Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли России. с.59-61.






5 Там же.

 

 

Под руководством И.Я.Матковской подготовлены и успешно защищены диссертации А.И.Некрасова, Н.И.Петрук, А.И.Ковале­вой, Н.И.Коваленко, И.Л.Росколотько и др. — все они посвящены различным аспектам духовной жизни общества.1

На философских кафедрах университета ведутся и другие ис­следования — по весьма разнообразной тематике: развитию гума­нистической мысли в России, проблемам личности посвящены ра­боты В.А.Зайцева; философским аспектам изучения истории культуры — С.В.Овчаренко; философским проблемам эстетики, про­блеме понимания — И.А.Гризовой; истории философии, филосо­фии науки — С.Г.Секунданта; проблемам истории религии, рели­гиозного сознания, атеизма — П.Л.Каушанского, П.К.Лобазова, В.В.Варны, ПН Тоцкого, Н.П.Бевзюк, И Г Батюка, Э И Мартыню-ка; логики и этики — Л.В.Можеговой; социальной философии — К.М.Ляльчука, Р.АЛычковского, Р.А.Щетниковой; философским проблемам естествознания, математики — А.В.Чайковского, Г.Т.Па-ламарчук и т.д.2

В философской жизни Одессы 70—80-х гг. активно участвует коллектив философов политехнического института: Л.Н.Курчиков, А.Ю.Цофнас, А.Н.Роджеро, В.Т.Ополев, А.В.Бардин, В.Л.Левчен­ко, И.А.Одоховская, В.А Скиданова, Л.А.Ярош и др. В сентябре 1980 г. на базе кафедры философии ОПИ проходит Всесоюзный теоретический семинар «Понимание как логико-гнесеологическая проблема»3, а в сентябре 1993 — конференция, посвященная ис­следованию научного и технического творчества.4

В начале 90-х годов А.Н.Роджеро возглавил интересный семинар по философским проблемам герменевтики при кафедре философии Одесской консерватории. Еще на философском факультете

 

1 См.: Расколотько ИЛ. Диалектика общего и особенного в духовном производст­ве современного капитализма (на материале США) Канд. дисс, Одесса, 1988. Не­красов А И Методологические проблемы исследования исторической значимости общественных явлений Канд дисс, Одесса, 1983.

2 Зайцев В А Особенности развития гуманистической мысли в России // Пробле­мы философии. К.., 1991, вып 84

Секундант С.Г. Трансформация критического метода в «элементарной филосо­фии» К.Л.Рейнгольда.. // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1989, Его же: Петенс и Кант: к предыстории коперниканского переворота в философии.// Философско-литературные студии. Минск, 1990

Овчаренко СВ. Жанровость в искусстве как отражение эволюции художественно­го мышления. Канд. дисс К.., 1990. Ее же: Теория слоев Николая Гартмана и вос­приятие жанровости произведения искусства. //Этика и эстетика. К.., 1989, вып.32.

Каушанский П.Л Религия и глобальная катастрофа. С-Пб, 1994: Его же: С пре­тензией на истину. О взглядах и деятельности экстремистов от баптизма. Одесса, 1988. К вопросу о соотношении религии и культуры. // Язык и культура К.., 199.3.

3 Понимание как логико-гнесеологическая проблема К.: Наукова думка, 1982

4 Теория, методология и практика научного и технического творчества Материалы международной научно-практической конференции. Одесса, 199.3. с.282 (Ред.: Со­колов В Н, проф., Плавич В.П., проф., доц Ополев ВТ., Афанасьев А.И.., Одохов-ская И А)

 

 

МГУ А.Н.Роджеро приобрел устойчивый интерес к многообраз­ным аспектам философии науки.1

В общефилософском и в теоретико-системном аспектах про­должает разработку проблемы понимания А.Ю.Цофнас, существен­но опираясь при этом на параметрическую характеристику знания и понимания.2 Не только проблема понимания, проблема смысла, но и в целом философия семиотики составляла предмет научного интереса В.М.Мейзерского, который был хорошо знаком с различ­ными течениями французского структурализма, осуществил целый ряд переводов. Его монография, посвященная семиотике текста, вышла в свет уже после смерти автора.3

С 1988 года в Одессе работает проф. Алексей Аркадьевич Ивакин, область научных интересов которого: философия естествоз­нания, диалектика процесса познания, история философии. Так им подготовлена глава «Становление содержания понятий «отри­цание» и «преемственность» в геологии» для монографии «Отрица­ние и полагание» (Киев, Наукова думка, 1990). Опубликованы два выпуска конспекта лекций по теме: «Диалектическая логика и тео­рия познания» (ч.1, Одесса, 1991; ч.ІІ, Одесса, 1992) Проф. Ивакин читает спецкурс «Философское наследие Вернадского»/ и, бу­дучи заведующим кафедрой социальной философии института социальных наук при ОГУ, руководит коллективом исследовате­лей, участвующих в разработке темы «Ответственность субъекта в политике как фактор стабильности в Украине».

