Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование банкротства организаций и оценка партнеров по бизнесу






В ходе своей деятельности менеджеры различного уровня, в том числе руководители организаций, с целью построения эффективного бизнеса вынуждены прибегать к оценке не только своей организации в плане финансовой устойчивости, но и исследовать потенциальных и реальных партнеров.

Опыт прогнозирования банкротства организации базируется на факторных моделях. Среди множества методов можно выделить как наиболее распространенные четырех и пятифакторные модели.

1. Четырехфакторная модель Z -счета (британские ученые Р. Тафлер и Г. Тишоу):

 

Z 4 = 0, 53 X 1 + 0, 13 Х 2 + 0, 18 Х 3 + 0, 16 Х 4,

где:

 

X 1 – отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам;

Х 2 – отношение оборотных активов к сумме обязательств;

Х 3 – отношение краткосрочных обязательств к общей сумме активов;

Х 4 – отношение выручки от реализации к общей сумме активов.

В этой формуле пороговое значение Z -счета – 0, 2.

2. Многие зарубежные экономисты-аналитики используют пятифакторную модель Э. Альтмана (она определяет коэффициент Альтмана – коэффициент вероятности банкротства). Этот коэффициент рассчитан по данным исследования компаний, испытывающих финансовые кризисы. Точность такой модели составляет до 70%.

В расчете участвуют следующие показатели:

· рентабельность активов;

· динамика прибыли;

· коэффициент покрытия;

· отношение накопленной прибыли к активам;

· коэффициент текущей ликвидности;

· доля собственных средств в пассивах;

· стоимость активов.

Формула Альтмана имеет следующий вид:

Z 5= 1, 2Коб + 1, 4Кн.п. + 3, 3Кр + 0, 6Кп + Кот,

где:

Коб – доля покрытия активов собственным оборотным капиталом, характеризующая платежеспособность организации:

Коб = Текущие активы – Текущие обязательства/ Все активы

Кн.п. – рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли:

Кн.п. = Нераспределенная прибыль/ Все активы

Кр – рентабельность активов:

Кр = Прибыль до уплаты процентов и налогов/ Все активы

Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости акционерного капитала:

Кп = Рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций/ Все активы

Кот – отдача всех активов:

Кот = Выручка от реализации продукции/ Все активы.

Вероятность банкротства по модели Э. Альтмана определяется значением Z 5. При Z5 < =1, 8 вероятность банкротства очень высока, при Z 5 = 1, 81–2, 7 – высокая, при Z 5 < = 2, 71–2, 9 – возможная, при Z 5 > 3 – очень малая. Критическое значение Z -счета = 2, 7.

В представленном виде модель может быть применима в России только для акционерных обществ, акции которых свободно продаются на рынке ценных бумаг, т.е. имеют рыночную стоимость.

3. Пятифакторная модель определения вероятности банкротства организации по системе показателей диагностики банкротства У. Бивера.

В этой модели рассматриваются следующие пять факторов:

· рентабельность активов – удельный вес заемных средств в пассивах;

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталом;

· коэффициент Бивера;

· финансовый леверидж («финансовый рычаг» – от англ. leverage – действие рычага).

Расчеты по этой методике должны быть сведены в табл.6.1. Значения показателей уточнены для российской действительности.

К 1-й группе относятся финансово-устойчивые, платежеспособные организации.

У организаций, входящих во 2-ю группу, возможно зарождение начальных признаков финансовой неустойчивости, а также возникновение эпизодических сбоев исполнения обязательств, не нарушающих процесс производства.

У организаций, входящих в 3-ю группу, наблюдается усиление финансовой неустойчивости, частые нарушения сроков исполнения обязательств, что негативно сказывается на процессе производства, и в результате эти организации в текущем периоде могут оказаться в кризисном финансовом состоянии.

Использование указанных моделей в российской практике возможно с учетом того, что в России иные, отличные от стран с развитой рыночной экономикой, финансовые условия, а именно темпы инфляции, условия кредитования, условия налогообложения и т.д. Поэтому использование этих моделей в отечественных условиях требует соблюдения определенной осторожности.

Как уже говорилось, в системе антикризисного управления обязательно должен присутствовать анализ своих партнеров по бизнесу. Одним из элементов такого анализа выступает постоянное наблюдение за рейтинговыми показателями своих контрагентов.

