Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дхарна, или Самъям






(Поглощенность или концентрация)

Контролируя праны с помощью пранаямы и чувства с помощью пратьяхары, изучающий йогу теперь должен фиксировать свой разум на чем-то. Его можно фиксировать на чем-то внешнем, таком как идол, картина или любой другой вид изображения; или его можно фиксировать на чем-то внутреннем, на каком-нибудь из телесных центров в ПИНД или на какой-нибудь идее, или на каком-нибудь из астральных центров в АНД. Следовательно, дхарна (дхарана) состоит в фиксировании разума на конкретном месте, объекте, идее или центре, как находят удобным. Любой тип дхарны помогает сделать разум устойчивым и полезен по-своему.

1. Дхарна на любое из чувственных восприятий обеспечивает устойчивость разума, собирая его блуждания в фокусе.

а) На кончик носа: это дает опыт ДИВЬЯ ГАНДХ, или божественного аромата. Это называется ВАРТА СИДДХИ.

б) На кончик языка: это дает опыт вкуса эссенции дивья, или божественной материи - манны и нектара. Божественное знание вкуса известно как АСВАДАН.

в) На середину языка: это дает опыт божественного прикосновения, или близости возвышенного присутствия. Божественное знание прикосновения известно как ВИДАНА.

г) На корень языка: это дает опыт звуков дивья, или святой гармонии. Это называется СРАВАНА.

д) На небо над языком: это дает опыт цветов дивья, или составных частей яркости. Это божественное знание зрения называется АДАРША.

2. Дхарна на светящуюся ментальную форму в местонахождении разума. Ее выполняют сначала вдыхая, а потом выдыхая и одновременно думая о перевертывании вверх восьмилепесткового лотоса ниже сердца, лежащего в настоящее время лицевой стороной вниз, а затем фиксируя внимание на сияющем свете в лотосе, через который проходит СУШМАНА или БРАХМ НАДИ.

3. Дхарна на Мастеров-Душ, таких как Будда, Христос или, еще предпочтительнее, на живого Мастера, свободных от всех желаний, также освобождает от всех желаний, умственных привязанностей и от рабства разума и материи.

4. Дхарна или Самъям на внешние объекты: дхарна на небесные тела - Солнце, Луну, планеты и т.д. - дает сверхчувственный опыт, например:

а) На Солнце: это дает знание Брахманда, состоящего из четырнадцати бхаван, или сфер; семи верхних, более высоких миров, или ЛОК (БХУР, БХУВА, СВАХ, МАХА, ДЖАНАХ, ТАПАХ И САТЬЯМ) и семи более низких ЛОК (СУТАЛА, ВИТАЛА, ТАЛАТАЛА, МАХАТАЛА, РАСАТАЛА, АТАЛА И ПАТАЛА).

б) На Луну: это дает знание звезд.

в) На Полярную звезду: это дает знание движения звезд.

г) На слона или ХАНУМАНА: это дает силу и мужество.

д) На форму тела: это вызывает исчезновение самого тела, так как способность понимания приостанавливается и связь между светом и глазами прерывается.

5. Самьям на внутренние центры, “Я” и индрии; дхарна или самъям, может выполняться на что-то вроде добродетелей, на внутренние центры, чакры и нади, например:

а) На НАБХИ, или пупок (МАНИПУРА ЧАКРА) - это дает знание строения тела.

б) На ямку на горле (ВИШУДХИ ЧАКРА) - это дает освобождение от голода и жажды.

в) На САХАСРАР - это дает божественные видения и ДАРШАН СИДДХОВ.

Методом последнего является концентрация на Брахмарендра, или отверстии Брахмы - отверстии внутри МУНДХУ, или головы, через которое божественный свет течет вниз. НИРГУН УПАСАКИ проводят свою абстрактную медитацию на этот центр, который также известен как САХАСРАР.

г) На АНХАТ ЧАКРУ в сердце - это дает знание разума.

д) На КУРМА НАДИ (астральную трубу в груди, ниже горла, через которую КУРМА - второстепенный вид праны - управляет веками) - это дает устойчивость телу.

е) На внутренний свет сердца - это дает знание тонкого (ясновидение), неизвестного (зарытые сокровища), отдаленного (повсюду).

6. Можно делать самьям на свое “Я”. Это дает ясновидение, яснослышание и другие трансцендентальные силы, также более высокие осязание, вкус, обоняние и т.д.; все это с помощью интуиции, или ПРАТИБХА, без каких-либо других специализированных самъям.

Посредством самъяма на природу своей сущности (познавательные возможности) получают способность чистого познания без внешней помощи чувств и органов чувств. С индриями, дремлющими в соответствующих им центрах, наслаждаются невыразимым блаженством (ананд) в состоянии, называемом САНАНД САМАДХИ.

7. Путем самьяма, или дхарны, на определенные черты тела, такие как цвет лица, голос и что-то иное, начинают понимать состояние и природу разумов других.

8. Посредством самьяма:

а) на разум (или мысли) - узнают содержание разума;

б) на время - получают знание всего;

в) на воздух и эфир или на отношение между ними - наделяются божественным слухом (шабд), и можно слышать любой тонкий звук с любого расстояния просто по желанию. Подобно, контактируя с АДХИСТАНА-БХУТА (ВАЮ ТЕДЖАС, ПРИТХВИ и т.д.), можно развить способности других органов до их полной силы.

г) На отношение между эфиром и телом или на легкость хлопка - приходит способность летать сквозь эфир или воздух, так как тело становится крайне легким, и можно двигаться везде в пространстве, как птица, и можно даже ездить на лучах солнца.