Вновь и вновь привлекает к себе внимание вопрос о специфике философского знания, о предмете философии. О.Ф.Погорелов в ряде своих спецкурсов и публикаций отстаивает точку зрения о том, что философия — это форма самосознания; при этом филосо­фия и наука выражают противоположные типы субьектно-объектных отношений, разное видение мира, разные виды познания од­ного и того же объекта — мира.4 А.И.Уемов согласен с тем,

 

 

1 Роджеро АН Об особенностях становления классической науки // Филос. на­уки, 1975 N 6 Его же: Социальная природа познания. // Вопр философии, 1980, N 9 Язык и понимание в системах теоретического знания // Понимание как логи­ко-гносеологическая проблема К.., 1982 Проблема человека в истории философии: гнесеологической подход // Бытие и время: в вехах истории философии Вильнюс, 198.3

2 Цофнас А.Ю Философский смысл понятия относительности канд. дисс, Одес­са, 197.3. Его же: Формальное выражение онтологических утверждений // Филос. науки, 1973, N 3 (в соавт с А.И Уемовым). Объяснение и понимание с системной точки зрения // Философская мысль, 1979, кн 12 (на болг яз) Глава р системном методе познания в кн.: Логические методы и формы научного познания К.., Вища школа, 1984 Объект, субъект и критерий понимания. // Проблема метода в социаль­но-гуманитарном познании. М,.: изд АН СССР, 1989 Рациональный критерий по­нимания // Когнитивные аспекты научной рациональности. Фрунзе: изд. Кирг. ун­та, 1989

3 Мейзерский В М Философия и неориторика. К..: Либідь, 1991, с. 192.

4 Погорелов ОФ. Философия, наука и самосознание, Филос. науки, 1990, N 3. Его же: Мировоззрение как универсальная форма реализации самопознания // Филос. и социолог, мысль, 1992, N 6,

 

что философия не наука, но считает, что существуют фундаменталь­ные связи ее с наукой, которые особенно отчетливо проявляются в периоды катаклизмов и кризисов. К тому же, не являясь наукой, философия выступает генератором развития науки, и, кроме того, она включает в себя науку — логику, которая применима ко всей философии и ко всей науке.1

Обращая внимание на решительный отказ философии послед­них десятилетий даже в тематике исследований от традиций 30-х — 50-х годов, было бы, наверное, неправильным умолчать и о том, что эти традиции иногда находили продолжение2, что было связа­но с официальными приоритетами.

Значительное внимание в 60—80-е годы было уделено пробле­мам методики преподавания философии, и, в частности, подготов­ке сборников задач и упражнений по философии.3

В начале 90-х гг., благодаря усилиям кафедры философии гума­нитарных факультетов университета и в особенности ее заведую­щего О.Ф.Погорелова, на филологическом факультете открывается философская специализация; доценты О.В.Овчаренко, И.А.Гризова, В.В.Варна, С.Г Секундант читают первые спецкурсы по фило­софии культуры, эстетике, этике, истории философии для первого набора фуркантов. А в 1995 году в результате большой предвари­тельной организационной работы кафедры философии естествен­ных факультетов (зав. кафедрой А.В. Чайковского, в значительной мере) Одесский университет впервые получил возможность объ­явить набор на философскую специальность.

Заканчивая обзор развития философии в Одессе, нельзя не упо­мянуть о философском обществе. Первые годы после его организа­ции работа в нем шла довольно вяло. Однако, с начала 80-х годов она оживилась. Заседания стали проходить

[1] Уемов А И Философия как форма общественного сознания и задачи ее развития в условиях перестройки. // Философия и ее место в культуре Новосибирск. Наука, 1990, с 17-30 Его же: О природе философского знания // Перестройка и общес­твенные науки К 125-летию Одесского государственного университета Одесса, 1990, с. 23-24

2 Гопченко П Г Реакционная роль современной адвентистской эсхатологии Канд. дисс, Одесса, 1966 Его же: Социальный прогресс и богословские утопии. Одесса, 1980 Задирако ПС Западногерманская буржуазная социология на службе антиком­мунизма М: Высшая школа, 1973 Его же: Критика сучасних буржуазних фальсифікацій сутності війни і миру//Філос. думка, 1980, N 3. Идеология и практика совре­менных «крестоносцев» К.-Од, 1986 Рувинській Л А., Стокяло В А Антирадянська основа ідейно-політичного альянсу сіонізму і українського буржуазного націоналізму// Філос. думка, 1982, N 6; Стокяло В А. Критика фальсификации католически­ми идеологами исторического материализма. К.-Од, Виша школа, 1980 и др.

