог Отец написан на стене подчеркнуто в одиночестве, на очень важном месте храма, в алтаре, и с тварным жестом обеих рук, т.е. как творец. Это одно из самых впечатляющих и красивых изображений Спасского собора.

При более тщательном и близком знакомстве с росписями явным становится огромная разница в художественных почерках мастеров, расписавших алтарь, центральную главу и своды с одной стороны, и столпы и стены центрального храма — с другой. Объяснение этой странности находится довольно быстро и легко и заложено уже в информации настенной летописи, где говорится о мастерах из столицы и из Ярославля.

Особенно выделяются на стенах собора композиции, где значительное место уделяется изображению архитектуры. Архитектурные фоны здесь выполняют роль декорационных задников, практически не выходя на передний план. Но они настолько разнообразны, ярки, так великолепно, с любовью и фантазией прописаны, что практически занимают в композиции полноправное место наряду с основными персонажами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.