Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская эмигрантская пресса






 

История эмигрантской печати тесно связана с именами Александра Ивановича Герцена и Николая Платоновича Огарева, создавшими в середине 19 века в Лондоне Вольную русскую типографию.

Хотя, конечно, можно говорить об эмигрантских традициях, публицистическом взгляде из заграницы уже в 15 веке, когда князь Андрей Михайлович Курбский, опасаясь опалы, перебрался в Литву, и оттуда затеял публицистическую полемику с Иваном Васильевичем Грозным.

И все же настоящая эмигрантская пресса появляется лишь 1853 году. Середина 19 века, как мы помним, - время тяжелое, журналистика подвергается жестоким цензурным репрессиям. Свобода излагать свои мысли была дарована только тем, чьи взгляды совпадали с официальной политикой правительства.

Но ведь потребность в публичном выступлении испытывали и те, кто видел иную правду жизни. Поэтому А.И.Герцен, который эмигрировал в самом начале 1847 года, задумал издавать заграничную русскую литературу и переправлять ее в Россию. Только через шесть лет он смог осуществить свою мечту. Он страстно призывал поддержать вольную типографию, уговаривая соотечественников воспользоваться его печатным станком: " Присылайте, что хотите, все написанное в духе свободы будет напечатано". При этом он обещал свято хранить тайну авторства, чтобы русское самодержавие не смогло расправиться с корреспондентами вольной типографии.

Сам А.И.Герцен печатал такие прокламации и брошюры, которые были направлены против крепостничества. Он обращается к передовому дворянству, в надежде, что в их среде не иссякли декабристские настроения, и предполагает, что узел помещичьей власти, вероятно, все-таки разрубится топором мужика.

Поражение в Крымской войне и смерть Николая Первого приводил к переменам в общественном настроении России. Почувствовав это, А.И.Герцен задумал издавать журнал " Полярная звезда". Название он позаимствовал у декабристов, - помните: так назывался альманах, который издавали К.Ф.Рылеев и А.А.Бестужев. И на обложку он вынес профили пяти казненных декабристов: П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьева-Апостола и П.Г.Каховского. Девизом журнала стали строки А.С.Пушкина из " Вакхической песни": " Да здравствует разум".

Печаталось по одной книжке в год. И уже первая, вышедшая в 1855 году, была переправлена не только в Европейскую часть России, но дошла даже до Сибири, к ссыльным декабристам. Запрещенные стихи А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева, воспоминания и письма декабристов, переписка В.Г.Белинского с Н.В.Гоголем, памфлеты, статьи и художественно-публицистические произведения А.И.Герцена, корреспонденция из провинциальных центров России, - таков далеко не полный перечень опубликованного в " Полярной звезде".

Когда весной 1856 года в Лондон приехал давний друг и единомышленник А.И.Герцена Н.П.Огарев, деятельность Вольной русской типографии заметно оживилась. Революционная газета " Колокол" начала издаваться с июля 1857 года, выходила она сначала один раз в месяц, затем - два раза, а иногда и еженедельно. Девизом были выбраны начальные слова " Песни о колоколе" Ф.Шиллера: " Зову живых! "

В основном газета заполнялась статьями. Самыми неотложными делами " Колокол" считал освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев. Впервые русская печать систематически и открыто; стала разоблачать злодеяния царизма, полицейский произвол и хищения сановников. Успех " Колокола" был несомненен. Уже в первое пятилетие существования газеты к А.И.Герцену приезжали Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, В.С.Курочкин и многие другие видные общественные деятели, писатели, журналисты, ученые России.

Любимым жанром А.И.Герцена были письма. Может быть, именно поэтому многие заметки, статьи, памфлеты, фельетоны написаны им в стиле свободного разговора с читателем. А это, как понимаете, создавало особую атмосферу доверия и контакта.

Почти до самой смерти А.И.Герцен выпускал " Колокол". Он считал, что даже в условиях спада революционного движения в России надо продолжать его издание для того, чтобы не умолк последний протест, чтоб не заглохло угрызение совести, чтоб не было вдвойне стыдно потом. Этот его призыв был услышан.

