Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение






Изучением психики ребенка занимаются научные работники, а также воспитатели детских заведений. Средствами психологического исследования выступают методыопределенные пути отбора научных фактов. Методы психологии отображают специфику психических фактов или явлений.

Психический факт имеет внутреннюю сущностную составляющую и внешнее проявление, производное от внутренней сущности. Воспринимать мы можем лишь внешнюю составляющую часть психического факта, а внутренняя остается для окружающих скрытой. Исследователь может зафиксировать вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимическую реакцию ребенка, в которой преимущественно и проявляются (наглядно) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления выступают показателями внутренней ненаблюдаемой составляющей части психических фактов. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонация речи.

К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент.

Вспомогательные методы – тестирование, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности, – дают информацию иллюстративного плана, на основании которой можно лишь сделать предположение.

Ведущим методом в дошкольной психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательным образом планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объекту. Широко использовал наблюдение в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог М.Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятный для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая свою роль как исследуемых. Они воспринимают исследование как обычные разговор, беседу, задания взрослых систематически получаемых в детском саду.

Различают несколько видов наблюдения:

– полное и частичное;

– включенное и невключенное.

Полное наблюдение предусматривает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например, речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Требования к наблюдению:

1. цель должна быть четко сформулирована до начала наблюдения;

2. объективность, то есть лишь фиксация процесса, но не его необоснованное толкование;

3. систематичность;

4. ребенок не должен знать, что за ним наблюдают;

5. исследователь должен владеть техникой быстрой записи фактов, которые он наблюдает.

 

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решение задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. В то же время этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первое лучшее проявление поведения может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Во избежание такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем появляется сложная и разноцветная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следуют ли сделать вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причиной описанного поведения могут быть, например:

– прихотливость как стойкая характеристика личности малыша;

– переутомление или болезнь ребенка;

— переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;

-— недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинную причину поведения ребенка.

Для объективности результатов наблюдения важной является беспристрастная позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственной установки, в результате которой воспринимает и интерпретирует психологические факты искаженно. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: позитивного или негативного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию, оценивается им более снисходительно, чем тот, который «не нравится». Во избежание субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием «стереоскопического взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с ним.

Проведение наблюдений за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах разных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографическая запись», которая, по определению М.Я. Басова, детально описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонации, силу голоса, темп. Запись детально отображает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, ровесников, направленные на него.

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом стоит широко использовать математическую обработку полученных результатов.

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2—5). При наблюдении исследователь находится в пассивной выжидательной позиции, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызывать необходимое психическое явление, что также замедляет динамику исследования, потому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.