3 См напр: Философия в вузе Научно-методический сборник Одесса, 1969- Кочергин АН.., Плесский Б.В., Уемов А И. Философский лабиринт. Сборник задач и упражнений по философии М: изд МГУ, 1992 Л Н Терентьева Философские се­минары Одесса, 1992. Зуев ЮН. Исторический материализм: задания и упражне­ния Минск, 1980 (в соавт с Кравченко Л Г и др.). Его же: Учебный эвристический диалог. // Методика преподавания философии М., В.Ш., 1990. Уемов А.И. Логика. М: «Прометей», 1992 (в соавт с АД Гетмановой идр.)

 

 

и до сих пор проходят еженедельно. Но их задачи дифференцированы. Первое заседание каждого месяца посвящено теоретическим докладам, второе — дис­куссиям на тему, выбранную на самом заседании («Круглый стол»), третье — дискуссиям на заранее заданную тему, четвертое —лек­циям образовательного характера,, Так, А.Уемов прочитал курс лек­ций по истории логики, в настоящее время читает курс «Филосо­фия в свете системного анализа». Безвременно скончавшаяся Т.А.Тарасенко прочитала курс лекций по истории русской религи­озной философии.

С докладами выступали А.Н.Роджеро — о видах рациональнос­ти, И.А.Одоховская — об истории украинской философии, проф. М.С.Дмитриева (секретарь общества) по философским вопросам теории организации, по проблеме толерантности, Л, Н „Тёрентьева и Г.А.Поликарпов — по методологии физики и т.д. Следует отме­тить дискуссии о природе мирового зла, о том, существует ли нрав­ственный прогресс, о свободе и демократии и т.д. На «круглых столах», как правило, обсуждаются острые политические вопросы. Характерно, что в заседании общества участвуют не только пре­подаватели философии, но и философы по духу, независимо от того, какая у них профессия.

Общество занимает активную социальную позицию. Оно про­вело первую в Союзе «антибюрократическую» конференцию, под­робно освещенную в прессе (см., Фшос думка, 1987, N 6, с.24-35, Фшос. Думка, 1988, N 1, с. 11-24, Фшос. Думка, 1988, N 2. с.3-16, Фшос. Думка, 1988, N.3, с.3-16). Общество приняло активное учас­тие в первом в Одессе политическом митинге возле здания ОК КПУ. Оно явилось соучредителем Одесского «Мемориала» и Одес­ского отделения Народного Руха Украины. Четыре из семи первых сопредседателей этого отделения были членами философского об­щества. (Л.Н.Курчиков, В.Д.Цимбалюк, А.И.Уемов, Е.А.Акимович).

Одесские философы принимали участие в работе целого ряда международных конгрессов. На IV и V Международных Конгрес­сах по философии, логике и методологии науки (Бухарест, 1971; Канада, 1975) из Одессы было представлено по 1 докладу, а на VIII — в Москве — 3; в работе XV Всемирного философского конгресса (Варна) участвовал 1, а на XIX (Москва, 1993) — 10 ученых из Одессы.

Кроме упомянутых выше, в Одессе в 1966 и в 1986 гг. проходи­ли Всесоюзные симпозиумы по логике и методологии системных исследований, активными участниками которых были ведущие уче­ные страны — П.В. Копнин, Ю.А.Урманцев, В.Н.Садовский, Г.П. Щедровицкий, В.С.Тюхтин и др. Сохраняются творческие связи со многими исследователями, работающими в области общефилософ­ских и логико-методологических аспектов теории систем и идейно близкими с концепцией параметрической теории систем — и в даль­нем, и в ближнем зарубежье, как теперь говорят.

