Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссура массового праздника и театрализованного концерта 2 страница






Что же может войти в этот сюжет?

Это и художественное оформление территории праздника, в ко­тором режиссер решает основные позиции темы; и музыкальное оформление каждого этапа праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм; и слово, в частности, поэтическое, направля­ющее мысли участников массового праздника в том направлении, которое намечено режиссером; и исполнительские актерские силы; и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое — в зависимости от обстоятельств. Широкое поле для развития авторской и режиссерской фантазии.

Н частности, одним из способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является его включение в само дей­ствие. Достигается это путем максимального сближения исполни­телей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобу­сов стали площадкой для концертов. Во время фестиваля моло­дежи в Хельсинки и в других городах они широко использовались в качестве сцены, тем самым приближая исполнителей к массе зрителей.

На карнавале в Сокольниках были организованы машины «ско­рой помощи», в которых разместились небольшие группы артистов с музыкальными инструментами, и эти подвижные группы пере­брасывались туда, где становилось скучно.

Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что зритель, который пришел на массовое представление, ждет дейст­вия. Он ждет не просто действия, но и воздействия на себя. Он пришел ради этого. Поэтому, развивая сюжет массового представ­ления, ищите кульминацию, которая должна обобщить тему празд­ника и вовлечь тем самым всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника в целом возникла новая и активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зри­теля в участника массового действия.

И финал тоже должен быть очень ясным. Его задача — закре­пить в сознании зрителей то, для чего организован праздник, к чему стремились постановщики: желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня, чувство гордости за свою страну, народ... В каждом случае может сложиться различное впе­чатление, но обязательно нужен результат воздействия, потому что все линии общения со зрителем обязательно должны завершиться тем, к чему стремился режиссер.

Вот такая драматургия логического развития представления, построения образного его ряда от пролога через развитие и куль­минацию к финалу должна стать основой сценарного построения массового праздника.

Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в ре­жиссуре массового праздника.

Одна из них заключается в том, что массовый праздник в це­лом нельзя прорепетировать. Нет такой возможности. Вторая в том, что данный 'массовый праздник идет один раз. Если он пов­торится, то это уже совсем другой праздник по своему сценарию, режиссуре, организации, другие зрители, другое настроение.

Как же обойтись без репетиций?

Надежный помощник режиссера в организации массового праздника — монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: где происходит, с кем происходит, как происходит. Каждый режиссер должен уметь его составить._______

'Вот примерный план его построения.

Первая графа — время от и до. Например, 12—12.03 — фан­фары, открывающие праздник.

Вторая графа — место: около ворот, у входа, у выхода, на бал­коне и т. д. Если праздник проходит в парке и работают, предпо­ложим, 25 эстрад, то в монтажном листе расписывается действие на каждой из них. Например, эстрада № 1 от 12 до 12.30 — кон­церт, эстрада № 2 — соревнование жонглеров и т. д.

Третья графа — количество участников, например, 12. И здесь же, кто отвечает за то, что эти 12 человек будут соответственно одеты, вовремя поставлены на место и вовремя начнут, потому что, допустим, с 12.03 и до 12.15 по радио уже должна звучать песня, открывающая праздник.

Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и уве­реннее он будет проходить.

Такая же тщательность должна соблюдаться и при подборе ли­тературного материала для сценария массового праздника.

Каким образом это делается?

Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имею­щемуся художественному материалу в репертуаре исполнителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать.

Во-вторых, то, что нужно дополнительно, ищите в произведе­ниях писателей и поэтов или, только в крайнем случае, пишите сами. В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово: оно лаконично, легко воспринимается, образно и потому особенно глубоко западает в сознание зрителя.

При этом помните о самом взыскательном вкусе, о строгости отбора материала и избегайте многословия.

Как только материал будет отобран, он должен быть внесен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на память, ни­когда не надейтесь на «авось». Все должно быть записано: ответ­ственный за каждое слово, за каждого актера, за каждое дей­ствие.

Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по_ ко­торым работает режиссер. " " Они могут существовать самостоя­тельно, но чаще они составляют единый документ. (См. приложе­ние 1).

Однако нельзя и подменять одно другим. Сценарий — это не про­сто организационный план праздника. Именно в нем сосредото­чено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник. (См. приложение 2).

Очень важно понять также, что массовое празднество требует большой предварительной организаторской работы еще до встречи с исполнителями. Условия, в которых рождаются массовые зре­лища, не дают практической возможности сделать всех исполните­лей участниками творческого процесса, потому что масштаб их ис­пользования громадный (до тысячи и более). Например, на фести­вале в Москве в день открытия была поставлена хореографическая сюита «Цвети, наша молодость», в которой от каждой республики участвовало по 200 человек, всего 3200 исполнителей. В ГДР в спортивно-художественной пантомиме участвовало 100 тысяч спортсменов и танцоров; в хоровых массовых праздниках в Прибалтийских республиках — до 30 тысяч человек. Цифры внуши­тельные.

Поэтому при подготовке массового праздника творческий кол­лектив складывается, в основном, из режиссера, художника, дра­матурга, композитора и руководителей коллективов.

Встреча с руководителями коллективов — один из ответствен­ных моментов работы постановщика. Здесь, кроме четкого опреде­ления задачи каждой группы участников, должна быть дана стро­гая программа репетиций, расписанная по часам и минутам, инди­видуальных прежде всего, а также, что особенно важно, той единственной сводной, которую в лучшем случае удается провести. Умение без потери времени, в творческой обстановке провести ре­петиции — важное условие для работы режиссера, который явля­ется не только творцом, но, повторяю еще раз, и организатором всей работы.

К этому добавляется очень большая работа с художниками, которую надо вести с самого начала.

Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового праздника, его составных — представлений, кон­цертов — зависят прежде всего от их характера, специфических особенностей каждого.

Так, художник, оформляя праздник балета, проходивший на стадионе, отключает одну из трибун и на ее фоне располагает (большую центральную и несколько малых сценических площадок. Оформляя на стадионе же вечер циркового искусства, учиты­вая его специфику, обозреваемость со всех сторон, художник за­полняет зрителями все трибуны, а представление располагает на пяти манежах, разбросанных по полю и видных со всех точек ста­диона.

Или декоративное решение праздника на Москве-реке в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было определено тем, что сценические площадки располагались на движущихся су­дах и стоящих на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим зрительным залом.

Иными словами, художник должен всегда стремиться к тому, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее декоратив­ное решение идеи темы праздника применительно к тем сцениче­ским условиям, в которых они будут проводиться, и в соответствии с режиссерским замыслом.

Сложность работы художника массового праздника заключа­ется еще и в том, что ему приходится решать задачу оформления как в малых, так и в грандиозных масштабах, от элементов офор­мления колонн до чрезвычайно серьезных и трудных вопросов оформления целых городов. При этом надо добиваться сохранения замысла художника.

Например, в 1957 году, во время Всемирного фестиваля моло­дежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поезда, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации, художественно оформлялась и Москва.

Как произвести эту грандиозную работу с максимальной быст­ротой и минимальными затратами?

Наша промышленность выпустила по специально созданным ху­дожниками эскизам декоративные пакеты с набором цветных флажков, панно с национальными орнаментами, фестивальными значками. Все было сделано из бумаги и легко приклеивалось и развешивалось на окнах, витринах, балконах учреждений и мага­зинов. Когда же было объявлено, что москвичи могут украсить по­добным же образом свои балконы и окна, то жители, покупая эти пакеты, включились в оформление города. Москва быстро при­обрела праздничный, красочный, нарядный вид, и, главное, в пол­ном соответствии с тем оформлением, которое было предусмотрено организаторами фестиваля.

Наконец, судьба массового праздника, его представлений зави­сит от композитора, ибо перед музыкальной драматургией всегда стоят конкретные задачи, и решение их во многом определяет ус­пех всего действия.

