Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль исполнительной власти в системе государственной власти Российской Федерации






 

Место и роль исполнительной власти в системе государственной власти Российской Федерации определяет ряд конституционных принципов: единства государственной власти, федерализма, правовых сдержек и противовесов в системе государственной власти.

Конституционный принцип единства государственной власти означает, что государственная власть является единой и однородной по природе. В условиях данного принципа исполнительная, судебная и законодательная власть имеют единый вектор

______________________________

[1] См.: СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3430.

2 См.: Там же. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6249.

 

направленности. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности как органов исполнительной власти, так и законодательных и судебных органов. В нормах российского законодательства о государственной службе установлены единообразные требования, ограничения и стимулы для государственных служащих органов исполнительной, судебной и законодательной власти. Согласно ст. 78 Конституции Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

На основании конституционного принципа федерализма государтвенная власть в Российской Федерации разделена на две подсистемы: федеральную систему государственной власти и систему государственной власти субъектов РФ. В каждой из названных систем выделены исполнительная, судебная и законодательная ветви. При таком подходе лишь исполнительная власть обладает служебной (административно-правовой) иерархичностью. Деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов РФ координируется и контролируется органами исполнительной власти федеральной государственной системы в порядке и пределах, установленных Конституцией и федеральным законом. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих административных полномочий могут создавать в субъектах РФ собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать последним осуществление части своих административных полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам, и наоборот. Президент РФ и Правительство РФ

 

обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление административных полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ могут также наделяться административными полномочиями Российской Федерации федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Заключение договоров о разграничении административных полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В рассматриваемом договоре устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ. Кроме того, в указанном документе определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения этого договора.

Договор о разграничении административных полномочий подписывается Президентом РФ и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Данный документ вступает в силу со дня подписания федерального закона об его утверждении, если указанным законом не установлено иное. Срок действия договора о разграничении административных полномочий не может превышать 10 лет.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих административных полномочий, если это не противоречит Конституции, Закону об общих принципах организации законодательных органов и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части административных полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные

 

 

органы государственной власти субъекта РФ. Обратная передача полномочий по соглашению может производиться с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих административных полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части административных полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия и ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Указанный документ подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.

Отдельные административные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых ими, в случаях, если:

а) в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с Законом об общих принципах организации законодательных органов;

б) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК, превышает 30 % собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году;

в) при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.

В соответствии с принципом правовых сдержек и противовесов в системе государственной власти в нормах Конституции и действующего законодательства закреплены нормы, которые позволяют Президенту РФ, а также законодательным и судебным органам ограничивать полномочия исполнительной власти. Так, на основании ст. 85 Конституции Президент РФ вправе приостанавливать действие административных актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Согласно ст. 115 Конституции Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

Согласно Закону об общих принципах организации законодательных органов Президент РФ вправе отрешить от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Последний вправе выразить руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ недоверие в случае:

- издания им актов, противоречащих Конституции, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

 

- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

-ненадлежащего исполнения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ своих обязанностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.