Иностранное слово «рейтинг» (от англ. rating – оценка значимости, масштабности, важности исследуемого объекта, а также показатель кредитоспособности) вполне прижилось в современном языке. Все привыкли к рейтингам телепередач, политических лидеров и т.д. Сегодня финансовый мир также прочно усвоил понятие «кредитный рейтинг» и воспринимает его как синоним словосочетания «оценка доверия» или, говоря языком финансистов, «оценка кредитоспособности». Часто при оценке преимуществ одной компании перед другой аналитики применяют ранжирование организаций по определенному признаку.

Таблица 6.1

Впервые такие оценки появились в 1909 г. в США в «Руководстве по ценным бумагам железнодорожных компаний», написанном Дж. Муди. С оценок корпоративных облигаций началась история старейшего рейтингового агентства Moody’s. В 1941 г. путем объединения Poor’s Publishing Соmраnу и Standard Statistic Соmраnу было образовано рейтинговое агентство Stапdагd & Poor’s, которое занялось построением рейтингов ценных бумаг. Новая индустрия рейтинговых услуг оформилась с 1970-х гг. Ее бурное развитие сопровождалось ростом числа агентств не только в США, но и по всему миру.

Кредитный рейтинг может быть использован при принятии решений о возможности работать с каким-либо контрагентом или коммерческим банком.

Кредитный рейтинг (рейтинг благонадежности) представляет собой заключение о возможности и готовности заемщика в полном объеме и своевременно погашать свои долговые обязательства. В качестве такого заемщика можно рассматривать коммерческий банк, который временно использует деньги клиентов для осуществления своих активных операций.

Современные международные агентства выставляют огромное число рейтингов. Каждый из рейтингов по своему уникален, их составители преследуют различные цели и соответственно используют различные методики.

Среди них можно выделить два главных типа:

· рейтинг эмитента;

· рейтинг ценных бумаг.

В первую категорию следует включить суверенный рейтинг государства, рейтинги административно-территориальных образований, рейтинги банков (финансовых институтов) и промышленных корпораций; во вторую группу – рейтинги конкретных ценных бумаг, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Ведущие рейтинговые агентства придерживаются разных подходов

к изменению кредитного рейтинга. Так, Moody’s придает большое значение амплитуде циклических колебаний в данной отрасли и, соответственно, устойчивости данного эмитента в периоды неблагоприятных изменений на рынках своей продукции либо в условиях инфляции.

В то же время Standard & Poor’s до сих пор определяет рейтинги облигаций главным образом на основе финансового состояния компании.

Присвоенный кредитный рейтинг в целом представляет собой весомый аргумент заемщика в пользу собственной кредитоспособности, которым он может оперировать в отношении любых третьих лиц, участвующих в принятии на себя кредитных рисков по данному делу – будь то клиенты, партнеры, инвесторы, акционеры или кредиторы заемщика. Если же эмитент не имеет кредитного рейтинга, то некоторые страховые компании и пенсионные фонды вообще не будут иметь дела с его долговыми обязательствами ввиду юридически установленных прямых запретов на их приобретение.

В финансовом мире разработан язык символов для оценки кредитных рисков. Существуют различные рейтинговые обозначения и шкалы, по которым выносится суждение об уровне кредитных рейтингов известных рейтинговых агентств.

Это полезно знать для того, чтобы убедиться в надежности эмитента и его долговых обязательств (табл.6.2)

Агентства используют внутри каждой категории добавочные символы. Так, Moody’s и «Интерфакс» назначают цифры от 1 до 3: «1» означает лучший, «3» – хуже среднего. С теми же целями агентства применяют значки «+» для лучших в категории и «–» для тех, кто хуже средних.

Самые авторитетные рейтинговые современные компании действуют на коммерческих началах. К числу трех агентств-лидеров, обладающих статусом официально признанной рейтинговой организации, который им предоставила Американская комиссия по биржам и ценным бумагам, относятся: Stаndаrd & Poor’s, Moody’s, Fitch – IBCA.

