Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральной системы исполнительной власти






 

Органы исполнительной власти, созданные Российской Федерацией, в совокупности образуют федеральную систему исполнительной власти.

Под федеральной системой исполнительной власти следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных государственных органов, созданных Российской Федерацией на основании Конституции, норм текущего федерального законодательства, и осуществляющих исполнительную власть в рамках предметов ведения Российской Федерации.

Чтобы каждый орган федеральной системы исполнительной власти смог эффективно функционировать, данная система должна строиться на совокупности определенных принципов. В нормах российского законодательства и в административно-правовой литературе принципы построения и функционирования системы органов исполнительной власти не систематизированы. Между тем из анализа специальной литературы и федерального законодательства можно выделить ряд следующих принципов системы исполнительной власти.

1. Принцип верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, который означает, что в случае несоответствия указанным документам правовых актов органов исполнительной власти, принимаемых по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, действуют

положения Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов.

2. Принцип федерализма, который обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

б) Конституцией регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ — административный договор. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции.

3. Принцип законности, который проявляется в том, что все органы исполнительной власти и должностные лица указанных органов обязаны неуклонно соблюдать Конституцию и законы РФ.

4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный шршцип означает, что смысл и содержание деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц указанных органов определяют права и свободы человека и гражданина.

5. Принцип сочетания централизации и децентрализации подразумевает сосредоточение большей части государственных функций: в ведении центральных органов федеральной исполнительной ашгтя, и в то же время закрепление предметов ведения и полномочие за органами исполнительной власти субъектов РФ, а также каждым конкретным органом исполнительной власти, которые они должны осуществлять самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов (децентрализация).

6. Принцип самостоятельности органов исполнительной власти, который вытекает из положений ст. 10 Конституции, гласящей, что

«органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении органов двух других ветвей власти.

7. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает, что все органы исполнительной власти образуют единую систему, основанную на единообразных правовых и организационных требованиях.

8. Принцип гласности подразумевает доступность для общественности информации о деятельности органов исполнительной власти и должностных лицах в порядке и пределах, установленных федеральным законодательством.

Из анализа сформулированного определения, а также из норм Конституции и действующего законодательства можно определить структуру федеральной системы исполнительной власти и сферу деятельности ее органов.

9. Принцип ответсупвенности, который означает возложение персональной ответственности на руководителей и других должностных лиц органов исполнительной власти за подготавливаемые и принимаемые решения.

Федеральную систему исполнительной власти образуют:

1) Правительство РФ;

2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом, состоит из членов Правительства РФ: Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Президентом РФ.

 

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ; осуществляет систематический контроль за их соблюдением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; выполняет другие административно-правовые функции, определенные в нормах Закона о Правительстве РФ, федеральных законах, указах Президента РФ.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по изданию собственных нормативных правовых актов, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, другие административно-правовые функции, определенные в нормах федеральных законов, указов Президента РФ, постановлениях Правительства РФ.

Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Руководство деятельностью федерального министерства могут осуществлять: Президент РФ, Правительство РФ.

Возглавляет федеральное министерство входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие администра-тивноправовые функции, определенные в нормах федеральных законов, указов Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах федеральных министерств.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции

 

по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа и быть подведомственно: Президенту РФ, Правительству РФ, федеральному министерству.

Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также другие административно-правовые функции, определенные в нормах федеральных законов, указов Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах федеральных министерств, в том числе специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа и быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Под территориальным органом федерального органа испол-нительной власти следует понимать окружной, межрегиональный, региональный (в границах субъекта РФ), межрайонный, городской или районный орган исполнительной власти, создаваемый, реорганизуемый или упраздняемый Правительством РФ либо федеральным министерством для осуществления отдельных функций подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Для отдельных федеральных органов исполнительной власти федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ

может быть установлен иной порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных органов.

Территориальные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, управлению государственным имуществом, предоставлению государственных услуг и др., в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Территориальные органы в пределах своих полномочий также осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются.

Руководители территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федеральных министерств, назначаются на должность и освобождаются от нее федеральным министром по представлению руководителя соответствующей федеральной службы или федерального агентства.

Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство, назначаются на должность и освобождаются от нее руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

Правовую основу федеральной системы исполнительной власти составляют:

1) Конституция;

2) Закон о Правительстве РФ;

3) Указ Президента РФ «О федеральных органах исполнительной власти»;

4) Указ Президента РФ «Вопросы системы й структуры федеральных органов исполнительной власти»;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;

6) постановление Правительства РФ 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов мини-стерств и ведомств Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;

7) федеральные законы, регулирующие отдельные виды совместной административной деятельности органов федеральной системы исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском образовании», Закон «О государственных пенсиях», БК, КоАП, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей» и др.;

8) федеральные законы, регламентирующие порядок взаимодействия органов федеральной системы исполнительной власти с органами местного самоуправления. В частности, Закон о местном самоуправлении.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.