Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неотомизм: проблемы Бога и человека, веры и разума






Как проявляется связь традиции и современности в фи­лософии неотомизма7 В чем заключаются его основные положения?

Одной из центральных в современной философии остается проблема Бога. Существует несколько направлений религиоз­ного характера, но главным из них является неотомизм.

Неотомизм, или новый томизм — философия современной католической Церкви. В рамках религиозной философии суще­ствуют и другие ее варианты: протестантизм, православие, ис­ламизм. Но неотомизм является наиболее разработанным и влиятельным вариантом современной религиозной философии.

Неотомизм основан на учении Фомы (Томаса) Аквинского, философа средневековья. Своеобразие учения Аквинского, с которым связана его особая популярность, состоит в том, что в нем впервые было дано достаточно глубокое обоснование воз­можности гармонического сочетания веры и разума. Эта гно­сеологическая установка, отличавшая философию Ф. Аквин­ского от других религиозных концепций, оказалась весьма пер­спективной. Она как бы предвосхищала грядущие достижения человеческого познания, науки и связанную с этим острую не­обходимость для Церкви в целях собственного самосохранения ассимиляции религиозным мировоззрением успехов научной мысли. Учитывая это, Церковь стала активно возвышать авто­ритет томизма, а в 1879 г. папа Лев XIII специальным послани­ем провозгласил его единственной философией, правильно толкующей основные истины христианской католической ре­лигии.

С тех пор неотомизм стал официальной католической фи­лософской доктриной, широко распространенной не только в странах Западной Европы, но и во всем мире. Наиболее из­вестными неотомистами являются французкие философы Э. Жилъсон, Ж. Маритен и П. Тейяр де Шарден.

Содержание неотомизма представляет собой развитие ос­новных положений философии томизма применительно к со­временным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Один из важнейших тезисов неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии. Истинная философия, по мнению неотомистов, должна отказаться от представлений о полярности рационализма и иррационализма, стать синтезом различных средств и способов понимания мира, обладать уни­версальными возможностями. Однако, отстаивая положение о гармонии веры и разума, неотомизм все же не признает два этих источника истины равноправными: вера как источник, непосредственно исходящий от Бога, по мнению неотомистов, выше разума.

Еще один центральный тезис неотомизма состоит в про­возглашении высокого значения не только Бога, но и отдельной человеческой личности. Современный томизм является антропологически ориентированной философией. Личность, считает Маритен, наиболее благородна и возвышенна среди всей природы. В неотомизме подчеркивается, что личность от­нюдь не пассивна, ибо Бог, создав людей, «не придает им окон­чательного вида». Личность рождается свободной, она движет и развивает себя сама. В связи с таким пониманием роли челове­ка в строительстве своей судьбы в философии неотомизма, как и в философии экзистенциализма, важнейшей категорией стало понятие «человеческого существования», «экзистенции».

Эта категория приобрела особую роль в связи с утверждени­ем в современном томизме, в отличие от средневекового, пред­ставления об ограниченной, скромной роли Бога в творении человека. Согласно новому томизму, Бог совершил лишь пер­вичный, начальный акт в создании человека, он отнюдь не придал ему окончательного вида, создав лишь его «проект», очертив контуры. Вместе с тем Бог вложил в этот созданный им «проект» импульс активности, свободной деятельности, са­мосовершенствования. Свободно реализуя свои возможности, человек как бы завершает дело божественного творения, созда­ет и развивает себя сам, становится личностью, обладающей богатым внутренним миром, своего рода «микрокосмосом», ма­леньким подобием созданного Богом мира. Космоса.

Каково основное содержание учения тейярдизма?

Одним из наиболее ярких представителей неотомизма явля­ется Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955). Созданная им не вполне ортодоксальная, с точки зрения католицизма, весьма оригинальная версия неотомизма иногда оценивается как осо­бое учение, именуемое теиярдизмом. Тейяр де Шарден просла­вился не только как религиозный философ, но и как ученый-археолог. Ему принадлежит заслуга открытия и исследования древнего человека, синантропа. Наиболее известной его рабо­той является переведенная на русский язык книга «Феномен человека» (1987).

Концепция Тейяра де Шардена есть синтез традиционных религиозных представлений и данных современной науки об универсальной эволюции Вселенной.

Бог у него отождествляется с понятием «космической энер­гии». Бог - энергия и направляет все развитие Вселенной. Магистральным направлением этого развития, по Шардену, является постепенное накопление, концентрация психической энергии. Человек как раз и представляет собой возникший в ходе длительной эволюции сгусток психической энергии, энергии мысли. Накопление этой человеческой энергии приво­дит в конце концов к созданию в мире особой сферы разума, так называемой ноосферы. Сфера разума, ноосфера, укрепляется в результате процесса единения всех людей и станет в итоге своего рода «космическим богом», новым Иисусом Христом.

Ценность, привлекательность, широкая популярность тейярдизма связана прежде всего с содержащейся в нем главной идеей возможности духовного совершенствования личности, а также тесного единения на этой основе всего человечества. Однако это единение возможно лишь на основе религии, хри­стианства. Наука станет действенной только в союзе с религи­ей, верой. Само по себе научное знание недостаточно, неэф­фективно. «С чисто позитивистской точки зрения, - пишет Тейяр де Шарден, - человек самый таинственный и сбиваю­щий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места»1

(Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М„ 1987. — С.135.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.