Как бы ни складывалась в дальнейшем судьба философии в Одессе, нельзя отрицать той удивительной преемственности, которая пробивает себе дорогу через все трагические перипетии истории: несколько учебников логики были изданы в Новороссийском университете до революции, идея реформы логики звучала здесь в 80-х гг. 19 века; новые направления логики, новые логические идеи разрабатываются в Одессе 100 лет спустя. Представители физико- математических наук Ришельевского лицея и Новороссийского университета вносили свой вклад в развитие философии: работы по философии естествознания создаются в Одессе и 100, и 150 лет спустя. Дискуссии о природе философского знания ведутся в Одессе все 200 лет ее существования!...

Но если вновь есть диалог, свобода мысли и, значит, возможность развития философии, без которой невозможна никакая духовность вообще, - город этот жив и имеет будущее.

 

 

Об особенностях становления классической науки // Филос на­уки, 1975 N 6 Его же: Социальная природа познания. // Вопр философии, 1980, N 9 Язык и понимание в

 


[1] Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1817 по 1857 год Одесса, 1857

[2] Зеленецкий К П. Опыт исследования некоторых теоретических вопросов. Вып 1-4 М, 1835

[3] Шеллинг. Введение в умозрительную физику. Одесса, 1833; Шуберт. Главные черты космологии. Одесса, 1834; Х.Стефенс. О постепенном развитии природы Одесса, 1835.

[4] Дм. Чижевський. Нариси з історії філософії на Україні. Друге вид. Мюнхен, 1983, с 78-79.

[5] Там же, с.79. См. также: Шпет ГГ. Очерк развития русской философии //

Сочинения. М., «Правда», 1989, с. 200-204.

1 Там же, с.25-27.

2 См, например, курсы лекций: Казанский А П Средневековая философия. Лек­ции, читанные в 1902-9 гг в Одессе Казанский А П, Курс лекций по логике. Руко­пись. Ланге Н.Н. Курс истории новой философии. Составлен слушательницами жен­ских курсов. Одесса, 2-е изд., 1912 г. Ланге Н Н Курс логики, составленный слушательницами исторического отделения женских педагогических курсов под ред проф. НН Ланге. Одесса, 1904. Отметим, что одной из слушательниц Одесских жен­ских курсов была С.А. Яновская – будуший известный математик и логик.

3 Архив НН Ланге в НБ ОГУ. Лекции по истории новой философии. П.15.

1 Юшкевич П К философии русской революции.//Объединение, Одесса, 1918, N 1, с 121-128

2 Варнеке Б. Античный театр..// Там же, с 191.

3 Например: Базинер ОФ. Эпикуреизм и его отношение к новейшим теориям естественных и философских наук //Зап. Новорос. ун-та, 1889, т.50, с. 267-319. Ива­нов ИИ Сен—Симон и сен-симонисты М, 1901 Щукарев А Н Проблемы теории познания в их приложениях к вопросам естествознания Одесса, 1913. Бицилли П.М. Салимбене //Зап. историко-филол. Факульт. Новорос. ун-та, 1916, вып ХП, с. 1-389. Овсянико—Куликовский Д Н, акад. Космическое и человеческое (из лекций по эво­люции и психологии творчества). //Объединение, 1919, N 1/2.

4 Архив НН Ланге в НБ ОГУ, П.27,

5 Гордиевский М, проф. Теоретична філософія Г С.Сковороды.//Пам'яти Сково­роди (1722-1922) Одесса, 1923.

6 Багалій Д.И, акад. Український мандрований філософ Гр. Сав. Сковорода. Держвидав України, 1926, с 347-349.

[7] Одесск. обл. архив, материалы ИНО.

 


 

[ii] Например: Базинер ОФ. Эпикуреизм и его отношение к новейшим теориям естественных и философских наук //Зап. Новорос ун-та, 1889, т.50, с 267-319 Ива­нов ИИ Сен—Симон и сен-симонисты М, 1901 Щукарев А Н Проблемы теории познания в их приложениях к вопросам естествознания Одесса, 1913. Бицилли П.М. Салимбене //Зап историко-филол. факулы Новорос ун-та, 1916, вып ХП, с. 1-389. Овсянико—Куликовский Д Н, акад. Космическое и человеческое (из лекций по эво­люции и психологии творчества) //Объединение, 1919, N 1/2.

1 Архив НН Ланге в НБ ОГУ, П.27,

[iv] Гордиевский М, проф. Теоретична ф1лософ1я Г С.Сковороды.//Пам'яти Сково­роди (1722-1922) Одесса, 1923.

[v] Багалш Д.И,, акад.. УкраТнський мандрований фшософ Гр Сав Сковорода. Дер-жвидав УкраТни, 1926, с 347-349.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.