Пути решения этих задач различны. В одном случае вся музы­ка специально пишется для данного праздника или представления; в другом — вновь написанная компонуется с уже существующей; в третьем — все музыкальное сопровождение строится из уже го­товых мелодий, принадлежавших чаще всего разным авторам.

Но во всех трех случаях композитор необходим как соавтор будущего праздника. Для композитора, равно как и для режис­сера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость харак­тера представления, т. е. выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия.

Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей сте­пени, чем режиссер, обязан заботиться о решении начала и завер­шения праздника, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила все представление, отчетливо выявила его ритм, и помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора и магнитофонное звучание. Следовательно, весь вопрос лишь в том, чтобы умело используя все эти возможности, сделать музыку важнейшим компонентом массового действия.

Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной, всесторонней подготовки и хороших помощников, сов­местных усилий режиссера, художника, композитора, исполнителей. Именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художественный образ праздника, налаженную его организацию, бесперебойную смену элементов праздника и непрерывность его развития.

Эти условия необходимо соблюдать в любых обстоятельствах: и тогда, когда у режиссера есть возможность прибегнуть к помощи профессионалов, и тогда, когда в его распоряжении будут самодеятельные художники, композитор, исполнители, и тогда, ко­гда режиссеру приходится все эти функции выполнять самому. В последнем случае он может использовать уже созданные изо­бразительные и музыкальные произведения, отобрать их в тесной связи с теми задачами, которые поставлены перед ним идеей и темой праздника и которые он ставит, реализуя их, перед всеми участниками.

 

Особым жанром современного массового искусства является театрализованный концерт. Он приобрел сейчас повсе­местную популярность. Нет ни одного самодеятельного коллектива, который бы не включал его в свою программу, ни одного большого или малого события в районах, селах, городах, которые бы не от­мечались им. Театрализованные концерты проходят на сцене Крем­левского Дворца съездов, на сценах профессиональных театров, на сцене любого Дома культуры и клуба.

Театрализованный концерт родился в нашей стране, от нас пе­решел в страны социалистического содружества. В других же стра­нах такой формы искусства нет. Там знают лишь концерт — вы­ступление одного исполнителя, иногда двух, сходных по жанру.

Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филар­монического, всегда тематический, в нем художественное и смысло­вое соединяются воедино.

Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера (день рождения В. И. Ленина, праздник Великого Октября, годовщина победы над фашистской Германией и т.д.), посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художествен­ным продолжением, или организуются самостоятельно. Они бы­вают в одном или двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется и закон времени, влияние его на внимание и утомляемость зрителя.

Известно, что концерт в одном отделении должен идти 1.10— 1.30. Это предел. Дальше зритель утомляется и интерес к концерту падает. Концерт в двух отделениях организуется следующим обра­зом: первое отделение длится 1.00—1.10, а второе — 0.55—1.00. Это нормы, определенные опытом. Конечно, могут быть отклонения, за­висящие от исполнителей, темы, места проведения концерта, но в целом следует придерживаться указанного хронометража.

Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта. Так, при подготовке концерта, продолжавшего торжественное заседание, по­священное 40-летию комсомола, стало ясно, что даже самая перво­классная программа, составленная из отдельных номеров различ­ных коллективов, не будет отвечать тематическим его задачам, не приобретет идейно-воспитательного звучания.

Знакомство с содержанием торжественного заседания убедило в необходимости создания такой программы, которая могла бы стать органическим его продолжением, подхватила бы и развила его эмоциональный заряд, явилась выражением в художественных образах того круга тем, которые нашли отражение в торжествен­ной части юбилея.

Отсюда задача концерта — воспеть те главные, магистральные, узловые результаты деятельности комсомола, которые высоко оце­нены партией, правительством и народом. Пять орденов, которыми был награжден Ленинский комсомол, стали как бы основой дра­матургии концерта. В соответствии с этим программа концерта, ко­торую в данном случае правильнее было бы называть сценарием, состояла из ряда крупных тематических эпизодов, которые благо­даря непрерывно развивающейся логике событий, подчиненных еди­ной сверхзадаче, создавали неразрывную цепь эмоционального воз­действия на зрителя. (См. приложение 3).

