Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы семьи






При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака: моногамная семья — состоящая из двух партнёров, полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

В зависимости от пола супругов: однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов; разнополая семья.

В зависимости от количества детей: бездетная, или инфертильная семья; однодетная семья, малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

В зависимости от состава:

§ простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

§ элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

§ полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

§ неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

§ составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

§ сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье: родительская — это семья, в которой человек рождается; репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

 

Билет №4

Основные тенденции преобразования социальной структуры современного общества (Европейские страны, США)

Билет №6

Социальная структура общества. Понятие, виды социальных структур.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальнойсистеме.Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества различается очень сильно.

Один из основателей социологии Макс Вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус " учитель" имеет смысл только по отношению к статусу " ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них - просто индивид.

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова " динамическая", " поведение", " норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию

Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Социальные институты классика социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.

Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы.

Билет №8

Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.). Исходя из этого понимания социальной структуры общества предлагается анализ:

1) социально-классовой структуры (изучение классов, слоёв, групп и их изменение, перемещение);
2) социально-профессиональной структуры, связанной с разделением труда;
3) социально-этнической структуры (основным элементом этнической структуры рассматриваются нации. Под нациями могут пониматься исторически сложившиеся устойчивые общности людей, возникшие на основе единства происхождения, территории, экономической жизни, культуры, языка, самосознания);
4) социально-демографические структуры. Важные срезы: половозрастная структура, семейная структура, генетическая структура, формирующаяся под влиянием естественного и механического движения населения. Под естественным движением понимается изменение населения в ходе рождений, смертей, браков и разводов. Под механическим движением понимаются перемещения по территории (миграции);
5) социально-политическая структура.

Общими тенденциями в изменении структуры современных обществ являются:

1) количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре, осуществляемые под влиянием прежде всего:
а) изменений в соотношении городского и сельского населения;
б) изменения соотношения населения занятого физическим и умственным трудом. Это связано с НТР и НТП и формированием нового класса инженерно-технических работников. Таким образом, пролетариат как производитель основных материальных благ утрачивает свой статус, уступая место высококвалифицированным инженерным работникам, обслуживающим сложные производственные процессы;
в) изменений в соотношении занятых в производственной и непроизводственной сфере.

2) изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества. Маргиналы – индивиды, социальные слои или группы, оказавшиеся на «окраинах», на «обочине» или за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и политических традиций. Маргинализация связана как с активной горизонтальной и вертикальной активностью, так и с социальными катастрофами, кризисами, падением производства.

3) рост бюрократизации общества. Под бюрократизацией понимается:
а) система управления, характеризующаяся усилением государственности в ущерб гражданскому обществу, чрезмерное усиление власти аппарата управления, наделённого специальными функциями и привилегиями (оторванного от народа).
б) социальная группа людей, связанных с системой государственного управления, значение которой усиливается в условиях монополизма государства.
в) черта личности, выражающаяся в пренебрежительном, канцелярском, формальном отношении к потребностям и интересам человека.
Как международное явление бюрократизм приобретает следующие негативные черты:
а) стремление к расширению (увеличению штата, финансирования и т.д.);
б) снижение качества аппарата управления в силу антидемократического подбора кадров (связи, семейственность и др.);
в) обезличивание и уход от ответственности;
г) тенденция аппарата к старению в желании сохранить своё место.

4) изменения социально-профессиональной структуры:
В России с переходом к рыночным отношениям появляются новые статусы (акционер, фермер). Осуществляется приватизация предприятий, создаются различного типа организации; в связи с этим появляются новые социальные группы и в то же время происходит размывание ряда групп (интеллигенция).

Билет №10

Методы сбора социологической информации

В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов.
Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос.
Сбор вторичной социологической информации начинается с изучения документов. Этот метод означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи.

Наблюдение.
Социологическое наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий.
Наблюдение – метод широко распространенный, однако он не является единственным и основным методом в исследовании, а применяется в сочетании с другими способами получения информации. Основное достоинство этого метода – непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом).
По степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают простое и включенное наблюдение. При простом наблюдении исследователь регистрирует события «со стороны», не участвуя в деятельности той группы, которую он изучает.В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов.

Массовый опрос.Анкетирование и интервью.
Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.
Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью.
Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.

Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты. Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение.

Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их.В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.
Методом сбора социологической информации может быть анализ документов (контент - анализа). Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях.Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделя­ется два типа единиц — единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях тек-сга; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После тою как социолог определил для себя единицу анализа, он выявля­ет единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа.
Социометрия. Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами.

Билет №12

Культура: понятие, сущность, функции. Структура культуры.

Культура – это: - сфера творчества человека; - искусственный мир;

- область формирования высших человеческих ценностей.

Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Концепция культуры превратилась в 1980—1990-е гг. в центральный организующий момент многих социологических исследований и построений.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

1. материальные: а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п., б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2. нематериальные: а) нормы, б) институты, в) ценности, г) убеждения.

Функции культуры в социуме таковы.

Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы чело­веком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира.

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью опре­деления их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.

Культура формирует личность в процессе усвоения социального опыта, необходимого для выполнения предназначенных социальных функций..

В литературе существуют разные точки зрения на структуру культуры. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американскому исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отношения, ценности, правила. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Второй элемент — отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Третий элемент — ценности — представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавливает, что для него есть ценности, а что — нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры — нормы и правила — регулирует поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

В отечественной социологии, так же как в зарубежной, содержатся разные взгляды на структуру культуры. Приведем одну из точек зрения, принадлежащую Л.Н. Когану. Согласно его мнению, культура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. В первый (когнитивный) блок входят знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный человечеством. Ядром этого блока являются ценности культуры, такие, как деятельность людей и ее результаты (танец, книга, картина и т.д.). 11оведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культуро-организующий» блок.

Билет №14

Молодежь как особая социальная группа.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.