Статистика подтверждает надежность кредитных рейтингов известных мировых агентств. Так, за истекшие 70 лет вероятность дефолта по обязательствам эмитента с рейтингом ААА приравнивается в первые пять лет к 0% и составляет 2, 2% в последующие 20 лет с момента присвоения рейтинга. Очевидно, что по мере ухудшения рейтинга и отдаления от срока его присвоения растет вероятность отказа в обслуживании долгового обязательства.

Таблица 6.2

Россия запаздывает с практикой присвоения кредитных рейтингов. Существует определенное число рейтинговых агентств, действующих в сфере эмитентов и долговых обязательств. Сюда относятся рейтинговое агентство «Эксперт», рейтинговый центр АО «АК& М», рейтинговое агентство «Интерфакс».

Крупные международные рейтинговые агентства обладают преимуществами перед российскими, ведь многолетний стаж работы на финансовых рынках позволил усовершенствовать методику оценки кредитоспособности.

Однако, если приходится иметь дело с международными рейтингами внутри страны, то здесь возникает ряд «неудобств». По принятым в мире стандартам, рейтинг сверхнадежной компании не может обогнать суверенный рейтинг страны, в которой она зарегистрирована.

Получается, что достойнейшая российская компания будет иметь рейтинг не выше странового рейтинга, закрепленного за Россией. Более того, международные агентства все-таки далеки от внутренних тенденций и особенностей в деятельности конкретной страны. Они поневоле проигрывают местным агентствам, досконально осведомленным о реалиях российской действительности.

В настоящее время уже разработана национальная шкала кредитного рейтинга, по которой можно оценить кредитоспособность эмитентов внутри страны. Она явилась своеобразным симбиозом мирового опыта и практического знания российской специфики. Национальная шкала отражает на более глубинном уровне и более дифференцированно внутренних заемщиков по уровню кредитного риска, поскольку они сравниваются не с прочими мировыми банками, а с другими отечественными банками.

Кредитный рейтинг любого инструмента складывается из анализа четырех компонентов кредитного риска или, как их называют, четырех «С» кредитного анализа:

· character (т.е. «характера» эмитента);

· capacity (способности эмитента обслуживать финансовые обязательства);

· collateral (обеспечения);

· соvеnаnts (накладывания на эмитента ограниченных условий).

Каждый компонент оценивается методами расчета экспертных оценок, связанных в рейтинговые показатели. В России кредитный анализ в основном сводится к анализу эмитента или, говоря точнее, к способности и желанию эмитента обслуживать свои обязательства.

Рейтинги, присваиваемые кредитными агентствами, служат полезным и информативным инструментом, особенно при сравнении кредитного качества эмитентов на различных отраслевых и географических рынках и достаточно четко предсказывают вероятность невыполнения эмитентом своих обязательств.

Оценка рейтинговых агентств повсеместно используется в государственном регулировании рыночных институтов. Только в США эффективность применения более десятка нормативных актов, регулирующих деятельность на финансовом рынке, основывается на активном использовании оценок рейтинговых агентств.

В ближайшем будущем роль рейтинговых оценок возрастет. Так, в новых предложениях Базельского комитета по банковскому надзору предлагается использовать составляемые рейтинги в качестве одного из способов определения объема резервного капитала банков, формируемого для покрытия финансовых потерь, возможных в случаях неплатежеспособности клиента. Однако руководители рейтинговых агентств настаивают на том, что рейтинги – это не рекомендации, а просто мнение, высказанное специалистами.

Таким образом, рейтинговые оценки – инструмент, который в течение многих лет с успехом используется в рыночной экономике. Накоплен значительный опыт в применении рейтинговых оценок для обоснования надежности экономических субъектов. Рейтинговые оценки получают сегодня широкое распространение в практике анализа российских компаний.

Нельзя рассматривать рейтинг как рекомендацию: вкладывать ли средства в тот или иной банк; продавать или покупать ценные бумаги данного эмитента. В процессе определения рейтинга ни одно агентство не производит аудиторскую проверку финансового состояния заемщика.

С одной стороны, отсутствие рейтинга отнюдь не означает низкой кредитоспособности заемщика или высоких рисков по работе с ним, а с другой – наличие рейтинга у эмитента не застраховывает компанию от банкротства.

В итоге каждый менеджер в зависимости от ситуации и других предпочтений может воспользоваться информацией рейтинговых агентств или не учитывать ее при выборе своих партнеров бизнесу.

