Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политические идеи евразийства






(из лекции)

Иммиграция называла евразийцев большевиками.

Данилевский, Леонтьев, Достоевский. Ламанский.

Данилевский – идея отрицания общечеловеческих ценностей и идея общечеловеческой цивилизации. Культурно-исторические типы, в которых он видел культурное начало. Любая цивилизация вырастает из ландшафта, в котором она существует, из исторических перепитий – создает свои новые ценности. Залогом становления КИТа является национальный дух.

Леонтьев. Корни в славизме. Славяне плохи тем, что они заражены европейским ядом. Нам ближе азиат. Русский не только европеец, но и азиат. Может азия то и есть наш главный исход. Поворот к азии – залог нашего культурного ренесанса.

Ламанский. Три мира. Расширил привычное цивилизационно поле, Россия ни соственно европа или собственно азия. Она срединный мир.

Несколько этапов евразийства

Концепция энтогенеза Гумилева – вспышки на солнце в тюрьме

«Европа и человечество». 20-е годы. Трубецкой. Чисто отрицательное мышление. Очередной крстовый подох против европоцентризма и их ценностей. Мол это погубит человечество. Отрицательные стороны европеизации. Роковой закон отставания - европеизирующийся народ, если хочет сам им стать, сразу же начнет отставать. Он встал на этот путь позже, поэтому не сможет догнать европейцев, будет подавлять свои собственные наклонности и национальные ообенности. В гости приходит важный человек, а у тебя тараканы. Так же неуютно чувствуют себя страны в погоне за европейским счастьем. На путь подражания нельзя вступить, не потеряв национальных особенностей. Если они захотят отстаивать свои ценности, будут подтягивать уровень обороны, чтобы встать с европой на один уровень и противостоять ей. Все силы будут брошены на оборону, пренебрегание гражданской свободой ради обороны и авторитаризма. Европеизация – абсолютное зло. Возможность выхода и какой-то альтернативы он видит в воспитании интеллигенции, когда агенты перестанут хотеть быть европеизированными, тогда мы поборемся с ними. Отказаться от европеизации чтобы не стать этнографическим материалом.

Историософия евразийства.

Идея гумманного христианства в рамках единой целостности. Евразийство – необычна для русского зарубежья. Попытка вписать революция, татаромонгольское иго в историю, история как целостность. И Петр первый, и революция – естественное развитие российской государственности, это не ошибка, а закономерность. Правильное развитие, но не правильные ценности. Основная заслуга евразийцев – понимание что то один и тот же процесс и один и тот же народ.

Кавелин – Петр первый – естественное звено в развитии нашей цивилизации. История – целостность, а не то, что свалилось с неба.

Прежде всего это русская философия. Основным принципом евразийской философии является " цветущая сложность" – русские существуют как целое благодаря участию в нашем государственном строительстве многих народов. Формироваться евразийство начинало в кризисный период между двумя мировыми войнами. Старалось очертить «русский путь». Впервые его основы сформулировали великие русские мыслители: князь Николай Трубецкой, Петр Савицкий, Николай Алексеев, Георгий Вернадский (сын величайшего русского ученого), Владимир Ильин, Яков Бромберг, Лев Карсавин, Петр Сувчинский, Сергей Эфрон…Евразийцы утверждали, что у России есть свой собственный путь. И этот путь не совпадает с основным путем западной цивилизации. Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные модели, у них разные системы ценностей. Вся мировая история последнего тысячелетия показывает противоположность " пестрого" евразийского мира и западной цивилизации. Евразийцы считали, что это противостояние никуда не исчезло и никуда исчезнуть не может. Геополитический принцип: между евразийской метацивилизацией, ядром которой является Россия, и западным атлантическим сообществом изначально существует неснимаемое противоречие. Никакое изменение нашего политического строя, никакое приспособление нашей идеологии к " общечеловеческой" (на самом деле западной, точнее - американской) не избавят Российское государство от жесткой оппозиции со стороны Запада. Последний евразией – Лев Гумилёв. Его труды вновь актуализировались в 80-е гг 20 века, что послужило толчком к развитию идей неоевразийства, актуального и по сей день.

Тезисные принципы евразийства:

· Россия — это не Европа и не Азия, а совершенно самобытная страна-континент Евразия с преобладанием в ней не европейского, а «азийского» («туранского»), более органичного для нее начала;

· Европа – опасный для российской культуры фактор;

· Россия должна отвернуться от Европы, захлопнуть «окно», открытое Петром I;

· Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть симбиоз ордынских, византийских начал;

· Идея европейского превосходства – причина мировых войн и кризисов 20 века;

· Принятие восточного деспотизма, возможность пренебрежения правами человека;

· Государство как инструмен принуждения;

· Наиболее подходящая для России форма государственного устройства - идеократия, т.е. такой принцип организации общества, когда выдвинутый народом «правящий слой» объединяет и сплачивает определенная идея или доктрина; (поэтому хотя и кретиковали советсткий строй, но не очень уж рьяно);

· Пробудить исторические корни России;

· Уважать множественные народы на территории России, их культурное разнообразие;

· Демократия и социализм – зараза, занесённая с Запада;


Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» и «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока»

«Европа и человечество» (1920г.)

Мысли формировались у автора более чем десятилетие. Наиболее важно, чтобы мысли были восприняты соотечественниками.

Всякий национализм есть как бы синтез элементов шовинизма и космополитизма, опыт примирения этих двух противоположностей. Принципиального различия между этими понятиями нет, это два аспекта одного направления.

Шовинизм: лучшим народом в мире является именно его народ, культура, созданная его народом, лучше, совершеннее всех остальных культур, его народу одному принадлежит право первенствовать и господствовать над другими народами.

Космополитизм: отрицаение различия между национальностями. Цивилизованное человечество должно быть едино и иметь единую культуру. Цивилизация есть высшее благо, во имя которого надо жертвовать национальными особенностями. Приобщать ницивилизованные народы.

Но надо вдуматься внимательно в эти понятия. И узреем, что цивизилация – это, по сути, то, что сотворили романские и германские народы Европы. Европейская культура. Это такая же мечта установить определённую культуру во всём мире, как и у шовинизма!

Вывод: принципиальной разницы между шовинизмом и космополитизмом нет. Они основаны на эгоцентрической психологии, но это нелогическое начало, и оно не может служить базой для какой-либо теории.

Эгоцентризм - начало антисоциальное, разрушающее всякое культурное общение между людьми.

Распространение европейского космополитизма среди негерманских народов – это недоразумение, гипноз слов. И те, кто был одурачен игрой слов, должны осознать свою ошибку. Прежде всего отказаться от этих псевдоценностей должна интеллигенция.

Доминирование романогерманской культуры ничем научно не обосновано. Причём представители данной культуры стараются выставить всех чуждых ей «дикарями», опираясь на оптический обман в обосновании этого тезиса.

По причине особенностей психики в чужой культуре человек воспринимает то, что близко его собственной культуре.

Большая или меньшая сложность ничего не говорить о степени совершенства культуры. Эволюция так же часто идет в сторону упрощения, как и в сторону усложнения. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие.

Оправдывать перед глазами романогерманцев и их приспешников империалистическую колониальную политику и вандалистическое культуртрегерство " великих держав- Европы и Америки – вот в чём цель всех этих умопостроений. Превосходство романогерманской культуры ничем не доказана!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.