Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой.






Для пожилых людей очень важное значение имеет самоконтроль. В том случае, если занимающийся знает правила и систему самонаблюдения и умеет дать оценку тем или иным явлениям, он может своевременно заметить появление отрицательных воздействий физических упражнений на организм. (1)

Самоконтроль – наблюдение за самочувствием (работоспособностью, настроение, сном, аппетитом, степенью утомления и восстановления после занятий). Для того, чтобы объективно самому проверить себя, необходимо в дневнике фиксировать следующие показатели: частоту сердечных сокращениай, частоту дыхания, вес тела и способность к восстановлению после физических нагрузок. (4)

Работоспособность определяется выполнением физических нагрузок и дальнейшим желанием их выполнять. Это относится к субъективной оценке самоконтроля. Объективную же оценку можно дать при помощи приборов – велоэргометра, тредбано. (17)

Частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется путем подсчета пульсовых ударов в области лучевой артерии. Подсчет ведется за полминуты, а затем производится перерасчет за минуту. У взрослого человека ЧСС составляет 65-80 ударов в минуту. Следует иметь в виду, что физические нагрузки значительно повышают эту цифру. ЧСС может увеличиваться до 125-160 ударов в минуту.

Частота дыхания (ЧД) у здорового человека 16-20 единиц в минуту. Подсчитать ЧД можно по движению грудной клетки. Для этого можно приложить ладонь на грудную клетку, или определить ЧД «на глаз».

Вес тема определяется путем взвешивания на медицинских весах. Нужно взвешиваться в одной и той же одежде по утрам натощак.

Чтобы узнать соответствие веса росту, рекоменуется пользоваться индексом Брока. Для подсчета от величины роста в сантиметрах отнимается цифра 100. Остаток будет означать вес тела в килограммах. Например, росту 176 см соответствует вес 76 кг.

Кроме указанных показателей самоконтроля есть и ряд других, которые могут быть применены на практике. Один из них – проба с задержкой дыхания, которая проводится на вдохе и выдохе. Здоровый человек может задержать дыхание на вдохе на 40 и более секунд, а на выдохе – на 25-30 секунд. (5)

В практике самоконтроля может применяться так называемая ортостатическая проба, которая заключается в определении разницы ЧСС при перемене положения тела. Для этой цели нужно лечь и спустя 2-3 минуты сосчитать пульс, после чего быстро встать и сосчитать пульс уже стоя. При перемене положения тела у здорового человека отмечается учащение пульса на 6-18 ударов в минуту. Такая разница в пульсе говорит о хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Ортостатическую пробу можно применить при физической нагрузке в виде 20 приседаний за 30 секунд. При этом следует подсчитать пульс перед проделыванием упражнений и после их окончания. Обычно при хорошем функциональном состоянии ССС после 20 приседаний пульс учащается до 120-140 ударов в минуту. Восстановление пульса наблюдается спустя 3-4 минут после физической нагрузки.

Приведенные функциональные пробы следует проводить утром натощак, 1-2 раза в месяц, и результаты их непременно записывать в дневник самоконтроля, который помогает быстрее заметить перегрузки и методические неправильности тренировок.


Заключение.

Физическая культура в жизни людей имеет огромное значение, особенно для людей старшего и пожилого возраста.

Для гармоничного развития человека необходимо, чтобы он систематически участвовал в общественно полезном труде и постоянно использовал средства физической культуры для сохранения здоровья. Физическая культура играет важнейшую роль в сохранении постоянства внетренней среды организма; она уравновешивает влияние различных внешних и внутренних раздражителей.

Чем раньше человек приобщает себя к физической культуре, тем лучше для него и для окружающих его людей. Люди, ведущие активный образ жизни, систематически занимаются физической культурой, имеют больше возможностей пополнить группу долгожителей.

Систематические оптимальные для каждого возраста физические упражнения способствуют более длительному сохранению высокой работоспособности и безусловно оказывают влияние на продление жизни.

Конечно, продолжительность жизни зависит от влияния всей совокупности окружающих человека условий. Однако значение систематической физической тренировки для сохранения здоровья во всех возрастных периодах все больше и больше будет возрастать с улучшением материальных условий жизни людей.

 


Список использованной литературы

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. -М., 1988

2. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. –М., 1986

3. Гориневский В.В. Проблема старости и борьба с ней средствами физической культуры. – М., 1950

4. Калугин А.С. За здоровьем и долголетием.- Мн., 1984

5. Коробков А.В., Шкурдода В.А. Физическая культура людей разного возраста. – М., 1962

6. Луканский И. Секрет долголетия. – М., 1961

7. Матвеев Л П., Новиков А Д. Теория и методика физического воспитания. том 2, - М., 1976

8. Нагарный А.В. Старение и продление жизни. – М., 1950

9. Рохнина М.А. Путь к долголетию. – М., 1981

10. Саркизов – Серазини И. М. Путь к здоровью, силе и долгой жизни. – М., 1957

11. Саркизов – Серазини И. М Научные основы применения физических упражнений лицами пожилого возраста. – М., 1963

12. Станков А. Г. Здоровье и долголетие. – М., 1960

13. Солодков А.С., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология.- Сп. б., 2001

14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000

15. Чеботарев Д. Ф. Физическая культура – источник долголетия. – М., 1965

16. Шестакова Т.Н., Соколов В.А. Физкультура, здоровье, долголетие. – Мн., 1986

17. Яблоновский И.М. Физическая культура для пожилых людей. – М., 1960

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.