Или тема театрализованного концерта, посвященного XIV съезду ВЛКСМ, раскрывалась в преемственности комсомоль­цев первых лет Советской власти и наших современников.

Первые — молодые люди в кожанках, тельняшках, красных пла­точках и бескозырках, вторые — в современных рабочих, спортив­ных, праздничных костюмах.

Комсомольцы революционных лет чуждо смотрят на молодежь в модных современных костюмах. Но, постепенно, в ходе про­граммы, когда юноши и девушки 20—30-х годов образным языком концертных номеров рассказывают о боевых подвигах граждан­ской войны, героизме строительства социалистической индустрии и колхозной деревни, а комсомольцы наших дней — о разгроме фашизма, борьбе за мир, завоевании космоса, выяснялось, что сердца и тех и других бьются в унисон. Между ними возникает та общность, которая свидетельствует о том, что и те и другие воодушевлены единой идеей строительства коммунизма.

В наши дни последовательное осуществление Советским Сою­зом миролюбивого ленинского курса внешней политики является ведущей темой идеологической работы. Ей был посвящен театра­лизованный праздничный концерт в честь 56-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, состоявшийся в ноябре 1973 года в Кремлевском Дворце Съездов.

Средствами искусства концерт последовательно раскрывал эту тему от первого ленинского декрета о мире до сегодняшних исто­рических визитов руководителей нашей партии и правительства с миссией доброй воли в США, ФРГ, Францию, Индию и другие страны мира. (См. приложение 4).

Основу концерта составляют номера. Их множество не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи. Концертные номера составляются из уже имеющихся или вновь создаваемых, но обязательно полностью исполняемых. Недопустимо то варвар­ское отношение к номерам, к которому порой прибегают во имя динамики концерта; недопустимо сокращение, изменение компози­ции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого про­изведения.

Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический театра­лизованный концерт?

Прежде всего четкой идейной его выразительности и художест­венной образности. Как же этого добиться в концерте? Театрали­зацией его номеров.

Вот как шел эпизод Великой Отечественной войны в концерте, посвященном XIV съезду комсомола. Плакаты грозных дней Вели­кой Отечественной войны. Звучит песня А. Александрова «Священ­ная война». На сцене женщины в темных платьях провожают на фронт моряков. Остается одна из них и когда заканчивается песня, отставший от товарищей моряк читает, обращаясь к женщине, стихотворение К.Симонова «Жди меня». Быстрая, буквально се­кундная смена декораций, и на сцене начинается танец из балета А. Спадавеккиа «Берег счастья». Матросы вступают в единобор­ство с танком и, одержав победу, с развернутым знаменем поки­дают сцену торжественным победоносным маршем.

Так, три концертных номера — песня, стихотворение и балет — слились в единый фрагмент — рассказ о Великой Отечественной войне.

Важная задача режиссера концерта — непрерывность воздейст­вия его программы на зрителей, постоянность интереса к заложен­ной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, крещендирующих действие.

Когда зритель приходит на концерт и знает, чему он посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень ва­жно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, по и взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов.

Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализован­ному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театра­лизованный концерт должен начинаться большим, мощным номе­ром многолюдного коллектива: это или большой хор, или оркестр народных инструментов, или симфонический оркестр.

Из каких номеров составляется театрализованный концерт?

К участию в нем следует привлекать все жанры и виды искус­ства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте ныне активно использу­ется кино. Отснятые ролики специально подобранного докумен­тального материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу, стали неотъемлемой частью театрализованных концертов.

Очень хорошо применять диапозитивы. С их помощью легко меняется место действия и создаются устойчивые планы декоратив­ного оформления или отдельных его фрагментов.

Часто для театрализованных концертов применяется оформле­ние, специально выполненное художником. При этом, наряду с важ­нейшей задачей — созданием художественного образа, должна пре­дусматриваться организация концерта.

Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сцениче­ского действия (следовательно, и воздействия), не имеет столь важного значения, как в массовом театральном представлении, ни­где так остро не ставится вопрос о стремительной и органичной «подаче» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему худож­ник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделять внутренним и внешним коммуникациям. Это заставляет художника вместе с режиссером заранее продумать четкий поря­док красивой и легкой эвакуации со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых кол­лективов.

Очень интересное с этой точки зрения решение оформления сцены для выступления советской делегации на подготавливаемом, но не состоявшемся в Алжире Всемирном фестивале молодежи и студентов нашел известный художник, мастер художественного ре­шения массовых праздников Б. Г. Кноблок. Движущиеся сцены — площадки позволяли произвести перезарядку их за эстрадой во время выступления коллективов (рис. 1), а киноэкран то выполнял свою основную роль, то легко и быстро превращался в верхнюю сценическую площадку (рис. 2).

Или им же созданная сценическая площадка для концерта, посвященного 40-летию Ленинского комсомола. Она представляла собой четыре сцены, которые могли быть использованы и все одно­временно и каждая самостоятельно. Два больших пандуса охва­тывали сцену, соединяя ее с «полем» зрительного зала и киноэкра­ном, находившимся в глубине сцены. Экран перекрывался занаве­сом и превращался, по мере необходимости, в красный стяг — фон для некоторых эпизодов представления. Такое построение сцены позволяло произвести одновременный ввод и вывод исполнителей, не нарушая ритма концерта (рис. 3).

К сожалению, о том, что сцена для театрализованного концерта должна быть особым образом подготовлена, часто забывают Ко­гда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта не­ряшливость нарушает необходимую динамику концерта и его ат­мосферу.

Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естест

С 'э

I 'э

венно, рассеивается, и в этом повинна неслаженность, прежде всего, его монтировочной части.

А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя к сце­нической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерыв­ность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концертного орга­низма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, воз­никают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.

Между тем у режиссеров театрализованных концертов очень большие и интересные возможности и при соответствующей по­мощи художника их осуществление повышает значимость концерта.

Одна из них — укрупнение каждого номера. Вот несколько при­меров такого приема.

В концерте, посвященном XIII съезду комсомола, темой одного из номеров являлась борьба народов Африки с колониализмом. Тема жгучая для того времени. Номер назывался «Освобожденная Африка». Исполнял его артист Ленинградского академического те­атра оперы и балета им. С. М. Кирова А. Павловский. Танец рас­считан на сцену этого театра. Теперь он переносился во Дворец спорта в Лужниках, который вмещает 12 тысяч зрителей, а сцена его почти в 3 раза больше сцены Кировского театра. Как сохра­нить выразительность сольного танца, не убить его масштабами площадки?

Мы расположили на сцене три экрана: два по бокам, как не очень широкие пилястры, и один сзади во всю ширину сцены (рис. 4). На среднем экране синхронно с танцем возникали узло­вые, кульминационные моменты танца. Они были заранее специ­ально отсняты на кинопленку. На сцене негр с закованными ру­ками. На боковых экранах — документальные кадры из жизни народов Африки, а на центральном — также закованные руки. Ар­тист начинает танец, пытается разорвать сковывающие его цепи. На боковых экранах проецируется демонстрация народов Африки. Артист разрывает оковы — на боковых экранах всплески народной радости, на среднем — бушующий океан. Артист поднимает руки — и на экране из водных пучин тоже поднимаются руки. Артист уст­ремляет взгляд вперед — и на экране возникают его огромные глаза.

Иными словами, на всем протяжении танца укрупнялись и ком­ментировались сюжетные повороты этого хореографического рас­сказа с помощью взаимодействия разных средств выразительности. Усилие и укрупнение отдельных фрагментов позволили добиться большой обобщенности, выразительности, острой публицистич­ности.

 

 

Другой пример из практики ленинских концертов. Мне посчаст­ливилось ставить их десять лет подряд на сцене Кремлевского Дворца съездов, и каждая постановка связана с поиском нового поворота в тематическом плане концерта.

