Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные функции музея






Возникновение и деятельность любого социального института, будь то государственное учреждение или общественное объединение, вызваны потребностью реализации каких-либо задач, стоящих перед обществом. Музей как специфический институт науки и культуры призван выполнять свои, присущие только ему, социальные функции, которые определяются как «общественное назначение музея, его роль по отношению к обществу, задачи музейной деятельности, определяемые изменяющимися общественными потребностями» [1].

К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную функцию. Некоторые специалисты музейного дела выделяют и иные социальные музейные функции: исследовательскую [2], охранную [3], рекреационную [4], коммуникативную [5], профориентирующую [6] и другие. Выделение этих функций, как представляется, важно для понимания полифункциональных возможностей музея как комплексного общественного института науки, культуры и образования. Изучение и рассмотрение этих функций чаще всего осуществляется в рамках основных социальных функций музея — документирующей и образовательно-воспитательной.

[Документирующая функция]

Сущность документирующей функции заключается в «целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и местом в музейной сети» [7]. Это определение отражает лишь смысловую основу музейного документирования. Реализация функции документирования — процесс более сложный в организационном, научном и методическом смыслах. Например, сбору музейных предметов, отражающих какое-нибудь историческое событие, предшествует изучение этого события по опубликованным источникам информации, путем консультаций со специалистами, очевидцами и т.п. с целью выяснения, в результате каких процессов произошло это событие, как оно протекало, как связано с другими событиями или повлияло на них. Это позволяет выработать определенные критерии для поиска и сбора тех источников — предметов музейного значения, которые могут наиболее полно и достоверно отразить это событие. Кроме того, сами источники, например, вещевые, изобразительные часто содержат в себе лишь косвенную, а то и скрытую информацию об изучаемом событии, и расшифровать ее можно лишь с помощью выявленной на месте события и зафиксированной исследователями информации об этих источниках и самом изучаемом событии. Поэтому в процессе документирования приходится вести полевую документацию, проводить экспертизу, осуществлять картографирование, звукозапись, фото- и видеосъемку и многое другое.

Как показывает анализ содержания основных направлений деятельности музея (любого типа и профиля), документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, фондовая работа, создание экспозиций [8]. Каждая форма реализации документирующей функции имеет свои специфические особенности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.