И когда за границей сосредоточились значительные силы профессиональных революционеров-эмигрантов из России, начали появляться вольные русские периодические издания по образцу " Колокола". В 1868 году в Женеве М.А.Бакунин создал журнал " Народное дело". Правда, вскоре ему пришлось уйти из редакции, идейное руководство журналом перешло в руки Н.И.Утина, а сам М.А.Бакунин был раскритикован на страницах " Народного дела" за " анархическую бестолковщину". Идеалом революционной личности для нового состава редакции стал герой романа Н.Г.Чернышевского " Что делать? " Рахметов. Когда в 1870 году была создана русская секция Первого Интернационала, " Народное дело" реорганизуется в многополосную газету, первый номер которой был посвящен переписке с К.Марксом.

Сторонники М.А.Бакунина, потерпев неудачу с первым своим печатным органом, попытались издать совместно с С.Г.Нечаевым журнал " Народная расправа", но снова неудачно. Лишь в 1875 году они наконец-то сумели наладить регулярный выпуск газеты " Работник". Это была первая русская популярная революционная газета дпя читателей из народа. Призывая к всероссийскому бунту, она скрывала разногласия между М.А.Бакуниным и К.Марксом. Связи с Россией наладить не удалось, хотя отдельные номера и доходили до русских рабочих. С 1878 года бакунисты стали выпускать еще и журнал, рассчитанный на революционную интеллигенцию. Назывался он " Община". В нем сотрудничали С.М.Степняк-Кравчинский и П.Б.Аксельрод.

В Цюрихе в это время П.Л.Лавров и его сторонники начали выпускать журнал " Вперед! ". Пять томов этого издания попытались объединить все оттенки русской революционной мысли. Наряду с журналом выходила еще и газета " Вперед! " Она тоже призывала бакунистов к примирению с марксистами в интересах революционного движения.

Бесцензурная печать сыграла значительную роль в организации революционной работы в России. Вместе с тем, она стала своеобразным глотком воздуха в душной атмосфере царской цензуры.

1900 году в Лейпциге был выпущен первый номер первой общерусской нелегальной марксистской газеты " Искра", сыгравшей большую роль в создании партии социал-демократов. В редакцию " Искры" входили В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, Н.К.Крупская, Ю.О.Мартов, П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич. Эпиграфом для газеты послужили слова из ответа декабристов А.С.Пушкину: " Из искры возгорится пламя". Затем газета выходила в Мюнхене, Лондоне, Женеве. Доставка газеты в Россию представляла большие трудности, но редакции считала своей обязанностью, чтобы и в России могли услышать свободный голос.

Встав на твердые позиции марксизма, " Искра" стала центром объединения революционеров в общерусскую пролетарскую партию.

Однако уже в 1903 году, после перехода Г.В.Плеханова на меньшевистские, а В.И.Ленина на большевистские позиции, редакция раскололась. " Искра" осталась в руках меньшевиков. У большевиков выходили газеты " Вперед", " Пролетарий", " Рабочая газета", журналы " Заря", " Коммунист", но они уже не были долговременными.

Новый этап в эмигрантской печати связан с утверждением в России Советской власти. К началу 1920-х годов белогвардейские армии и войска интервентов, терпя одно поражение за другим, покидали Россию. С ними уходили и видные журналисты. В газетно-журнальной периодике Русского Зарубежья сразу же выделились три направления. Первое – консервативное - выражали печатные органы монархистов, в которых самым ярким публицистом был П.Б.Струве. Второе - умеренное - выражало идейные, программные и тактические установки П.Н.Милюкова, призывавшего извлечь уроки из поражения. Третье - лояльное - пропагандировало идеи патриотизма и веры в Россию, надеясь на ее эволюционное развитие. Особое место здесь занимают демократические издания, главной темой которых стала тема родины, стремление сохранить Россию и вне России. Большая часть зарубежной русской периодики внимательно следила за событиями, происходившими на покинутой ими родине. В Берлине выходили " Голос России", " Время", " Русь", в Праге - " Воля России", " Казачий набат", в Париже - " Бодрость", " Россия", " Возрождение". В 1940-е годы на их страницах соседствуют материалы о репрессиях в СССР и истинных героях в войне с фашистской Германией, здесь велось развенчание мифов о величии большевизма и исследование причин неизбежности новой послевоенной российской эмиграции.

Очередная волна эмиграции в 1970-е годы связана с диссидентским движением в СССР и поисками возможности издания бесцензурной печати. Призыв А.И.Герцена - чтоб не умолк последний протест - был услышан через столетие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.