В основу одного из концертов было положено повествование о биографических этапах жизни Владимир Ильича. Известно, что Ленин в детстве очень любил петь вместе с сестрой Олей песню К.Вильбоа «Нелюдимо наше море». Как включить это произведе­ние в программу? Сказать об этом? Написать в программе? Нет!

Фотография семьи Ульяновых была переведена на диапозитив, и в то время, когда на экране, вмонтированном в сценическое оформление концерта, появлялся ее фрагмент с головками Оли и Володи, за кадрами звучал женский голос, читающий рассказ Н. К- Крупской о том, что в детстве Владимир Ильич любил вме­сте с сестрой петь эту песню. На последних словах свет с диапо­зитива переводился на сцену и останавливался на артистах, пою­щих это произведение.

Подобным же образом в программу включили марш Монтегюса «Салют 17-му полку», который В. И. Ленин любил слушать во время эмиграции во Францию. На диапозитиве — Эйфелева башня, определяющая место действия. Звучит вступление к песне. Один диапозитив вытесняет другой, и на экране — обложка нот этого произведения. А затем, отождествленный с французским шансонье того времени, как бы из обложки на сцену выходит Мус­лим Магомаев и поет эту песню.

Так с помощью изобразительных средств, делая зримыми при­чины исполнения в концерте того или иного произведения, удается более глубоко и выразительно раскрыть тему номера.

Успех концерта, посвященного 150-летию Бородинской битвы, во многом решило использование увертюры П. И. Чайковского «1812 год». При прослушивании этого гениального произведения не­вольно и очень четко возникают картины Отечественной войны. Сложился замысел использования большого занавеса с изобра­жением воинских доспехов, в центре которого лавровый венок славы. Затем перевели на диапозитивы полотна русской живописи, запечатлевшие этапы войны. Звучала музыка П. И. Чайковского, а внутри лаврового венка возникали картины 1812 года, вызван­ные ею к жизни. По-новому воспринималось это произведение, по­лучив образный ряд, подтверждающий и выражающий его музы­кальную драматургию.

Использование документов и произведений, созвучных теме, имеет удачные примеры и в митингах-концертах — одной из ярких форм театрализованного концерта.

Вот, например, два таких митинга-концерта: один — на Манеж­ной площади (см. приложение 5), другой — в Кремлевском Дворце съездов. Они были посвящены разным событиям, разным темам. Первый из них — борьбе за мир, против атомной войны; второй — XV съезду ВЛКСМ. Но принципы их построения имели много общего и были основаны на введении в художественную ткань кон­церта подлинных документов и людей, участников важнейших со­бытий в истории нашей страны.

Представьте себе: на Манежной площади установлена двух­этажная сцена. Верхняя служит трибуной для ораторов, над нею большой экран. На нижней — симфонический оркестр, и она же яв­ляется эстрадой для выступления солистов и коллективов. Девочка в белом платье открывает концерт: она выпускает белоснежного голубя, который взвивается над площадью и долго парит над нею в лучах прожектора.

На сцене группа молодых японцев — «Поющие голоса». Они поют песню о Хиросиме, о гибели этого города. Песня звучит, а на сцену выходит Хисако Нагата, одна из жертв атомной ката­строфы. У нее сожжены голосовые связки, и ее рассказ о трагедии японского народа переводит на русский язык молодой японец. На­гата просит почтить память погибших в Хиросиме минутным мол­чанием. На площади возникает тишина.

На сцену поднимается мать Зои Космодемьянской. Сняв с себя белую шаль, она укрывает ею Нагату. Эта ласка матери героини, погибшей во время войны, слабый голос Нагаты, белая шаль на ее плечах и полет голубя над площадью — все было настолько эмоцио­нально точно, что люди, видевшие это, вставали на колени и не стыдились своих слез.

Второй митинг-концерт, посвященный XV съезду комсомола, проходил в Кремлевском Дворце съездов. Его очень емкая тема была решена большими эпизодами-понятиями: комсомол — верный сын партии, комсомол — воин, комсомол — новатор и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.