Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы изучения психики ребенка






Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для его развития внешних воздействий. Особенная впечатлительность, пластичность детской психики предопределяет подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди». Исследование детской психики не только обнаруживает закономерности ее развития, но и оказывает свое влияние на нее, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитивный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особенную осторожность, деликатность, тактичность, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, владеть достаточной проницательностью относительно внутреннего мира ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности в сравнении с взрослым человеком. Этого требует второй принцип — эффективности и научности.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С.Л. Рубинштейном. Его сущностью является основополагающая закономерность: внешние воздействия действуют через внутренние условия. Развитие психики ребенка зависит от воздействий на нее взрослых, ровесников, но в одинаковой ситуации разные дети по-разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под воздействием чего у ребенка возникают те или другие проявления поведения, закладывается позитивная или негативная черта характера и тому подобное.

Из принципа детерминизма выходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработан С.Л. Рубинштейном). Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления. Деятельность — внешняя сторона психики, а психика — внутренний план деятельности. Деятельность определятся замыслом, целью, программой ее достижения, то есть сознанием. И, наоборот, на создание замыслов, программы влияет практика. С одной стороны, сознание руководит деятельностью, а с другой, усложнение деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.

Таким образом, деятельность в то же время и предопределенная сознанием, и сама предопределяет его. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Он дает методологическое обоснование изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения.

Индетерминизм — позиция, противоположная принципу детерминизма, утверждает замкнутый характер психики, ее полную независимость от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживании человека по его поведению. Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдение или интроспекция. Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений. Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животных. Вместе с тем этот метод может использоваться в качестве приема в исследованиях, построенных на объективных методах.

Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. С.Л. Рубинштейн сформулировал принципы детской психологии: «Воспитывать и учить ребенка, изучая его. Изучать ребенка, воспитывая и обучая его». Воспитание и обучение по своей сущности является организацией деятельности ребенка.

Для изучения и в то же время развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.

Принцип комплексности, системности и систематичности предусматривает, что одномоментное исследование не дает полную картину психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода имеет в виду, что общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальной форме. Каждый ребенок учится ходить, говорить и тому подобное, но процессы эти индивидуально неповторимые.

ВЫВОДЫ о принципах дошкольной психологии:

- исследование детской психики построено на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма; детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности; принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного, индивидуального и личностного подхода;

- основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

- главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.