Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступление против личности в обычном праве казахов XV-XVIII веков.






Преступление против личности.
Консервативный характер казахского обычного права со всей силой сказался и в нормах этого права, относящихся к убийству. Право кровной мести потеряло сое значение только к концу 19 века. Право мести твердо зафиксировано в законах Тауке. Вступительная часть этих законов провозглашает право мести, как основу всего правосудия: «…за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем…».
Наличие у потерпевших права фактически кровную месть подчеркивается также существованием правила, в силу которого потерпевший, отказывающийся принять кун и тем погасит кровную вражду обязан был вступить в поединок с убийцей. Это стало своего рода сдерживающим фактором кровной мести. Ограничением права мести было введение для осуществления мести двухгодичного срока, после которого уже можно было только требовать кун.
К способам ограничения мести относится и обычай «погони за убийцей», смысл которого заключается в том, что если во время специально устроенной гонки убийце удавалось ускользнуть от своих преследователей, то он освобождался от ответственности.
Все же основной формой возмездия за убийство была уплата куна. Общепринятым можно считать мнение, что по законам Тауке, кун состоял из 1000 баранов за убийство мужчины и 500 баранов за убийство женщины.

45) Преступление в области семейно-брачных отношений в обычном праве казахов XV-XVIII веков: Изнасилование. Прелюбодеяние. Похищение женщины.
В обычном праве казахов внебрачная половая близость, прелюбодеяние, изнасилование и похищение женщины являлись преступлениями однородными и притом наиболее близкими не к преступлениям против личности, а к преступлениям против собственности. Во всех этих случаях преследовалось в основном не нарушение половой свободы женщины, как можно было бы подумать в случае изнасилования или похищения с целью женитьбы, не нарушение религиозно-моральных требований, осуждающих внебрачное сожительство, а об имущественном возмещении – главное и решающее заключается в стремлении возместить ущерб, причиненный собственнику, оградить от опасности его имущество, утвердить и закрепить неприкосновенность прав собственника. Ибо женщина представляла собой, как правило, в первую очередь имущественную ценность, объект собственности.

46) Преступление против имущественных отношений в обычном праве казахов XV-XVIII веков У казахов в 18-19 веках неприкосновенность собственности почти вовсе не была обеспечена, что весьма распространенные кража, грабежи и разбои, либо вовсе не считались преступлением и даже поощрялись общественным мнением, либо влекли за собой минимальные, не способные устрашить воров и грабителей наказания.
Нужно отметить также, что поводом для обвинения казахов в «склонности к воровству» были совершенно различные по существу и изменявшиеся в своем содержании явления, как то: междоусобные войны, военные набеги на соседей, барымта и, наконец, грабежи и кражи в подлинном смысле слов.
Вот что пишут исследователи о казахах в 19 веке: «Они оставляют юрты открытыми во время отсутствия хозяев; кражи вещей из кибитки чрезвычайно редки. Уходя на летовку, они оставляют на зимовке ненужные им во время летнего кочевания вещи без всякой охраны».
Пережитки коллективной собственности и отсутствие сколько-нибудь прочного политического единства казахского общества в 19 веке способствовали примирительному отношению ко многим видам нарушений права собственности. Ловкость вора и грабителя в некоторых случаях даже обеспечивала ему уважение сородичей, славу, а также высокое имущественное положение.
Здесь же можно указать нормы, гласящие о так называемых «дозволенных кражах». Отец и дед могут похищать у отделенного сына и внука имущество сколько угодно раз и в любом количестве. Сын и внук у деда и отца - до трех раз.
Можно отметить наличие у казахов суеверий, являющихся прямым пережитком дозволенности кражи, представление о том, что кража приносит благополучие или избавляет от несчастья.
Итак, интенсивность защиты частной собственности зависит от того, право собственности какого субъекта было нарушено: однородца или чужеродца, одноаульца или лица, находящегося в составе чужого аула, соплеменника или иностранца, родственника до третьего колена или более дальнего.
В казахском праве грабеж, а также разбой не стали самостоятельными преступлениями и против похищения имущества с применением насилия не выдвинуто было тех повышенных санкций, которые характеризуют отношение к грабежу сравнительно с кражей в современном праве.

47) Барымта в обычном праве казахов. Исполнение судебного решения. Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять приговор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:
1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца;
2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;
3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.
Барымта часто сопровождалась нанесением телесных повреждений представителям той или иной стороны и даже убийствами. В случае травмирования или гибели кого-либо из инициаторов барым-ты виновные несли уголовную ответственность, если же погибали или получали ранение защищающиеся от барымты, это не влекло за собой ответственности.
При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к примирению сторон - салават.

48) Преступление против порядка управления в обычном праве казахов XV-XVIII веков. Крайняя слабость государственной власти, резко централизованный характер, зародышевое состояние государственного аппарата - все это исключало возможность развития в казахском праве борьбы с преступлениями, направленными против государственного порядка в целом, против деятельности органов и государства. К категории преступлений, угрожающих государственному общественному порядку, можно отнести и караемое казахским правом распространение ложных, вредных слухов и публичные бесчинства, чем и исчерпывается эта категория преступлений в казахском праве.

49) Преступление против религии в обычном праве казахов XV-XVIII веков. Законы Тауке знают два преступления против религии: богохульство и принятие христианства. Богохульник, изобличенный 7 свидетелями, подлежит смертной казни, его «должны побивать каменьями». У принявшего христианскую веру родственники его отнимают все имущество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.