 

Бизнес-планирование, маркетинг и управление персоналом в антикризисном менеджменте

Бизнес-план составляется в целях обоснования и принятия решений по восстановлению в полном объеме платежеспособности организации, ее финансовой устойчивости и эффективной деятельности в долгосрочном периоде.

Основными задачами бизнес-плана организации являются:

• определение краткосрочных и долгосрочных целей деятельности организации;

• выработка конкретных направлений производственно-хозяйственной деятельности организации в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых финансовых ресурсов;

• разработка комплекса процедур по совершенствованию производства, финансового потенциала (финансовой политики), системы управления, снабжения и сбыта;

• проведение инвентаризации имущества и определение состава свободных активов для их последующей продажи;

• обоснование заявки на получение финансовой помощи;

• обоснование изменения производственной ориентации организации и выпуска новых, более рентабельных для организации видов продукции;

• обоснование при необходимости реорганизации юридического лица (разделение, присоединение, выделение и т.д.);

• разработка плана конкретных мероприятий по финансовому оздоровлению организации, сроков их реализации;

• разработка плана действий по реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности.

Рассмотрим основные разделы бизнес-плана и их содержание.

1. Описание организации, ее характеристика. Результаты анализа

финансового состояния организации. Причины финансовой неустойчивости организации.

2. Продукция и услуги. Виды продукции, объем, потребительские свойства, возможности производственно-технической базы для выпуска новой продукции, наличие квалифицированных кадров.

3. Управление и организация. Организационная и производственная структура управления организации, кадровая политика. Функции, обязанности, полномочия и ответственность управленческого персонала. Оплата и стимулирование, мотивация интересов.

4. Производственный план. Описание ассортимента, новых разработок, характеристика технологии, основных средств, сырья и материалов, трудовых ресурсов, механизации, видов и схем кооперации, контроля качества, сервиса продукции.

5. Маркетинг. Важнейшая часть бизнес-плана, исследование рынка поставок материальных ресурсов и сбыта продукции, конкуренции (воздействие конкурентов на рынок, сильные и слабые стороны конкурентов, будущие источники конкуренции), прогноз объема продаж и прогноз объема потребления продукции, ценообразование (оценка собственных издержек, анализ цен на рынке, реальные цены), методы распространения продукции (виды каналов распределения, посредники, прямые поставки), методы стимулирования продаж (реклама, опытная продажа, стимулирование потребителей: скидки, подарки), прямой маркетинг и др.

6. Капитал. Структура собственного и заемного капитала, оценка использования капитала, эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций).

7. Риски. Внутренние (по видам деятельности: производство, финансы, сбыт и т.п.) и внешние (экономические, рыночные и т.п.).

8. План (программа) конкретных мероприятий (мер) по финансовому оздоровлению организации, повышению ее финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Оценка их эффективности (пессимистические и оптимистические оценки).

В качестве примеров мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности организации, можно привести следующие:

· смену руководящего звена организации;

· инвентаризацию организации;

· реструктуризацию дебиторской и кредиторской задолженности;

· снижение издержек производства;

· продажу дочерних фирм и долей в капитале других организаций;

· продажу объектов незавершенного строительства;

· оптимизацию количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

· продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;

· конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды;

· прогрессивные технологии, механизацию, автоматизацию производства;

· совершенствование организации труда;

· капитальный ремонт, модернизацию основных фондов, замену устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.

9. Финансовый план. Описываются финансовые результаты за прошедший период, приводится прогноз финансовых результатов, график расчетов с дебиторами и погашения кредиторской задолженности (особое внимание уделяется просроченным обязательствам, структуре доходов и расходов, прогнозу движения денежных средств по кварталам, прогнозу инвестиционной деятельности, оценке ожидаемых результатов деятельности организации.

10. Заключение. Оценка ожидаемых результатов по восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости организации. Как правило, данная оценка проводится с использованием ряда коэффициентов и показателей.

1. Коэффициенты ликвидности:

1.1. коэффициент текущей ликвидности;

1.2. коэффициент ликвидности;

1.3. коэффициент абсолютной ликвидности.

2. Коэффициенты устойчивости:

2.1. коэффициент автономии;

2.2. коэффициент обеспечения запасов;

2.3. собственными оборотными средствами;

2.4. коэффициент реальной стоимости имущества.

