Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие как составляющая онтогенеза и его особенности






ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТЕМА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ рождения ДО 7 ЛЕТ — ПРЕДМЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

1. Психическое развитие как составляющая онтогенеза и его особенности.

2. Принципы изучения психики ребенка.

3. Методы дошкольной психологии:

3.1. Наблюдение.

3.2. Эксперимент.

3.3. Беседа, изучение продуктов деятельности детей.

Литература

Основная:

1. Дуткевич Т.В. Дошкільна психологія: Навч. пос. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 392 с.

2. Люблінська Г.О. Дитяча психологія.— К.: Вища школа, 1974. —С. З—30.

3. Приходько Ю. О. Нариси становлення та розвитку дитячої психології. — К.: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 1999. — 205 с.

4. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 383 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 3—28.

Додаткова:

6. Басов М. Я. Избран. психологические произведения / Под ред. В.Н. Мясищева, В. С. Мерлина. — Педагогика, 1975. — 432 с.

7. Вікова психологія / За ред. Г. С. Костюка. — К.: Радянська школа, 1976.

8. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада.: Метод. реком. / Под ред. Н. К. Котырло, С.Е. Кулачковской. — К.: Рад. Школа, 1989. - 88 с.

9..Коментар до базового компонента дошкільної освіти в Україні: Науково-метод. посібник / Наук. ред. О. Л. Кононко.— К.: Редакція ж-лу «Дошкільне виховання». — 2003. — 243 с.

10. Малятко: Програма виховання дітей дошкільного віку / Плохій 3. П., Кулачківська С. Є., Ладивір С. О., Пироженко Т. О. та ін. — К.: АПНУ, Ін-т проблем виховання. — 286 с.

11. Эльконин Д. Б. Психология игры.— М.: Педагогика, 1978.— 304 с.

 

Психическое развитие как составляющая онтогенеза и его особенности

Детская психология – это наука о закономерностях психического развития ребенка, особенностях его психики на разных стадиях развития

Предмет - психическое развитие ребенка в течение первых семи лет жизни.

Новая сфера практики детской психологии - контроль над процессами детского развития. Одним из новых заданий детской психологии является исследование внутриутробного (пренатального) развития ребенка.

 

онтогенез -весь период жизни особи, или индивидуальное развитие организма; филогенез -развитие вида, к которому эта особь относится

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, которые носят закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от более низких к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях:

- как становление организма — морфофизиологический онтогенез;

- развитие человека как сознательного общественного существа — онтогенез психики;

- развитие личности — социальный онтогенез.

Первое направление онтогенеза изучает биология. Второе и третье — исследуются возрастной и дошкольной психологией.

Проблема развития является центральной в детской психологии, она неоднозначно решалась в течение всего периода становления психологии и имеет решающее влияние на стратегию построения воспитательного процесса.

Различают понятие „рост” и „развитие”. Объекты могут изменяться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами „больше – меньше”, перебегают во времени и измеряются его координатой. Например, увеличение вес тела, скорости движений, увеличения количества навыков, знаний, словарного запаса, расширения объема внимания, восприятия, памяти.

Развитие включает не только количественные накопления, но и качественные изменения. Это не только увеличение объема, вес, но и переход из одного состояния (стадии) в другое, то есть существенные изменения в структуре процессов.

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отличается такими закономерностями.

1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждого психического свойства есть специфический период, когда оно развивается наиболее интенсивно. Эти периоды — сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, потом возможность и темпы развития речи значительно снижаются.

2. Асинхронность: разные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

Например, у дошкольников ведущим процессом в психическом развитии является память, а у младшего школьника - мышление. Л.С. Выготский об этой особенности высказался таким образом: для дошкольников подумать значит вспомнить, а для младшего школьника вспомнить значит подумать.

3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязанность. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свою неповторимую черту в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и ни одну из их нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А.В. Запорожец назвал амплификацией.

Характеристикой каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л.С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

В качестве возрастных новообразований выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, которые возникают в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения в психике, которые позволяют перейти к другой стадии ее развития.

Ведущая деятельность обеспечивает кардинальную линию психического развития на определенной его стадии (А.Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов, и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, создаются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности.

4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, потом память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление и расширение связи между отдельными психическими образованиями. Так, благодаря развитию воли появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями.

5. Изменение соотношения детерминант психического развития. С возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связи ребенка с социальной средой растет роль социальных воздействий. Изменяются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).

Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В ней выделяют три компонента:

· Макросреда — общество, его социально-экономическая и политическая система;

· Мезосреда — национально-культурная и социально-демографическая особенность населения по месту жительства ребенка;

· Микросреда — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных заведениях.

Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок учится сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития.

6. Пластичность — способность психики к изменениям, которая с возрастом снижается. Так, ребенок до 2 - 3 лет может овладеть любым языком, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность сказывается также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослабленные зрение или слух вызывают усиление прикосновения, обоняния.

ВЫВОДЫ об общих закономерностях онтогенеза психики:

¾ психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка;

¾ психическое развитие имеет такие признаки, как: гетерохронность, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;

¾ характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;

¾ для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.