Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От редактора






ЛИТЕРАТУРА О ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

   

ББК 74.202.525 + 79.10

Т 83

Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.

В книге обобщен опыт работы школьных музеев в Российской Федерации за последние десятилетия. Даны методические рекомендации по организации и содержанию деятельности музеев, раскрыты основные понятия музейного дела.

Книга адресована школьным учителям, педагогам дополнительного образования, учащейся молодёжи.

ОТ РЕДАКТОРА

Книга «Школьный музей» — важное и своевременное издание. Музеям издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в распространении знаний, в приобщении к ним людей разных поколений, разных местностей, разной степени социальной подготовки. Особенно возрастает роль музея в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, интернет. Местные музеи всегда были и остаются главной базой овладения краеведческими представлениями, а следовательно, и понятиями об общем и особенном в обществе и природе. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. От любви к «Малой Родине» и изучения ее приходят к познанию всей Родины, всего мира — и национального, и интернационального. Музей существенно конкретизирует и углубляет знания о родном крае и, как правило, воспринимается как его визитная карточка. Во всех более или менее значительных населенных пунктах имеются краеведческие музеи. Немало и музеев мемориальных (о людях, событиях) или по истории прославленного местного производства. Посещение таких музеев считают обязательным в программе экскурсий приезжих в ту или иную местность.

Музеи — важная составная часть регионального компонента учебного плана средних школ и высших учебных заведений, готовящих школьных учителей. А участие в организации школьного музея, собирании и описании его коллекций, устройстве его экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по истории и литературе, географии и биологии приучают к приемам самостоятельной работы, исследовательской в своей основе. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов и среди школьников и среди других лиц (прежде всего старших по возрасту) развивает многие навыки культурной самодеятельности, внедряет в сознание представления о памятниковедении, воспитывает любовь и уважение к своему краю. Это сближает юных со старшими увлеченными краеведами, и потому особенно важно, чтобы руководил музейной работой человек и неравнодушный и в определенной мере подготовленный. Школьный музей может быть создан только там, где имеется подобный руководитель и необходимые условия для хранения и демонстрации музейных предметов. Там, где этого нет, должно довольствоваться стендами с материалами о школьном здании и по истории школы, об ее учителях и выпускниках.

Валерий Евгеньевич Туманов сейчас едва ли не наиболее видный знаток истории и методики работы школьных музеев. Он сам начинал активистом исторического кружка и музея в сельской школе дальнего Подмосковья, где учащиеся приобщались и к археологическим раскопкам, и к поиску вещественных и документальных памятников новейшего времени, и к изучению традиционных поведенческих источников и элементов прошлого в разговорной речи. Выпускник историко-архивного института, он работал в государственных музеях, архивах, органах образования, защитил в 1985 г. диссертацию по истории и методике работы школьных музеев РСФСР. Он автор ряда статей по проблемам краеведения и общественных музеев и большого раздела «Документальные памятники в школьных музеях» в учебном пособии «Документальные памятники: выявление, учет, использование», вышедшем под моей редакцией в 1988 г. в серии «Библиотека историка». В настоящее время В.Е.Туманов — заведующий сектором краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и заместитель председателя Союза краеведов России.

В.Е.Туманов — неизменный участник многообразной работы, проводимой Центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования РФ, всероссийских и региональных конференций, семинаров, слетов и олимпиад движения школьников-краеведов, смотров школьных музеев.

Книга адресована и взрослым и юным, и учащим и учащимся. В ней обобщен опыт работы в Российской Федерации за последние десятилетия. Она — и методическое пособие для руководителей, и приманка к интересным занятиям для школьной молодежи, и, естественно, путеводитель для тех, кто склонен приобщиться вообще к музейной работе. Здесь немало полезных сведений о широкого профиля проблемах музейного дела и по истории музеев. Тем самым книга обретает значение и пособия по музейному делу для начинающих этим интересоваться.

Полагаю, что книга в немалой степени восполняет образовавшийся в последнее время и остро ощутимый пробел в издании учебно-методических пособий подобной тематики.

Председатель Союза краеведов России,

Академик Российской Академии образования

С.О.Шмидт

Туманов В.Е. Школьный музей / Название и профиль музея






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.