Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ненасильственный анархизм Толстого.






Основана на рационалистическом переосмыслении христианства. Главное зло человеческой истории и существующего общественного строя заключено в насилии человека над человеком. Прогресс - преодоление всех форм насилия путем «непротивления», полного отказа от насильственной борьбы и сосредоточения человека на задачах личного нравственного усовершенствования. Безусловное отрицание государства, упразднение которого должно совершиться путем ненасильственного уклонения каждого члена общества от всех государственных обязанностей (уплаты налогов, отбывания воинской повинности и т. п.) и участия в политической деятельности.

Толстой противопоставляет законы мира («царства кесарева») законам Бога («царства божьего»). Он предлагает рискнуть миром для исполнения закона Бога. По мнению Льва Толстого, если человек перестает противится злу насилием, то есть перестает следовать закону этого мира, то будет непосредственное вмешательство Бога в устройство его жизни. Добро побеждает лишь при условии действия природы, Бога, а не государства

По лекции.

Мистику в церкви понять невозможно.

Жить нужно так, как живут люди, зарабатывающие хлеб своим трудом. Литература - глубоко порочное дело. Он проявлял свою аскетику и пытался смиряться. Человек должен выращивать всё то, что он будет есть.

Толстой нашёл неправильность в официальной вере. Он написал очень много текстов помимо литературы: Евангелие без чудес.

" В чём моя вера? " 1884 г.

Нагорная проповедь - его любимое место в Евангелие. Но это текст всегда был для него непонятен. Фраза из Евангелие от Матфея " Не прорвитесь злу". Эта фраза - прямое наставление человеку. Христос требует только того, что он сказал. Нас учат насилию, противлению злу.

" Не судите, да не будете судимы". Мы привыкли это трактовать как запрещение на брань кого-либо. Но логично воспринять эту фразу, как запрет на суды. Суды - институциональная основа око за око. Легализация христианства не стала триумфом нравственной проповеди христа. Идея начала пленяться материей, обмирщаться. Концепция двух мечей - трактовка ЕВАНГЕЛИИ в государственническом плане. Религия христиан, живших коммунами не совместима с государством. Где гос-во - там казни и войны. Церкви приходится находить этому оправдание.

" Легче верблюду пройти, чем богатым в царство небесное".

Отношение веры и власти являются одними из самых сложных в вероучении.

Великие святые и святители, следуя «Нагорной проповеди» и уходят от гос-ва. А Францисканцы и Иосиф Волоцкий действуют от имени гос-ва.

Вера касается нас, каждой отдельной исторической души.

В течении двух тысяч никто не попробовал воплотить то, что сказал Христос. Толстой даёт 5 заповедей, изгнав метафизический туман из Евангелии. Спасение - возможность жить комфортно в этом мире, уничтожение противоречий:

1) Каждый гневающийся подлежит геене огненной. Залог мирного сосуществование.

2) Каждый, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём.

3) Не клянись вовсе.

4) Не противтесь злу насилием. Ибо буквальное действие по сути - одобрение зла.

5) Любите врагов ваших и молитесь за ненавидящих вас.

Только отказавшись от разделения на свой - чужой мы сможем преодолеть войны и ненависть.

Задача религии по Толстому - создание таких условий, которые помогут счастливо жить на земле.

Теряет смысл идея спасения души. Мы никогда не сможем понять бессмертии души. В его концепции теряется смысл бога.

Из этих правил вырастает его социально-политическая концепция. Непротивленческий анархизм. Отказ служить системе и гос-ву, как противоположному духу Евангелии. Гражданское неповиновение. Только работая самому можно спастись от проблем. Ученик Христа будет беден.

Программа раннего христианства, ранней христианской общины.

«Исповедь»

Первая публикация " Исповеди" состоялась в журнале " Русская мысль" биографическое, о духовных исканиях автора.

I- III.

Т. Крещен и воспитан в православной вере, он скорей доверял ей, чем искренне верил. С возрастом понял, что учить катехизис нужно, ходить в церковь нужно, но всерьез это принимать не стоит. Его личной верой стала вера в самосовершенствование. Но в чем оно и какова его цель, он не знал. Он совершенствовал ум, тело, нравственность, а потом скатился до желания быть лучше перед другими людьми, быть богаче и сильнее их.

Про писательство: когда влился в кружок писателей, научили, что из задача: учить людей жить. Такая вера была выгодна, за нее платили. Но Т. Начал испытывать в ней сомнения: 1. У писателей не было единого мнения; 2. Сами они были не лучшими людьми. Т. Понял, что вера обман и люди ему опротивели. Из общения с писателями вынес только болезненную гордость и желание учить людей.

Поездка в Европу, опять вера в совершенствование. Стал верить в прогресс, хотя понимал, что в нем есть противоречия.

Вернувшись из Европы стал учить простых людей во имя прогресса, хоть и скептически к нему относился. + в этом деле не было лжи, обычной для писательства. Оставалась проблема: чему учить? Потом женился, стал думать о счастье семьи, но потом появляется душевный недуг.

IV- VII.

Потеря желания жить -> жизнь бессмысленна => мысли о самоубийстве, хотя вокруг царило то, что все называют счастьем. Жизнь – это притча о человеке, который застрял в пустыне в колодце – сверху тигр, снизу дракон, сам он весит на корнях, которые грызут белая и черная мышь, а из еды только капли меда на листочках.

Искал ответы во всех науках. Главный вопрос: в чем смысл моей жизни? Опытные науки сказали верить в вечный прогресс, но он не вечен, человек стареет и слабеет. Умозрительные науки предлагают содействовать идеалу человечества, но он непостижим.

Цитирование разных мыслителей, суть: все суета, счастлив кто не родился, смерть лучше жизни.

Начал изучать людей. Среди людей круга Толстого обнаружились следующие варианты решения этой проблемы: 1. Неведенье. Не знать и не понимать, что жизнь – зло; 2. Эпикурейство. Пользоваться благами жизни на всю катушку; 3. Выход силы и энергии –совершить самоубийство; 4. Выход слабости – поняв вся зло жизни, жить дальше (Толстой тут).

Но все остальное человечество как-то живет, как будто понимает смысл жизни.

VIII- IX.

Я понял, что в рассуждениях мыслителей есть какая-то ошибка + его класс – это не все человечество. Но благодаря любви к рабочему народу понял, что он не так глуп. У них есть знание смысла жизни. Они черпают его в вере.

Не правильно ставил вопрос! Нужно так: как мне жить? – по закону Божьему. Что выйдет из моей жизни? – вечное мучение или благодать. Какой смысл не разрушается смертью? – соединение с бесконечным богом.

X-XVI

Толстой понял, что чаще вера не дает ответ на смысл жизни, а замещает его. Верующие его круга так же боятся смерти. Стал сближаться с верующими из бедных слоев. В их вере тоже были суеверия, но напрямую связанные с жизнью.

· Понял, что жизнь зла и бессмысленна только в отношении моей жизни! Чтобы понять смысл жизни, нужно выполнять законы того, кто ей управляет, т.е. бога.

· Понял, что и в церкви есть противоречия в ее ритуалах! В итоге отзалался от православия из-за жестокого отношения к другим религиям и из-за того, что ставятся человеческие цели и по-человечески добиваются.

· В церкви есть ложь и истина, они идут из священного писания и придания. Нужно именно его изучать.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.