Йог, имеющий СИДДХИ в КХЕЧАРИ МУДРА, тоже может летать в воздухе. (Тот, кто знает САММОХАН ВИДЬЯ, или ИНДРА ДЖАЛА, тоже может двигаться через пространство, но это - ДЖАЛА, или только трюк, а не что-то реальное, так как он в действительности остается на земле, и если вы сфотографируете его, вы не получите фото человека, летящего в воздухе.)

д) На три модификации разума - приходит знание прошлого и будущего.

е) На ВИДЕХА - можно выходить из тела по желанию и функционировать без тела, ощущать всепроникающую природу в ее полной вездесущности, и можно выполнять КАЯ ПАРВЕШ, т.е. можно входить в тело любого другого человеческого существа и действовать через его тело и разум.

ж) На САМСКАРА (впечатления разума) - приходит знание предыдущих рождений.

9. Путем господства над:

а) УДАНА ВАЮ - прекращают иметь какой-либо контакт с водой, грязью или колючками, и можно окончить свое существование по желанию, так как с помощью УДАНА можно отделить свое астральное тело от физического и путешествовать в пространстве.

б) САМАНА ВАЮ - приходит сияние, и можно создавать огонь и вспышки света из своего тела.

1О. Путем самьяма на добродетели:

а) На дружественность и другие добродетели - приходит способность передавать то же другим.

б) На различение (особое отношение между САТВА, или чистотой, и ПУРУША, или душой) - приходит сила всемогущества и всезнания.

в) На ШАБД - приходит знание звуков всех живых существ (включая звуки животных и птиц).

г) На кармы - получают знание времени своей смерти.

Когда разум становится необычайно чист и насквозь наполнен САТВА до самых своих корней, приходит спонтанное озарение. Разум имеет пять состояний:

a) КШИПТА, или блуждающий разум, с веществом разума в состоянии постоянной рассеянности.

б) МУДХА, или тупой и забывчивый разум, не знающий почти ничего. В нем разум находится в состоянии путаницы и тупости.

в) ВИКШИПТА, или разум, который собирается на мгновение, а затем разбрасывается. Это состояние несовершенной устойчивости.

г) ЭКАГРАТА, или разум, одаренный сосредоточенным вниманием и фиксированностью цели.

д) НИРОДХА - дисциплинированный, контролируемый и хорошо сдерживаемый разум.

Никакая йога невозможна в первых трех состояниях. Она возможна только в четвертом и пятом состояниях.

Кроме этого, есть восемь видов СИДДХИ, способностей, которые обычно развивают сиддха, высшие существа:

а) АНИМА - способность проникать во все вещи, даже в АНУ, или атом, чтобы видеть его внутреннюю структуру.

б) ЛАГХИМА - способность приобретать легкость, чтобы ездить даже на лучах солнца. Это часто используется в левитации и транслевитации, несмотря на законы гравитации.

в) ГАРИМА - способность стать тяжелым, как сталь, и сделать любой объект недвижимым. Это противоположность ЛАГХИМА.

г) МАХИМА - способность приобретать обширную и всепроникающую величину, как пространство, и видеть работу всемирного устройства и отдаленные объекты, вроде солнечных систем.

д) ПРАПТИ - способность достигать всего, даже Луны. Она наделяет чувством проникновения во все.

е) ПРАКАМЬЯМ - способность иметь все желания исполненными.

ж) ВАСИТВАМ - способность командовать и контролировать все создания и стихийные силы, типа ветра и дождя.

з) ИШИТВА - способность играть роль творца, хранителя и разрушителя.

Кроме этих, есть много дополнительных достижений, которые получают просто путем процесса самоконтроля и концентрации, тоже называемые САМЪЯМ, например:

1) Понимать язык птиц и зверей.

2) Знать свои предыдущие рождения и иметь предвидение смерти.

3) Читать сокровенные мысли других.

4) Знать скрытые и тонкие предметы издалека, такие как планеты и звезды.

5) Предсказывать будущие события.

6) Переноситься в любое место в мире.

7) Исцелять прикосновением.

8) Достигать телесных совершенств в РУПА (форме), РАНГА (цвете лица), БАЛА (силе и мужестве), САНХАНАН (постоянстве), ЛАВАНЬЯ (физическом очаровании) и т.д.

Необходимо сказать здесь слово предупреждения относительно РИДДХИ и СИДДХИ, или сверхъестественных сил, которые очень часто приобретают в практике йоговской садхны, или йоговской дисциплины. Их нужно тщательно избегать, так как они - настоящие преграды на пути истинного духовного прогресса и достижения самореализации и реализации Бога, которые являются целью и завершением системы йога. ДЕВТЫ очень часто становятся ревнивы к человеческой душе, путешествующей по Духовному Пути. Они приходят с улыбкой приветствовать йогов, которые находят вход в более высокие сферы, приглашают их сладкими хитрыми словами и пытаются вызвать их падение. Даже великий йог Вишвамитра был соблазнен красотой небесного существа, девы, посланной Индрой соблазнить его. Он невольно попал в ловушку и сошел с Пути. Эти соблазны атакуют на второй стадии Пути, но оказываются бессильными против того, кто предан Пути, тверд и стоек в своей садхне.

Оставь сиддхи и уничтожь семена рабства,

И достигни Кевалья, состояния совершенного

Покоя и независимости.

И снова:

Не соблазняйся обаятельными улыбками небожителей

И избегай контакта со всем нежелательным.

Патанджали






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.