Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Российской Федерации. Правовую основу исполнительной власти в Российской Федерации составляют Конституция и принятые в соответствии с ней акты действующего российского






Правовую основу исполнительной власти в Российской Федерации составляют Конституция и принятые в соответствии с ней акты действующего российского законодательства.

Конституция:

- выделила из системы государственной власти исполнительную в обособленную ветвь;

- установила исходные начала взаимодействия исполнительной власти с законодательной и судебной, а также с Президентом РФ;

- провозгласила человека, его права и свободы в качестве основного вектора направленности исполнительной власти;

- разделила исполнительную власть на две взаимосвязанные системы: федеральную систему исполнительной власти и систему исполнительной власти субъектов РФ;

- установила исходные начала формирования, функционирования, а также взаимодействия системы федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

- определила статус высшего органа исполнительной власти РФ.

Акты действующего отечественного законодательства, составляющие правовую основу исполнительной власти в РФ, не систематизированы. Их целесообразно охарактеризовать, разделив на отдельные группы.

Во-первых, необходимо назвать группу нормативных правовых актов РФ, на основе которых сформирована и функционирует федеральная система исполнительной власти. В указанную группу входят:

1) Закон о Правительстве РФ, который детализирует и конкретизирует нормы Конституции, регулирующие правовой статус Правительства РФ. В указанном Законе определены сфера деятельности, административно-правовые, уголовно-правовые, политические функции Правительства РФ;

2) Указ Президента РФ «О федеральных органах исполнительной власти», Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»;

3) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти — федеральных министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах.

Во-вторых, можно выделить группу нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, на основе которых сформирована и функционирует в России система исполнительной власти субъектов РФ. К таким документам относятся: Закон об общих принципах организации законодательных органов, конституции и уставы субъектов РФ.

В-третьих, целесообразно указать ряд федеральных законов, регулирующих отдельные виды совместной административно-охранительной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»¹, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»², Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»³ БК и др.

В-четвертых, логично составить ряд федеральных законов, регулирующих отдельные виды совместной административно-охра-нительной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: КоАП, Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдель-

 

_______________________________

 

¹ См.: СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150.

² См.: Там же. № 35. Ст. 4135.

³ См.: Там же. 2001. № 51. Ст. 4831.

ных видов деятельности»¹, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»² и др.

В-пятых, необходимо выделить законы субъектов РФ, составляющие правовую основу административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляемой без участия федеральных органов исполнительной власти. Это законы субъектов РФ, устанавливающие порядок осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ административных полномочий, делегированных Российской Федерацией. Например, законы субъектов РФ об административных правонарушениях, экологическое законодательство субъекта РФ и др.

В-шестых, необходимо назвать законы, регламентирующие порядок взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. В данную группу входят Закон о местном самоуправлении, федеральные законы и законы субъектов РФ о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.