3. Показатели эффективности:

3.1. показатели эффективности производства;

3.2. средний срок оборота дебиторской задолженности, дни;

3.3. рентабельность активов:

3.3.1. всех активов;

3.3.2. собственного капитала;

3.3.3. инвестиций;

3.4. рентабельность продаж:

3.4.1. общая (по всем видам деятельности);

3.4.2. по основной деятельности;

3.5. чистая прибыль.

Проведем более подробное описание наиболее важных элементов маркетинга при АКУ. В итоге, каждый антикризисный менеджер решает сам что именно задействовать в комплексе маркетинговых коммуникаций. Принять правильное решение помогут знания возможностей маркетинга для организации.

Отметим, что реклама подразделяется на товарную и фирменную.

Отдельно стоит рассмотреть каждую из них.

Товарная реклама – это информация о потребительских свойствах и качествах товара. Такая реклама, создавая определенный образ товара и нацеливая покупателя на его приобретение, формирует спрос на товар.

Фирменная реклама – это реклама организации, ее успехов, достоинств. Задачей фирменной рекламы является создание в обществе, среди потенциальных клиентов предпочтительного имиджа организации, ее образа, который вызывал бы доверие к самой организации и всем выпускаемым ею товарам.

В качестве средств распространения рекламы организации может быть указана:

· пресса (газеты, журналы, книги, справочники);

· печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т.п.);

· наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.п.);

· реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);

· экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);

· радиореклама.

Симулирование, направленное на покупателей, заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для этого используют самплинг (бесплатное распространение образцов), купоны, скидки, кредит в различных его формах (например, рассрочка, отсутствие первоначального взноса и т.п.), премии, конкурсы, демонстрацию товара и т.д.

Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей. Методы воздействия при этом могут быть следующие: скидки, субсидирование рекламы и других подобного рода мероприятий, конкурсы, предоставление бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.

Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда: на рынке много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами; нужно защитить позиции организации на рынке при переходе товара на стадию зрелости; товар впервые вводится на рынок.

К прямому маркетингу относят прямую рекламу (лично вручаемые

рекламные материалы и прямая почтовая реклама).

Прямая реклама заключается в личных взаимоотношениях с клиентами, публичных выступлениях; использовании рекомендаций, персональной продаже (продаже товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или в организации, если производственного назначения), телемаркетинге (убеждении, продаже, совершении сделок или договоренности о них и даже послепродажном обслуживании с помощью видеотекста, телефакса, компьютера, телефона), посылочной торговле по каталогам и прейскурантам (убеждении покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров, описание которых дается в рекламной литературе).

В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик-рилейшнз – создание общественного мнения. Основная задача паблик рилейшнз – создание и сохранение имиджа организации.

Для решения этой задачи применяются следующие элементы: пропаганда, отклики прессы, использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, организация интервью с руководителями организации, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов организации, лоббизм; спонсорство; (предоставление средств отдельным лицам и организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т.п., для достижения и закрепления имиджа, решения задач по реализации целей организации); участие в выставках и ярмарках; разработка и поддержание фирменного стиля.

Фирменный стиль – это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий организации, а с другой – противопоставляют организацию и ее изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации), фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.п.), фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная одежда.

Назначение фирменного стиля – свидетельствовать, что организация работает образцово, поддерживает порядок во всем, как в производстве, так и в сопутствующей ему деятельности; создавать у покупателя уверенность в том, что и товар, выпускаемый организацией, образцовый, что она не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.

Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду организации, можно разделить на:

· открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть решения относительно товарной, ценовой, сбытовой видов политики, о целях маркетинга организации;

· закрытые, которые также принимаются службой маркетинга, ноопределенное время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т.п.).

Когда руководство организации начнет проводить ценовую, товарную или сбытовую политику, конкуренты и клиенты будут поставлены перед свершившимся фактом.

Говоря о решениях, принимаемых службой маркетинга, необходимо сказать об утечке информации. Она может быть следствием промышленного или коммерческого шпионажа либо специально организована для оказания нужного влияния на конкурентов и других клиентов организации. Промышленный или коммерческий шпионаж – методы недобросовестной конкуренции. Антикризисный менеджер при принятии решений должен учитывать этот факт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.