Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краеведческие традиции в отечественной педагогике






[Cоветский период]

[Экскурсии и краеведение]

[Школьное краеведение]

[Государственная поддержка школьного краеведения на рубеже 1920-30-х годов]

[Два принципиальных подхода к использованию краеведения в обучении и воспитании детей]

[Система организации школьного краеведения]

[Краеведениев каждую школу]

[Экспедиции. Система поисковых заданий]

[Музейное движение в школе]

[Школьное краеведение и официальная педагогика]

[Школьное краеведение в 1960-80-х годах]

[Школьное краеведение в начале 1990-х годов]

[Введение специальных краеведческих предметов в систему общего образования]

[Краеведение в системе дополнительного образования]

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. И хотя термин «краеведение» утвердился в нашем языке лишь в начале XX века, краеведческие традиции стали складываться значительно раньше. Еще в средние века российской истории сформировалось местное летописание, которое фиксировало не только основные события общественной жизни края, но и природные явления, мифологию и т.п. О возникновении отечественных краеведческих традиций, об истории краеведения, формировании социальных функций краеведения и его коренной связи с жизнью общества подробно написано в книге С.О.Шмидта «Краеведение и документальные памятники» [1].

Как эффективное средство обучения и воспитания учащихся краеведение целенаправленно используется в отечественной педагогике с рубежа XIX-XX веков.

[Cоветский период]

Особенно активно краеведение стало развиваться в советский период истории России. Немаловажное значение для популяризации школьного краеведения, как представляется, имел тот факт, что в функции Наркомата Просвещения РСФСР в 1920-40-х годах входило не только управление органами образования, но и культуры. В его ведении находились учебные заведения, внешкольные учреждения, государственные музеи, отраслевые институты, например, научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, даже такая общественно-государственная организация как Центральное бюро краеведения, в составе которого функционировала школьно-краеведческая комиссия. Естест­венно, что соединение в одном наркомате функций управления образова­нием и культурой неизбежно вело к взаимодействию его структурных подразделений, к координации их деятельности, к взаимовыгодному использованию материальных и интеллектуальных возможностей. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные распорядительное и нормативно-методические документы Наркомпроса того времени. В качестве одного из характерных примеров можно привести сборник инструктивно-методических материалов Наркомпроса РСФСР «Об использовании музеев в учебно-воспитательной работе школ» [2], в котором опубликованы инструкции, положения, методические письма об организации взаимодействия государственных музеев со школами в целях совершенствования содержания и методики обучения и воспитания учащихся музейно-краеведческими средствами.

Однако исторически сложившееся соединение образовательных и культурных функций в рамках одного министерства создавало лишь благоприятные условия для развития краеведения вообще и школьного в частности. Главной же причиной развития школьного краеведения была и остается востребованность его образовательно-воспитательного потенциала.

Назад Дальше






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.